поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
02 марта 2006  распечатать

Важность представительства религиозных организаций при Совете Европы

Вводный доклад Игумена Филарета (Булекова), Представителя Московского Патриархата в Страсбурге, на круглом столе в Казани (22-23 февраля 2006 года)

Уважаемый г-н Председатель, уважаемые участники семинара!

Я благодарю г-на Альваро Хиль-Роблеса за приглашение кратко представить присутствующим тему развития сотрудничества Совета Европы и религиозных организаций.

Современная ситуация как в Европе, так и в мире не оставляет сомнений в том, что религиозный фактор играет весьма серьезную, если не все более серьезную, роль в жизни общества. Об этом свидетельствуют не только дискуссии между сторонниками секулярного и религиозного мировоззрений и не только столкновения между радикально настроенными приверженцами разных религий. Нередко в социальных и политических конфликтах религиозный фактор остается скрытым или до времени не востребованным, но есть все основания предположить, что он может выйти или может быть выдвинут на первый план. В то же время немало всем известных примеров того, как религиозное обоснование или религиозные лозунги прямо используются в конфликтах на международном и национальном уровнях, в том числе военных.

Многообразие форм присутствия религиозного фактора в современных общественных и политических процессах, а также эволюция самой религии, в том числе ее возрождение, которое мы наблюдаем в различных странах и регионах, требуют с особым вниманием относиться к вопросу об участии религиозных объединений в жизни обществ и государств.

Что значит "с особым вниманием"? В европейском контексте, на мой взгляд, это означает необходимость заново осмыслить соотношение между тремя "сторонами": государством, которое, как правило, в Европе является светским, нерелигиозным; обществом в целом, которое включает как верующих, так и неверующих людей; и собственно религиозными сообществами граждан государств.

В этой связи представляется важным прояснить вопрос о правомерности перенесения понятия о светском государстве на общество. Если в некоторых государствах в определенные периоды общество в целом рассматривалось как светское (или как нерелигиозное и даже атеистическое, что было характерно для советской ситуации), то вряд ли подобные представления соответствуют реальности сегодня. Особенно это несоответствие очевидно именно в посткоммунистических странах, где идут процессы возрождения религий и роста религиозности (в разных ее проявлениях).

Уже из этих общих соображений можно сделать вывод о насущной необходимости диалога между светским и религиозным мировоззрением, между религиозными организациями и государственными, международными и общественными институтами, а также между самими религиями. Одна из целей такого диалога – сделать голос религий слышным, то есть убедить властные элиты, включая средства массовой информации, прислушиваться к этому голосу и стараться понять его, проявляя при этом должное уважение.

Ведь как обстоит дело сегодня? К представителям религии, как правило, обращаются как к пожарникам – когда или конфликт на религиозной почве, или религиозно мотивированный террористический акт, или беспорядки в обществе уже произошли. Тогда спрашивают мнение, требуют заявить позицию, публикуют интервью и т.д. До того же позиции религиозных лидеров и их призывы не только остаются не услышанными, но нередко сознательно игнорируются. И обычно такую дискриминацию обосновывают, ссылаясь на светский характер государства.

Одновременно многие общественные и международные организации наперебой отстаивают право всех и каждого поджигать. После недавних и всем памятных событий, связанных с противостоянием тех, кто отстаивает право на неограниченную свободу слова, и тех, кто требует уважать религиозные чувства людей, высшие руководители Совета Европы сделали яркие и недвусмысленные заявления. Так, например, в ходе визита в Грецию Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден сказал: "Мы не должны злоупотреблять свободами с такой бесчувственностью, которая превращает свободу слова в нетерпимость к межкультурным различиям. Последние события до боли ясно показали отсутствие понимания основополагающих ценностей, отстаиваемых Советом Европы, отсутствие понимания культуры и религии, отличных от своей собственной".

Вместе с тем внимательный наблюдатель знает, что услышать подобную фразу в процессе подготовки и обсуждения решений самой ПАСЕ практически невозможно. А зачастую сама дискуссия там проникнута совершенно противоположным духом.

Так не пришло ли, действительно, время вместе сесть за стол и подумать над выработкой неких общих правил противопожарной безопасности? Такие правила необходимо разработать и принять ради блага всех членов общества – и нерелигиозных, и религиозных, так, чтобы последние не были исключены из общественного процесса, чтобы и они могли на законных, всеми признанных основаниях участвовать в приятии общезначимых решений.

В данном случае Совет Европы располагает уникальными возможностями для того, чтобы стать в Большой Европе площадкой для диалога.

Совет Европы накопил большой опыт работы не только с государствами и между государствами, но и с неправительственными организациями (НПО). Но разве религиозные организации и, прежде всего, те из них, которые оказывают реальное влияние на жизнь европейских обществ и государств, не являются также чаще всего неправительственными организациями, хотя и со своей спецификой? И разве не происходит пока реальное ущемление религиозных объединений в сравнении с другими НПО? А если это так, то налицо не только дискриминация, но и проявление недальновидности. Игнорирование в данном случае базовых демократических принципов способствует лишь созданию атмосферы напряженности и конфликтности.

Если обратиться к повестке дня Совета Европы, то следует указать на позитивные примеры сотрудничества Совета с религиями. Прежде всего, это касается деятельности Комиссара по правам человека. Конечно, далеко не со всеми выводами и предложениями Русская Православная Церковь может согласиться. Но уже накоплен опыт сотрудничества и диалога с религиями, в частности, в форме семинаров по насущным вопросам современного общества. Наш нынешний семинар, как известно, завершает серию подобных встреч, в ходе которых не только обсуждались актуальные вопросы религиозного образования в странах – членах Совета Европы, но и вырабатывались соответствующие рекомендации. Смею надеяться, что этот процесс будет продолжаться и развиваться.

Среди других вопросов, являющихся предметом общей заинтересованности и озабоченности Совета Европы и религиозных организаций и потому требующих совместного обсуждения, следует упомянуть проблему сект в Европе, проблемы эвтаназии, биоэтики и, более широко, весь спектр вопросов, касающихся семьи и ее нравственных оснований.

Насущная необходимость организации регулярного и прямого диалога между Советом Европы и религиозными сообществами диктуется, конечно, и тем, что по многим вопросам согласия нет, и предстоит пройти нелегкий путь к взаимопониманию и консенсусу.

Так, например, документ, принятый на осенней сессии ПАСЕ 2005 года – Резолюция 1464 "Женщины и религия в Европе" – получил резко отрицательную оценку со стороны многих религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви. А ведь это – решение Парламентской Ассамблеи, самым непосредственным образом затрагивающие интересы многих и многих граждан государств-членов. Насколько в нем отразились мировоззренческие и этические убеждения религиозных сообществ, объединяющих миллионы верующих? Думаю, это скорее риторический вопрос. Если проследить за ходом подготовки этого документа и затем его рассмотрением на сессии ПАСЕ, нельзя не заметить, что имели место проявления необъективности и поверхностности, когда участники обсуждения руководствовались не столько знанием реального положения вещей, сколько предрассудками, иногда даже личными обидами, а также узко политическими интересами.

Это примеры обсуждавшихся в последнее время вопросов, которые объективно требуют участия представителей религий в подготовке соответствующих документов.

Следует, однако, сказать и о другом: наблюдается некая тенденция пренебрежения принципом именно религиозной свободы в сравнении с другими правами и свободами, которые отстаивает в общеевропейском масштабе Совет Европы.

В данном случае весьма характерным – и в каком-то смысле знаковым – является недавний пример не только такого пренебрежения, но и, судя по всему, явного конфликта свобод, нашедший выражение в принятой 18 января сего года Европейским Парламентом резолюции "О гомофобии в Европе". В этом документе резко осуждается любая дискриминация на основе сексуальной ориентации – как нарушающая принцип равенства граждан и ограничивающая их права. В то же время в нем говорится, что гомофобия часто оправдывается соображениями общественного порядка и... религиозной свободой.

Отсюда несложно сделать вывод: здесь права и свободы человека разделяются на первостепенные и второстепенные. Во имя равенства граждан по существу отрицается принцип равенства самих прав граждан.

Следует разобраться, в чем причина подобного пренебрежения одними правами в ущерб другим, разделения прав на, так сказать, более сильные и менее сильные, подчиненные. Очевидно, что в таком случае под вопрос ставится сам принцип прав и свобод человека и гражданина. Ведь если к реализации человеком своей свободы подходят выборочно, то уничтожается свобода как таковая. Ибо свобода не может быть выборочной.

Исторически свобода вероисповедания была первой из позднее утвердившихся в Европе свобод и потому их основой. Однако утверждение свободы вероисповедания происходило еще в эпоху почти всеобщей религиозности. Более того, на раннем этапе, в эпоху Реформации, свобода религиозного выбора имела и политический аспект – в соответствии с принципом "чья власть, того и вера" (cujus regio, ejus religio).

Позднее свобода вероисповедания оказалась в одном ряду со свободой совести и убеждений, то есть религиозный выбор в некотором смысле был приравнен к выбору мировоззрения как такового. Соответственно, с распространением светского гуманизма, секуляризма, а также антиклерикализма и откровенного атеизма, с одной стороны, постепенно утрачивалась специфика собственно религиозного выбора в ряду всех возможных свободных мировоззренческих выборов человека, а с другой, именно религиозный выбор до известной степени принижался как потенциально опасный для реализации свободы выбора, с религией никак не связанного, а тем более ей прямо враждебного.

Если учитывать этот исторический процесс борьбы за права и свободы человека во всей его сложности, можно понять и современное отношение к праву на свободу вероисповедания, в частности, попытки вывести это основополагающее право из числа основных прав человека. Нередко приходится слышать такое утверждение: "Свобода совести заканчивается там, где начинаются права человека". Это опасная логика. И не только потому, что умаление одного из фундаментальных прав человека рано или поздно приведет к отказу и от других, не менее важных, прав и свобод. Опасность здесь заключается и в том, что, считая любую (или почти любую) религию как бы "естественным" врагом прав и свобод личности, сторонники подобной позиции заведомо закрывают путь к диалогу с представителями религий о самом принципе прав человека и о понимании свободы личности в различных религиозных традициях.

Сегодня, на мой взгляд, Совет Европы и все, кто заинтересован в отстаивании прав и свобод человека, должны стремиться именно к диалогу с религиями и религиозными организациями, то есть к открытому и содержательному обсуждению тех основополагающих принципов, на которых строится жизнь общеевропейского сообщества. В противном случае будут лишь умножаться проявления религиозного и антирелигиозного радикализма. А радикализм по определению не расположен ни к какому мирному диалогу и достижению взаимопонимания между носителями секулярного и религиозного сознания.

Предметом такого диалога должно стать, в частности, и представление о толерантности. В условиях усиления религиозного фактора в общественной, культурной и политической жизни наших обществ, мы вынуждены заняться работой по прояснению понятий. В обычном значении толерантность есть, прежде всего, уважение чужого выбора, выбора другого человека. В то же время, очевидно, что у терпимости всегда есть границы. Никакое общество не может относиться терпимо к тому, что разрушает его самого, что считается общественным злом. Таким образом, взаимная толерантность возможна лишь при условии общественного согласия относительно ее пределов. В случае разногласий между последователями разных религий и между представителями секулярного и религиозного мировоззрений единственным путем к достижению необходимого общественного консенсуса является диалог.

На мой взгляд, все эти соображения заставляют нас, представителей религиозных сообществ, осознавая свою ответственность за общеевропейскую судьбу, обратиться с призывом к Совету Европы открыть свои двери для представителей традиционных европейских религиозных организаций, чтобы включить их уполномоченных представителей в общую дискуссию и работу в качестве полноправных участников. Возможно, в статусе, подобном тому, который предоставлен НПО.

Со своей стороны хотел бы свидетельствовать о некотором позитивном опыте взаимодействия Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге и Совета Европы. Имею в виду регулярное, рабочее взаимодействие – пока, правда, неофициальное – на разных уровнях с руководством и сотрудниками Совета, а также депутатами, участвующими в работе ПАСЕ.

В то же время опыт этого взаимодействия, особенно в том, что касается работы ПАСЕ, обнаруживает очевидное отсутствие формально определенных механизмов, позволяющих беспрепятственно доносить точку зрения религиозных организаций до всех инстанций Совета Европы, участвующих в принятии решений.

Каким мог бы быть формат такого сотрудничества?

Представители Совета Европы уже не раз высказывались относительно необходимости межрелигиозного диалога. На мой взгляд, задача Совета Европы не в том, чтобы организовывать собственно межрелигиозный диалог – это прерогатива самих религий и религиозных организаций. В то же время Совет Европы мог бы со своей стороны способствовать успешному продвижению межрелигиозного диалога и реализации на практике его результатов.

Что же касается собственно сотрудничества религиозных организаций – прежде всего, наиболее крупных и исторически значимых – с Советом Европы, то, думаю, формат такого сотрудничества мог бы быть похожим на тот, что предусмотрен для других партнерских организаций, когда их уполномоченные представители привлекаются в качестве экспертов для работы в комитетах и комиссиях, когда они могут делать свои предложения и участвовать как эксперты и наблюдатели в мероприятиях, организуемых Советом Европы.

Благодарю за внимание и надеюсь, что наша дискуссия будет способствовать лучшему пониманию друг друга и принесет реальные плоды.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Архимандрит Филарет (Булеков)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты