RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
03 марта 2006 Владислав Ардзинба "Религия и традиции абхазов" Отзыв на диссертацию А. Б. Крылова В. Г. Ардзинба (Доктор исторических наук, Академик АН Абхазии, Президент Республики Абхазия)
Изучение Кавказа издавна являлось одним из важнейших направлений российской науки. Исследованию этого во многом уникального географического и этнографического региона посвятило свою жизнь несколько поколений российских ученых, среди которых были такие выдающиеся исследователи как М.О. Косвен, Л.И. Лавров, Н.Я Марр, В.Ф. Миллер, Ф.Ф. Торнау, Г.Ф. Чурсин и многие другие. Трагические события, связанные с распадом СССР, не могли не повлиять на отечественную науку, в частности на кавказоведение: принадлежавшие прежде к единой научной школе ученые оказались разделенными образовавшимися на постсоветском пространстве государственными границами, резко сократились масштабы исследовательских работ. Положение абхазской науки оказалось особенно трагическим. Во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. погибли многие молодые талантливые ученые, грузинские спецслужбы осуществили целенаправленные мероприятия по уничтожению истории абхазского народа: 22 октября 1992 г. одновременно были сожжены Государственный архив Абхазии и Абхазский научно исследовательский институт, подверглись систематическому уничтожению личные архивы, рукописи и опубликованные труды абхазских ученых. Абхазской, да и мировой науке в целом, был нанесен непоправимый урон. Лишь спустя несколько лет после окончания грузино-абхазской войны абхазская наука начинает выходить из состояния глубочайшего шока и возвращаться к нормальной жизни. Для российской науки 1990-е годы также были весьма тяжелыми. Поэтому для меня особенно приятным является то обстоятельство, что единственным научным центром в мире, оказавшимся в состоянии продолжать свои научные изыскания в Абхазии этот поистине трагический для нее период времени, стал Институт востоковедения Российской академии наук. Не только потому, что этот институт имеет заслуженную и всемирно признанную известность, но и потому, что именно с ним связана важнейшая часть моей жизни и научная судьба. Результатом проведенных Институтом востоковедения РАН полевых исследований стала диссертация А. Б. Крылова, представленная на соискание ученой степени доктора исторических наук. По своему замыслу и характеру проведенного исследования данная диссертация является ярко выраженным продолжением традиционной школы российской этнографической науки и кавказоведения. Автор строит свою работу в первую очередь на анализе собранного своими силами обширного и добротного религиоведческого и этнографического материала, который вводится в научный оборот впервые. Таким образом, уже в силу этого обстоятельства научная новизна и актуальность диссертации А.Б. Крылова не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, отказ диссертанта от, к сожалению, столь распространенного в науке бесконечного "перепева" чужих работ вовсе не означает того, что он игнорирует труды своих предшественников. Их работы были учтены, творчески переосмыслены автором и послужили основой проведенных им полевых исследований. Уважительное отношение автора к работам своих предшественников является характерной чертой представленной диссертации и заслуживает всяческого одобрения. Опираясь на работы своих предшественников, в том числе на труды таких выдающихся ученых-абхазоведов, как И.А. Аджинджал, З.В Анчабадзе, Г.А. Дзидзария, Ш.Д. Инал-ипа и многих других, диссертант осуществил программу собственных полевых исследований по изучению самобытной религии и традиций абхазов. Собранные в их ходе данные позволили автору пойти дальше своих предшественников и на основании анализа конкретного материала отказаться от многих имевшихся до этого взглядов и представлений. Диссертантом совершенно обосновано отвергнуты как не отвечающие реальной действительности представления о том, что традиционная религия абхазов является политеистической (языческой), либо некоей "смесью" христианства, ислама и язычества, либо же "неоязычеством", сформировавшимся в результате якобы имевшего место "вырождения" христианства. На основании собранных данных А.Б. Крылов приходит к выводу о том, что традиционная религия абхазов представляет собой автохтонную религию, которая сложилась у абхазов в процессе их длительного исторического развития без формообразующего воздействия мировых религий. Скрупулезный сбор подробных данных о религиозных представлениях и ритуальной практике абхазов и их теоретическое осмысление позволили автору прийти к обоснованному выводу о том, что "традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютный Бог стоит над миром и человеком, и определению "строгого монотеизма", где Бог является единственным источником и добра и зла (к которому, по мнению многих исследователей, нельзя отнести даже христианство и ислам" (с. 318). Осуществленная автором тщательнейшая фиксация текстов совершаемых молений и современной ритуальной практики в традиционной религии абхазов еще не имела аналогов в абхазоведении (да и кавказоведении в целом). Это позволило автору выявить имеющиеся параллели между этой религией и религиями других народов. Особенно интересным представляется положение о возможном существовании в отдаленном историческом прошлом некоего конфессионального единства кавказских народов, находящего свое отражение в безусловном сходстве представлений и религиозной практики различных народов этого региона. Поднимаемая в диссертации А.Б. Крылова тема имеющихся параллелей между сохраненной до наших дней традиционной религией абхазов и древними малоазийскими цивилизациями настолько важна с точки зрения всемирной истории и религиоведения, что ее дальнейшая разработка представляется несомненно актуальной и требующей объединения усилий специалистов в самых разных областях исторической науки. В представленной диссертации исследуются религия и традиции абхазов на драматическом "историческом переломе", когда "распалась связь времен": уклад жизни, еще вчера казавшийся вечным и незыблемым, распался в одночасье. Происходящие масштабные и чрезвычайно интенсивные изменения в социальной жизни всех проживающих в Абхазии народов нашли свое отражение в данной работе. В плане столь разносторонней фиксации происходящих социальных процессов данная работа является во многом уникальной. Подобные работы в современных условиях чрезвычайно необходимы: численность долгожителей т.е. главных носителей устной истории Кавказа неуклонно и стремительно сокращается, а с ними часто уходят навсегда ценнейшие сведения об историческом прошлом Кавказа. Многие из опрошенных А.Б. Крыловым людей уже ушли в мир иной, и в силу одного этого обстоятельства данная диссертация уже приобрела характер не только теоретического исследования, но и исторического источника. Избранный автором метод исследования общества путем скрупулезного "вживания" в окружающую действительность позволил ему выявить важнейшие особенности и закономерности про исходящих процессов. В первую очередь это касается происходящего ныне возрождения самобытной религии абхазов и повышения роли традиционных социальных институтов в жизни общества. Добротность проведенных А.Б. Крыловым исследований наглядно характеризуются уже тем обстоятельством, что ему уда лось открыть и подробно описать перенесенное из Боржомского ущелья в окрестности Пицунды осетинское святилище Ирон дзуар, о существовании которого до этого не было известно ни од ному из местных ученых-абхазоведов. Безусловно, что подобные подвижнические исследования народов Кавказа можно только приветствовать. Тематика диссертации намного шире ее названия. Многие из затронутых А.Б. Крыловым тем имеют чрезвычайно важное научное значение, заслуживают дальнейшей разработки и широкого научного обсуждения. В этом плане особенно актуальной становится координация усилий абхазских и российских ученых. Удачным, но к сожалению редким в постсоветской реальности примером плодотворного сотрудничества между российскими и абхазскими учеными является представленная А.Б. Крыловым диссертация. На основании всего изложенного можно заключить, что автор диссертации "Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-1999 гг.)" безусловно заслуживает присуждения ученой степени доктора исторических наук. Представляется чрезвычайно важным, чтобы и в дальнейшем Институт востоковедения Российской академии наук продолжил свою деятельность по изучению народов Абхазии и всего Кавказа. 0 том, насколько результативными и плодотворными в научном плане могут стать подобные изыскания со всей очевидностью свидетельствует диссертационная работа, выполненная А.Б, Крыловым и представленная Ученому Совету Института востоковедения Российской академии наук. |
РЕКЛАМА |