поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
27 апреля 2006  распечатать

Дмитрий Урушев

"Начетчик" – это звучит гордо!

Особенно среди старообрядцев

Источник: Культура

Современному человеку слово "начетчик" кажется безжизненным и косным. Так толкует это понятие и Словарь русского языка Ожегова: "Начетчик – человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно, механически и некритически усвоивший прочитанное" Между тем еще сто лет назад слово "начетчик" звучало гордо, и многие россияне считали для себя честью так именоваться.

Речь идет о старообрядческих начетчиках, пользовавшихся большим уважением и непререкаемым авторитетом среди своих единоверцев. Издавна в староверии "начетчиком" называли грамотея, образованного человека, знатока богословия, истории и церковного права. Само понятие происходит от слова "чтение" и указывает на то, что свои знания начетчик приобретал путем чтения книг, самообразования. Начетчик должен был не только читать книги, но запоминать их и правильно толковать. Это было необходимо для того, чтобы он мог просвещать других, а в религиозных диспутах защищать старообрядчество.

Первые начетчики появились еще среди христиан Римской империи. В эпоху гонений многие верующие не желали обучаться в языческих школах и академиях. Самостоятельно или под руководством опытных учителей они изучали Писание и участвовали в спорах с языческими философами и еретиками. Этих древних начетчиков называли "автодидактами" что по-гречески означает "самоучки"

Начетчиками были все известные богословы и книжники древнерусской Церкви. Тогда не существовало особых училищ для подготовки духовенства – знания можно было получить только из книг. Крупные библиотеки существовали в монастырях, поэтому большинство русских начетчиков были иноками. Люди специально уходили в монастыри, чтобы получить образование и приобщиться к "премудрости книжной"

После раскола начетничество оказалось ненужным в синодальной Церкви, где появились духовные академии и семинарии. Оно сохранилось только в старообрядчестве. Не имея возможности из-за притеснения властей создавать свои школы для подготовки богословов и апологетов, староверы вынуждены были самостоятельно черпать знания из книг

Эта старомосковская образованность интересовала и восхищала многих русских историков XIX века, например, Н.И.Костомарова, видевшего в старообрядческой грамотности "крупное явление народного умственного прогресса" В то время, когда "древлее благочестие" считалось следствием невежества и консерватизма "заскорузлой" мысли русского человека, Костомаров одним из первых и точнее многих ученых сформулировал парадоксальность исторического явления старообрядчества. В нем он увидел "явление новое, чуждое старой Руси''.

Отстаивание традиций, лежащих в основе староверия, по словам историка, породило "новые духовные нужды" ибо то, что было привычно, во что "слепо верили, не размышляя, пришлось защищать, а, следовательно, пришлось думать, многому научиться" Старообрядчество ставило вопросы необходимости выбора, "которые вводили русский народ в чуждую ему до того времени область мысленного труда" По выражению Костомарова, староверие "расшевелило спавший мозг русского человека"

Но для большинства ученых XIX века был характерен совершенно противоположный взгляд на начетничество. Например, марксист Г.В.Плеханов заявлял: "Если раскол и был органом народного самообразования, то неправильность и несовершенство этого органа достигла такой степени, что он являлся в то же время органом народного застоя, а вовсе не прогресса, каким его считал Костомаров"

Рассуждения Плеханова о "народном застое" напоминают рассуждения его позднейших последователей о "загнивающем Западе" Из этого "застоя" из простого русского народа вышли талантливые защитники "древлего благочестия" Они успешно словом и пером отражали нападки "противораскольничьих миссионеров" из синодальной Церкви.

Из знаменитых начетчиков XIX века необходимо назвать старообрядческого епископа Арсения Уральского и Оренбургского (1840 – 1908). Этот энциклопедически образованный архиерей не только радел о приумножении своих знаний, но и охотно делился ими с другими. Его учениками были прославленные начетчики Ф.Е.Мельников (1874 – 1960) и епископ Иннокентий (Усов, 1870-1942).

Для более плодотворной деятельности старообрядческие начетчики ежегодно собирались на свои съезды. В 1906 году на I съезде начетчиков в Нижнем Новгороде было принято решение о создании Союза старообрядческих начетчиков. Эта организация имела целью защищать и распространять старообрядчество, развивать деятельность начетчиков, поддерживать их морально и материально, организовывать частные и публичные беседы, издавать богословскую и историческую литературу.

После 1917 года в "стране победившего атеизма" стараниями большевиков начетничество было истреблено. Многие народные богословы были либо уничтожены, либо вынужденно покинули Родину. В современной России уже практически нет начетчиков. Большинство староверов, выступающих в защиту "древлего благочестия" имеют высшее образование, а потому не могут считаться начетчиками-самоучками в строгом смысле этого слова.

27.04.2006

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Жизнь староверов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

12.05.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 9 / Итоги"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 307

11.05.2024

Заместитель главы ВРНС А.В. Щипков принял участие в памятных мероприятиях в Смоленске, посвященных Дню Победы

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты