поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2006  распечатать

Александр Крылов

Дыдрыпш-ныха. Моление о прощении за нарушение принесенной в святилище клятвы

Главы из книги "Религия и традиции абхазов"

Данная церемония описывается на примере моления фамилии Ампар, которое состоялось в воскресенье 23 августа 1998 г. Инициатором проведения данного моления был Шлатр Ампар, занимавший видные хозяйственные и партийные посты в руководстве автономной республики в советский период. После того, как жрец представил нас и мы получили от старейшин ампаровцев разрешение на проведение съемок, Шлатр Ампар подробно рассказал о тех обстоятельствах, которые убедили его в необходимости проведения данного моления.

По словам этого крепкого коренастого старика, некоторое время назад его стали преследовать кошмарные сны, в которых его дом "провали-вался сквозь землю", что предвещало всяческие беды для всей семьи. Позднее фамилию действительно стали преследовать несчастья и несколько ампаровцев трагически погибли. Стремясь преодолеть злой рок, по совету гадалки Шлатр Ампар принес жертву в святилище Лдзаа. Позднее, по совету жреца этого святилища Ф. Гочуа, еще одно жертвоприношение было совершено Шлатром в своем доме.

Однако и после совершенных жертвоприношений стариков фамилии не покидало беспокойство и они решили провести еще одно моление – на этот раз в святилище Дыдрыпш. Накануне моления подорвался на мине еще один из ампаровцев. По словам Шлатра, он долго убеждал погибшего отложить намеченную поездку в Гальский район и отправиться туда уже после проведения моления. Тот не послушал старика, поехал в назначенную ему смену и своей трагической гибелью еще раз убедил его в необходимости совершить очистительное моление в святилище Дыдрыпш. Старейшины фамилии решили, что ампаровцы должны отмолить нарушение данной их предками в 1931 г. в святилище Дыдрыпш клятвы о том, что ни один из членов фамилии никогда не вступит в колхозы.

Фамилия Ампар весьма многочисленна и хорошо известна в Абхазии. К назначенному времени на церемонию приехало несколько десятков празднично одетых ампаровцев, многие привезли с собой маленьких детей. Моление проходило на участке жреца Заура Чичба – в его левом, наиболее близком к горе Дыдрыпш углу, где ныне проводится большинство подобных церемоний.

Жрец попросил ампаровцев встать у него за спиной, а остальных отойти немного в сторонку. К нему подвели жертвенного бычка и сняли веревку с его шеи. Один из стариков-чичбовцев успокаивающе похлопывал бычка по бокам и придерживал его таким образом, чтобы он стоял мордой по направлению к горе. Жрец, также придерживавший животное за рога, встал лицом к горе и начал говорить:

Великий Бог, благослови нас.
Не оставь нас без своего внимания,
держи нас постоянно в поле своего зрения.
Ты всемогущий, ты соединяешь небо и землю.
По твоему желанию у тебя есть апаимбары,
для нас они также являются богами.
Сегодня к тебе пришли ампаровцы,
и маленькие, и большие – все кто смог прийти.
Кто-то не смог здесь присутствовать сегодня.
Прошу, чтобы все сказанное и сделанное мною сегодня
обратилось и на тех, кого тут сегодня нет.
Те, кто сегодня присутствует здесь,
пришли со всем, что необходимо:
с жертвенным бычком, хлебом и солью.
Они ничего не упустили и ничего не пожалели.
Они пришли по такому делу.
В то время, когда создавались колхозы,
кто-то поклялся, что не вступит в колхоз.
Кто-то сказал другое.
Потом в колхоз пришлось вступать,
а сегодня уже нет и самих колхозов.
Все происходит благодаря тебе:
и то что были созданы колхозы,
и то, что сегодня их нет.
В свое время ампаровцы,
как и многие другие фамилии,
поднялись к тебе и дали клятву в том,
что никто из их рода не вступит в колхоз.
Пришедшие поклялись и за себя, и за тех,
кто не пришел с ними из боязни,
что в колхозы все таки придется вступать.
Просим тебя, чтобы после этого жертвоприношения
ампаровцы вернулись домой и могли сказать:
"у нас все получилось, все те клятвы и проклятия,
которые были произнесены в прошлом, сняты,
они нам больше не мешают,
у нас все идет благополучно,
наши дети растут и развиваются".
Сегодня кто-то из них, как и тогда,
не смог приехать.
Если кто-то из них болен –
пусть поправится после этого жертвоприношения.
Пусть у них будет такое хорошее настроение,
чтобы они могли сказать:
"если бы у нас были крылья –
мы могли бы взлететь".
Сейчас я подробно не буду распространяться об их деле.
Единственно прошу тебя о том,
чтобы после жертвоприношения,
когда я буду с жертвенным сердцем и печенью просить тебя,
ты напомнил мне другие добрые слова,
которые я буду произносить в адрес всех тех,
кто здесь присутствует.
Чтобы все, что я скажу,
через тебя для них обернулось добром.
Сегодня мы все находимся в тяжелом положении.
Блокада закрыла границы слева и справа.
Дай Бог, чтобы после таких жертвоприношений
мы могли сказать, что у нас в стране все хорошо,
что мы окончательно освободились
и чувствуем себя спокойно и свободно,
чтобы большие народы могли
ставить нас в пример и говорили:
"мы тоже хотим жить
так же хорошо и благополучно,
как живут там, в Абхазии".
Чтобы люди, живущие в Абхазии,
в будущем могли сказать:
"мы полноправные хозяева своей страны,
мы ни от кого не зависим
и ничего никому не должны".

Все собравшиеся внимательно слушали жреца и присоединялись к его просьбам словом "аминь". Когда жрец закончил говорить, один из чичбовцев обвязал веревкой рога бычка и повел его к месту заклания. Люди отошли к дому жреца, мужчины-чичбовцы начали церемонию жертвоприношения. Один из чичбовцев перерезал бычку горло. Жрец, видя, что это было сделано не совсем правильно и животное продолжает биться и хрипеть, взял у него нож и сам завершил начатое. Мужчины-чичбовцы прижгли огнем кровоточащую рану и когда животное затихло, начали разделку туши.

После того, как были сварены жертвенное мясо и абыста, а женщины приготовили пирог с сыром, все возвратились к месту моления. Жрец, а за ним все присутствующие, ополоснули лицо и руки водой. Один из мужчин-чичбовцев наблюдал, чтобы свеча, которую держал жрец, постоянно горела и зажигал ее вновь, если она гасла от порывов ветра. Жрец, с горящей свечой в левой руке и ореховой рогатинкой с нанизанными на нее печенью и сердцем жертвенного животного в правой, начал основную молитву:

О Всевышний, благослови нас,
дай нам теплоту своей души.
У тебя есть помощники-друзья,
которые тоже управляют миром.
К одному из них обращается род ампаровцев.
Сегодня они пришли из-за того,
что в то время, когда создавались колхозы,
весь род ампаровцев пришел к тебе, Дыдрыпш,
с клятвой о том, что никто из рода ампаровцев не вступит в колхоз.
Когда ампаровцы поднимались к тебе, Дыдрыпш,
не все ампаровцы там присутствовали.
Одни не смогли, другие не захотели.
Однако те, кто поднялся, принесли клятву
и за тех, кто был там, и за тех , кого там не было,
в том, что в колхоз не вступит никто из рода ампаровцев.
Вскоре они поняли, что клятва ими нарушена.
Они хотели прийти к тебе
и попросить о снятии условий клятвы,
но не смогли этого сделать сразу,
дело тянулось до сегодняшнего дня.
Сегодня наступил тот день,
когда они пришли с просьбой о том,
чтобы ты снял с них эту клятву,
послал им здоровье и благополучие.
Сегодня, как и в тот раз,
не все ампаровцы здесь присутствуют.
Кто-то болеет, кто-то работает,
кто-то учится, кто-то сидит в тюрьме.
Кто бы и где бы ни были те,
кто имеет отношение к роду ампаровцев – за всех прошу.
Обращаясь к тебе, буду просить за всех –
кто здесь и кого здесь нет.
Сегодня эти люди пришли сюда в сложное время.
Пролилась кровь, молодежь была вынуждена
встать на защиту родины и пролить свою кровь.
Дай Бог, чтобы это была последняя необходимость
защищать свой дом таким образом.
Большинство людей и представителей других народов
все таки желает добра и благополучия Абхазии,
желает, чтобы абхазы в Абхазии всегда были вместе.
Доброжелательных людей по отношению к Абхазии больше,
чем ее недоброжелателей.
Прошу для своей страны, для Абхазии,
спокойствия, мира и благополучия.
Сегодня в Абхазии тяжелое время,
у каждого человека сложная жизнь.
Просим тебя, чтобы у каждого из людей
жизнь стала более благополучной
и он почувствовал облегчение.
Чтобы с сегодняшнего дня каждый из присутствующих здесь,
и каждый из жителей Абхазии,
мог сказать, что жизнь пошла на поправку,
стала лучше, спокойнее и обеспеченнее.
Сегодня я еще и о другом хочу сказать.
Мне неудобно просить об этом
и я прошу прощения за такую просьбу.
Не всегда земля получает дождь, когда нужно,
и солнце, когда нужно.
Сейчас положение такое, что хочу попросить,
и еще раз прошу за это прощения,
чтобы ты посмотрел и на эту проблему.
Чтобы мы получали дождь, когда нужно,
и солнце, когда нужно,
чтобы земледельцы не страдали так,
как это происходит сегодня.
Сегодня просим чтобы
наши руководители долго правили страной,
а когда придет время и им надо будет уходить,
чтобы нашлась достойная им замена,
чтобы молодежь дружно встала, заменила их,
и жизнь продолжалась дальше.
Желаю благополучия всем здесь присутствующим –
большим и маленьким.
Чтобы когда бы вы ни обращались к Богу и апаимбару,
у вас всегда были добрые вести и добрые слова,
чтобы как можно меньше приходилось обращаться
по каким-то делам, подобным сегодняшнему.
Чтобы вы всегда обращались к Богу
с доброй душой и хорошими делами.
Все, что сегодня будет произнесено,
пусть пойдет во благо ампаровцам,
ибо именно они пришли к тебе сегодня
с жертвой и просьбой о помощи.
Я об этом молю и прошу тебя.
Я долго занимаюсь этим делом
и за это время было много случаев,
когда после таких жертвоприношений
и моего обращения к Богу,
люди приходили и благодарили за то,
что все получилось так, как надо.
Дай Бог, чтобы и после нашего жертвоприношения,
вы могли бы прийти ко мне и сказать:
"спасибо Заур, все произошло именно так, как ты сказал".
Но нас тоже поймите правильно:
мы не профессора, мы лечим словом,
мы обращаемся к Богу, просим о помощи,
и он помогает нам всем, и вам в том числе.

В течение длинной речи собравшиеся поддерживали просьбы жреца словом "аминь" и вновь повторили его, когда он закончил говорить. Жрец прикрепил свечу к предназначенному для этого дереву и возвратился к столику, на котором лежали ритуальные пирог с сыром, печень и сердце. Один из мужчин-чичбовцев вырезал из центра пирога небольшой кусочек, отрезал по кусочку от печени и сердца жертвенного бычка. Жрец положил на кусок пирога отрезанные кусочки печени и сердца, посыпал их солью, окропил вином и сказал:

Пока этим Ачба-Чачба не накормлю досыта,
чтобы на вашу голову не пришло
никакого дурного пота и болезней,
чтобы у вас все было хорошо.
Обрати на нас свой взор
и дай нам теплоту своей души.
Все сказанные слова я произнес от души,
пусть они будут вам во благо.
Дополнительно посвящаю вам те слова,
которые я здесь не произнес,
но которые имеют отношение к такому обряду.
Пусть после этого у вас
все получится и все будет хорошо.

Спрятав предназначенные Ачба и Чачба кусочки в листве ближайшего дерева, жрец обратился к ампаровцам и предложил им подойти, поднять стаканы с вином, произнести "подобающие тосты и добрые слова" и отведать жертвенного мяса и хлеба. Старший из ампаровцев с многочисленными советскими орденами и медалями на груди, поблагодарил Всевышнего, жреца и всех пришедших за внимание к их роду. Он вновь повторил историю нарушения данной в святилище Дыдрыпш в 1931 г. клятвы, обратился к присутствующим с просьбой поднять стаканы, поддержать просьбу ампаровцев снять с них наказание и последними словами выразил надежду, что "все то, что вы отведаете, пойдет нам во благо и на пользу".

Примерно о том же говорили все остальные ампаровцы, каждый из которых выпивал свой стакан вина и отведывал по кусочку пирога, печени и сердца. После них представители других фамилий также подняли по стакану вина, пожелали ампаровцам благополучия, исполнения их обращенной к высшим силам просьбы и съели по кусочку пирога, печени и сердца. После этого началось общее застолье.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Крылов

книги:

Александр Крылов. Религия и традиции абхазов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты