поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2006  распечатать

Александр Крылов

Дыдрыпш-ныха. Снятие греха кровосмешения и ложной клятвы

Главы из книги "Религия и традиции абхазов"

Данная церемония состоялась в воскресный день 13 сентября 1998 г. События, за которыми последовало данное моление (грех кровосмешения и данная впоследствии ложная очистительная клятва в святилище) считаются в абхазском обществе особенно позорными и это наложило свой отпечаток на всю церемонию. К ее началу приехало лишь несколько мужчин, принадлежавших к многочисленной абхазской фамилии Г. (которая мною не будет указываться полностью по вполне очевидным причинам). Когда на обычное теперь место моления на участке Заура Чичба привели жертвенного бычка, все они встали за спиной жреца, который, с помощью одного из стариков-чичбовцев повернул животное мордой к горе Дыдрыпш и начал говорить:

О Всевышний, не оставляй нас без своего внимания.
Управляй нами на радость народу.
Ты, всесильный, соединяешь небо с землей.
У тебя семь помощников-друзей,
с помощью которых ты управляешь своими делами.
Вы делаете одно дело, все вы для нас боги.
Вы уже не раз показывали свое могущество.
Сегодня посетили тебя потомки Г.Ч.
все, кто пошел от этого человека здесь находятся.
Если кто-то из них не смог прийти и отсутствует,
то все равно в своих молитвах
мы просим и за них тоже.
Сегодня они пришли
со своим жертвенным животным, хлебом и солью,
ничего не пожалели и сделали все,
как полагается и как им сказали.
Они пришли просить по такому поводу.
Дочь и сын двух братьев совершили большой грех
и пришли некоторое время назад к тебе и дали клятву.
Но сегодня они снова пришли к тебе и просят прощения,
чтобы ты посмотрел на них и помог им.
Здесь очень много можно говорить и долго,
но я этого не буду делать.
Ты сам знаешь эту историю и все, что тут происходило
и по какому поводу они здесь находятся сегодня.
Прошу чтобы ты посмотрел и решил справедливо,
учитывая то, что люди раскаялись
и пришли к тебе вторично просить об этом.
Ты всемогущий и всесильный,
я уже несколько лет прихожу как жрец и молю тебя.
Было много случаев, когда я приходил к тебе и просил за людей.
После этого многие из них на себе это ощутили,
приходили и говорили: "все как ты сказал случилось" и благодарили.
Я прошу, чтобы и сегодняшняя моя просьба
была услышана и ты поступил так же, как и раньше.
Люди, которые сегодня пришли –
это уважаемые и хорошие люди.
Они хотят добра для себя и других людей.
Среди нас и другие люди,
которые хорошо относятся к Абхазии,
много гостей: уже прибывших и тех,
которые еще должны подойти.
Я прошу, чтобы ты свое благо распространил на них всех,
чтобы все, что я буду говорить по этому поводу, свершилось.
Пусть на вас всех распространится
доброта и теплота души Бога
и вы будете благословенны.

После этих слов чичбовцы повели бычка к месту заклания. Ко времени начала основной молитвы количество присутствовавших на церемонии членов отмаливающей грех фамилии, приехало несколько женщин с детьми. Однако их общее число так и не превысило двадцати: большинство приехать постыдилось. Когда все было готово к основной части моления, жрец, со свечой в левой руке и рогатинкой с жертвенными печенью и сердцем в правой, начал говорить:

Всевышний, не оставляй нас вне поля своего зрения.
Дай нам тепло души своей.
Обрати свой взор на радость всем нам.
Ты могучий, всесильный, объединяешь небо и землю.
По твоему желанию у тебя семь апаимбаров:
помощников-друзей, которые также помогают тебе.
Ты, Дыдрыпш, среди них, семи помощников-аных,
самый главный и руководишь ими всеми.
Вот сегодня к тебе пришли дети К.Г.
Эти люди сегодня посетили тебя
с хлебом, солью, жертвенным животным.
Они пришли по поводу того,
что в недавнем прошлом,
когда Володя Чичба был жрецом,
приходили к тебе Г.Ш. и Г.Ж.
Жора, царство ему небесное, покинул нас недавно.
Кроме него, умершего, все, кто к тебе тогда приходил, здесь.
Они приходили тогда из-за того,
что дети Г.Ш. и Г.Ж. – братьев, согрешили и пришли к тебе.
После этого между братьями
встала аныха – ложная клятва.
Но это родные и близкие люди,
которые должны общаться, поддерживать друг друга,
и не справедливо, что между ними встала аныха.
Поэтому мы тебя просим сегодня.
Здесь присутствует парень,
а девушка виновная в этом деле находится дома.
Все, кто тут присутствует, просят тебя:
если есть такая возможность –
сними с нас это проклятие,
чтобы мы в дальнейшем
как близкие родственники общались.
Просим за всех живых – маленьких и старших.
Пусть после этого моления
весь род очистится и почувствует,
что с него снято это проклятие
и аныха уже не мешает в дальнейшей жизни.
Чтобы потомство разрасталось
и люди больше не чувствовали
дурного влияния этого проклятия.
Здесь много слов которых я не произнес,
да я и не в состоянии, хоть я и жрец, твой слуга,
все это преподнести так, как ты этого достоин.
Несмотря на это, ты сам знаешь эту историю,
ты сам знаешь какие слова нужно произносить,
ты знаешь как поступить после того,
как я, твой слуга, произнесу свои слова.
Сегодня также здесь много наших гостей,
людей которые любят Абхазию, занимаются наукой
и от души поддерживают все, что тут происходит.
Я прошу, чтобы ты обратил свой взор и на них тоже.
Пусть это будут соседи или просто случайные люди,
все, кто сегодня здесь, и попробует твой хлеб-соль,
пусть почувствуют твое благосклонное отношение.
Я все говорю сегодня от души.
Дай Бог, чтобы через некоторое время люди,
ради которых тут все это делается,
пришли и сказали: "спасибо, вышло все так, как ты сказал".
Пусть на всех присутствующих
распространится благословение ангелов-апаимбаров
и пусть все, что тут будет сказано,
благотворно скажется на всех тех,
кто сложился и принес сюда жертвенные хлеб-соль.
Всем желаю благополучия, чтобы у вас все было хорошо.

Когда жрец говорил последние слова, один из стариков пришедшей совершить очистительное моление фамилии жестом спросил у его помощника о том, пора ли доставать деньги? В ответ тот показал рукой в сторону столика с ритуальным угощением и старик молча положил деньги на краешек пирога с сыром. Тем временем жрец закончил говорить и прикрепил свечу к предназначенному для этого дереву. Затем он вырезал из середины жертвенного пирога небольшой кусочек, положил на него только кусочек печени жертвенного животного (вопреки бытующей практике он не отрезал кусочек сердца), посыпал солью и сказал:

Это Ачба-Чачба пока я не распространю,
и не размножу между всеми,
пусть все люди, которые здесь собрались сегодня,
не знают горя, несчастий и дурного пота,
пусть живут в благополучии.
Я прошу тебя, чтобы все это свершилось.

После этих слов жрец полил кусочки жертвенного пирога и печени вином, отнес их к молодому деревцу и спрятал там в густой листве. Затем он выпил свой стакан вина и пригласил отмаливающую грех фамилию произнести подобающие случаю слова и отведать ритуальной пищи и вина. Жрец дал стакан с вином старшему из стариков, понуро стоявших за спиной жреца в течение всего моления. Тот начал говорить:

Благослови нас и не оставь без внимания.
Все Г., что тут собрались, просят тебя.
Дай Бог, чтобы у всех вас было
здоровье, успех и благополучие,
чтобы дети ваши не болели,
и чтобы много их было у каждого,
чтобы все, что тут было сказано, свершилось.
Чтобы все, к кому относились
произнесенные тут слова, могли сказать,
что все вышло так, как мы хотели.
Спасибо Зауру за все сказанные слова,
дай Бог тебе здоровья.
Сегодня мы пришли по неприятному делу.
Это был двор, где всегда веселились и пели.
После этого случая там все изменилось.
Сейчас там захлопнуты двери, не чувствуется жизни.
Дай Бог, чтобы после сегодняшнего очищения,
прежняя радость вернулась в этот дом.
Дай Бог, чтобы такого никогда, нигде,
ни в каком доме не случалось.
Спасибо Зауру за теплые слова,
дай Бог, чтобы его слова обернулись добром всем,
к кому они относятся.
Благодарю всех, кто присутствует
и сочувствует тому, что здесь происходит.

После того, как все присутствовавшие произнесли подобающие случаю слова и отведали ритуальной пищи и вина, началось общее застолье. Мужчины сели за один стол. Другой, расположенный рядом, был накрыт для приехавших проводить видеосъемку моления групп американского и абхазского телевидения (на этот раз туда же посадили женщин и детей). Присутствие на церемонии американских и абхазских тележурналистов (на котором настояли сопровождавшие их абхазские чиновники) было весьма некстати: в данном случае любая огласка дела была для отмаливавшей свой грех фамилии особенно нежелательной.

Присутствие многих посторонних людей болезненно воспринималось пришедшими просить о снятии греха стариками. Жрец, также не желавший излишней огласки данного дела, говорил о нем весьма туманно и таким образом, чтобы не раскрывать его сути посторонним. Скорее всего именно нервная атмосфера данной церемонии привела к определенным ритуальным неточностям, которые были допущены жрецом в тот день.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Крылов

книги:

Александр Крылов. Религия и традиции абхазов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

03.03.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с профессором Финансового университета Олегом Матвейчевым
Zoom, 3 марта 2021 года, 18:00-19:00

26.02.2021

В Москве состоится презентация перевода энциклики Fratelli tutti

В патриархии Грузии напомнили и.о. главы Абхазской епархии, что он является членом Грузинской Церкви

25.02.2021

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по приснопамятному Патриарху Алексию II

Армянская Церковь призвала политиков к переговорам

На портале "Активный гражданин" стартовало голосование по выбору памятника на Лубянке

24.02.2021

Александр Щипков: Фанар – это не Вселенская Церковь, а "смотрящий" за православными в интересах иноверцев

В Кузбассе началось строительство храма в память о жертвах пожара в "Зимней вишне"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

04.02.2021

IReactor:
Дмитрий Бабич
Откуда берется истерика с Навальным?

31.01.2021

Православие.ru:
Протопресвитер Феодор Зисис
Святой Антоний Великий о ересях и расколах

18.01.2021

Олег Матвейчев
Убить дракона! Трехглавая мифологическая конструкция, разрушающая наше сознание

11.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Калужский и Боровский Климент. "Я здесь так покоен духом, что лучшего и желать не следует". (Новые исследования эпистолярного творчества святителя Феофана Затворника)

04.01.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Андрей Новиков
Последняя атака протодиакона Андрея Кураева на Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты