поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
02 марта 2006  распечатать

Александр Щипков

Учись читать религиозную прессу

  • Глава из книги Александра Щипкова "Соборный двор"
  • class=rs>1997, ноябрь
    Публикуется впервые [1]

    У микрофона Александр Щипков. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Все мы, так или иначе, интересуемся религиозными вопросами. Одни из нас в большей степени, другие в меньшей. Мы живем в секулярном мире, преподавание религиозных дисциплин в школе запрещено законом, но, тем не менее, мы ищем и находим религиозную информацию в самых разных местах.

    Сегодня мы поговорим о средствах массовой информации, ведь часто именно из них мы и узнаем о том, во что верит Россия. Нынче газеты и журналы любят поразмышлять о нравственных или идеологических проблемах и в этом ряду охотно обращаются к религии. Публикуют религиозные материалы, публикуют материалы о религии, что, замечу, вовсе не одно и то же.

    Обилие так называемой духовной тематики многих настораживает и путает. Заставляет предположить, что не все, о чем пишут и говорят журналисты, соответствует реальной действительности. Например, несколько лет тому назад ведущие издания взахлеб хвалили преподобного Муна и его церковь Объединения. А сегодня – бранят. Пишут, что он жулик и даже сидел в тюрьме за уклонение от налогов. Так жулик он или святой? Кому верить?

    Одни журналы призывают учиться духовности у Запада, другие пугают западной миссионерской экспансией. Опять, кому верить?

    Разумеется, верить нужно только своим глазам. Просто необходимо научиться правильно читать газеты и правильно смотреть телевизионные программы. И, разумеется, правильно слушать радио.

    Мир религиозной информации, подобно коромыслу, имеет два конца. На одном конце – поставщик религиозной информации, на другом конце – потребитель этой информации. Если вам в руки попадает текст с неким религиозным содержанием, не спешите его читать. Разберитесь сначала – кто поставщик информации и кому она предназначена. Поняв это, вы сможете правильно оценить содержание и независимо от воли поставщика сделать полезные для себя выводы. Главное для потребителя, то есть для вас, сохранять независимость собственного суждения.

    Религиозные средства массовой информации можно подразделить на несколько групп.

    Ведомственные издания. То есть издания, принадлежащие определенной религиозной организации. Эти издания, как правило, ставят перед собой откровенно миссионерскую задачу. Они занимаются тем, что раньше называли агитацией и пропагандой. А теперь называют просвещением. В этих изданиях чаще пишут об успехах и реже – о недостатках. Иерархическое звено не подлежит критике. Только не подумайте, что я осуждаю подобные издания. Любая религиозная организация имеет полное право представлять себя обществу так, как считает нужным. Это-то и интересно, поскольку эти издания являются, так сказать, официальной "автобиографией" церкви или общины. При чтении необходимо учитывать этот нюанс.

    К следующему типу изданий относятся религиозные органы, которые существуют на средства из независимых финансовых источников, непосредственно не принадлежат той или иной церковной структуре. Но занимаются проповедью и претендуют на каноническую чистоту. Эти издания хороши тем, что отображают какое-нибудь одно течение внутри церкви. Чаще всего разделение проходит по идеологическим параметрам. Консерваторы и либералы, находясь в одной церковной организации, издают газеты разной политической ориентации. Подобное обнаруживается и у православных, и у католиков. И у буддистов, и у мусульман, и у иудеев.

    Далее, отметим светские издания, которые тоже уделяют внимание религиозным процессам. Во-первых, это научные журналы, сборники статей и так далее. Во-вторых, это популярные издания. В зависимости от настроения, образования и пристрастий редактора они могут тяготеть к той или иной церковной партии, но, как правило, светское издание вынуждено соблюдать некий баланс и стремится представлять разные точки зрения. Замечено, что, если издание пренебрегает этим принципом, оно теряет читателя и умирает. Его перестает покупать (смотреть, слушать) широкая аудитория.

    После того как вы разобрались с главным вопросом об источнике информации, реально представляете облик поставщика информации и уверены, что адекватно оцените предлагаемую религиозную продукцию, – вы можете позволить себе углубиться в детали.

    В первую очередь обратите внимание на форму подачи материала. Важно понять намерение автора статьи или передачи. Если он хочет вас познакомить с новым явлением или фактом религиозной жизни – это репортаж. Если он хочет дать оценку явлению или поделиться своей интерпретацией этого явления – это публицистика. Если же он намерен внушить вам некую идею, намерен вести прямую проповедь – это пропаганда.

    Если я вам сообщу, что патриарх Алексий осудил показ фильма "Последнее искушение Христа" по НТВ – это религиозная информация. Если я буду говорить вам о необходимости поста и молитвы – это будет пропаганда моих религиозных убеждений. Если я делюсь с вами своими наблюдениями о функционировании современных религиозных средств массовой информации – это публицистика. Встречается смешение жанров. Проповедь под видом информации, публицистика под видом проповеди и так далее.

    Часто приходится сталкиваться с тем, что авторы-проповедники обращаются к широкой аудитории так, словно все их читатели и слушатели являются их сторонниками, давними членами их общины. Этот намеренный прием часто эксплуатируют различные нетрадиционные религиозные движения. А порой и традиционные.

    Полезно при чтении религиозной периодики обращать внимание на язык. Он может быть нарочито молодежным, нарочито благообразным, нарочито архаичным или специальным, понятным только посвященным. Подобный язык отсеивает лишнего читателя, того, который с пол-оборота не понимает таких словосочетаний, как тонкий план, кармическая печаль, духовное молчание, абсолют покоя и прочее.

    Современная религиозная журналистика еще только встает на ноги. Естественно, что в нее приходят неофиты, люди с горячим желанием немедленно поделиться светом обретенной истины. Страстность и нетерпеливость зачастую провоцируют некорректную манеру письма. Нигде вы не найдете такого количества оскорблений, поношений и безапелляционных суждений, как в религиозной журналистской полемике. Каждый отстаивает свою истину.

    Диапазон этих истин весьма широк: одни настаивают на спасении через Христа, другие предлагают аннигилироваться в нирване, третьи проповедуют паранаучные мифологемы о трансмутации человека в эпоху Водолея.

    Отдельно и много можно говорить о проблемах финансовой зависимости религиозных изданий, об их порой излишней политизированности, о цензуре и многом другом. Но это не главное. Главное – это свобода выражать собственное мнение. Автор выражает свое свободное мнение в тексте. А задача читателя понять, насколько это мнение свободно. Если нет, то понять, кто на него влияет. В этом и заключается умение разбираться в мире современной религиозной информации.


    [1]

    Текст радиопередачи "Во что верит Россия". Этот и следующие четыре текста посвящены становлению русской религиозной журналистики. Я предлагаю свое видение проблемы, свою классификацию. Дискуссия о религиозной журналистике, которую я сознательно навязывал коллегам в 2001-2002 годах, не завершена. С точки зрения профессиональной статьи несовершенны, так как в них нет логического завершения, слишком много змоций. Все находится в состоянии движения и полемики. Я уверен, что спор необходимо продолжать до тех пор, покуда он не будет услышан за пределами церковного сообщества и религиозная журналистика не займет достойного места в российских СМИ. Это – моя цель.

    СМ.ТАКЖЕ

    авторы:

    Александр Щипков

    книги:

    Александр Щипков. Соборный двор

    ЩИПКОВ
    ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
    TELEGRAM
    НОВОСТИ

    17.03.2024

    Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

    10.03.2024

    Щипков. "Путин. Россия как семья"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

    03.03.2024

    Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

    01.03.2024

    Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    25.02.2024

    Щипков. "Путин и Русский мир"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

    18.02.2024

    Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

    15.02.2024

    Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
    Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

    11.02.2024

    Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
    Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

    / все новости /
    РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
    КНИГА
    МОНИТОРИНГ СМИ

    30.04.2023

    Зачатьевский монастырь:
    Александр Щипков
    15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

    04.08.2022

    Официальный сайт Московского Патриархата:
    Алексей Заров
    Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

    25.12.2021

    Красная звезда:
    Андрей Гавриленко
    Объединив потенциал лучших экспертов
    В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

    04.12.2021

    Православие.ru:
    Ирина Медведева
    "А вы дустом не пробовали?"

    24.11.2021

    ForPost Новости Севастополя:
    Эдуард Биров
    Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

    / весь мониторинг /
    УНИВЕРСИТЕТ
    Российский Православный Университет
    РЕКЛАМА
    Цитирование и перепечатка приветствуются
    при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
    Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

    Яндекс цитирования
    контакты