поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
27 апреля 2006  распечатать

Виталий Куренной

Церковный постмодерн

Западные права человека, конечно, возникли исторически. Но возникли они из универсальной интерпретации христианства

Источник: Политический журнал

"Декларация о правах и достоинстве человека" X Всемирного Русского Народного Собора и разъясняющее выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла "Права человека и нравственная ответственность" вызвали множество откликов и комментариев. Во избежание недоразумений сразу нужно сказать, что этот документ – не позиция Русской православной церкви (которую может выразить лишь Поместный, а по некоторым вопросам – Архиерейский собор), а мнение религиозно-общественной организации. Поэтому переоценивать значение документа даже для самой РПЦ не стоит.

Мнения, понятно, разделились: кто видит в этом долгожданный ответ "русской цивилизации" ненавистному Западу, а кто – традиционное для РПЦ выполнение "госзаказа". В данном случае – заказа на идеологию, направленную против неправительственных и в первую очередь правозащитных организаций. Между участившимися рассуждениями высших лиц государства о собственной модели демократии, двойных стандартах, навязывании чуждых нам ценностей и содержанием "Декларации", действительно, наблюдается удивительная симфония. Понятно и возмущение правозащитников – пока они пытались бороться за права человека при советском режиме, представители РПЦ что-то помалкивали, а теперь, оказывается, незыблемо стоят за "ценность и достоинство" человека. Серьезно включаться в эту дискуссию едва ли, впрочем, продуктивно, тем более что сама акция имеет все признаки РR-кампании (митрополит Кирилл – председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата). Тем не менее сам документ и пояснения к нему весьма примечательны. Примечательны с точки зрения логики и состояния умов самых просвещенных представителей РПЦ. Во избежание недоразумений сразу, конечно, нужно сказать, что такого рода заявления РПЦ как авторитетнейшей организации в России необходимо всячески приветствовать. Более того, дефицит подобной активности – застарелый недуг РПЦ. Ясное заявление позиции по общественным и нравственным вопросам – заслуга, а не неуместное действие РПЦ. Применительно к этой позиции можно, разумеется, сразу занять формально-юридическую позицию, изобличить в антиконституционализме и проч. Но проблема, на наш взгляд, не в этом. Формальную неуклюжесть можно и извинить. "Юридизм", в котором столь искушен католицизм, явно не относится к сильным сторонам РПЦ. Справедливости ради добавим, что юридическую оценку обычно не вызывают выступления каких-нибудь политических резонеров или резонерствующих политиканов, еще более антиконституционные по своему характеру.

Проблема состоит в другом. Как патриоту мне, например, хочется, чтобы в России была процветающая экономика. И наука мирового уровня. И эффективное государство. А также – безотносительно к личной религиозности – церковь, которая выступала бы как церковь, то есть мудро, "как змии", и просто, "как голуби". К сожалению, до этого пока далеко. РПЦ явно надо срочно что-то делать со своей идеологией. Поясним это на одном примере.

После краха советского строя на постсоветском пространстве бурным цветом расцвел так называемый постмодернизм. Против него в западном варианте сказать ничего нельзя – умные люди занимаются изощренной интерпретацией, изобличая западный "фаллос-логоцентризм" в разных его проявлениях. Например, Жак Деррида известен своими разоблачениями Декларации независимости США, в которой он изыскал разного рода "европоцентристские" предрассудки. Почему постмодернизм бурно расцвел именно у нас в 1990-6? Объяснение простое: релятивизм. Марксизм – это исторически релятивистская концепция. Согласно релятивизму, нет ничего универсального, все относительно (например, относительно классовой позиции). Постмодернизм в этом отношении наследует марксизму, но более радикален. Например, ошибается тот, кто думает, что есть универсальные научные нормы. На самом деле все они представляют собой определенную социально-дискурсивную и властную практику, привязанную к контексту своего появления. Из "Декларации" и комментариев к ней следует, что постмодернизм и релятивизм пустили глубокие корни в умах публичных церковных деятелей. Они тоже наконец узнали, что права человека – это изобретение западного рационалистического Просвещения. А раз так, то наше дело – сторона, можем и свои придумать.

Но релятивизм, коль скоро вы его впустили в свою логику рассуждений, вещь обоюдоострая. Например, в русле той же логики можно сказать, что православный символ веры – это такие же происки иностранных держав, как и права человека. Потому что он возник не на территории России, да и, заметим, появился в те времена, когда РПЦ еще и в проекте не было. Напротив, в XVII в., на момент формирования современной доктрины прав человека, Российская империя уже была – культурно, экономически и т. д. – частью Европы. Императрица Екатерина II даже состояла в переписке с виднейшими деятелями европейского Просвещения, ею, кстати сказать, восхищавшимися. Так что с этими происками – в сравнении с иноземными корнями РПЦ – все более или менее чисто и даже документировано. Можно пойти и много дальше, например поднять вопрос о гражданстве товарищей, документировавших божественные заповеди, по которым нам предлагается строить жизнь свою. Можно ведь и поинтересоваться: а как с интересами нашей текстильной промышленности соотносится такая вот заповедь: "Я Господь [Бог ваш]. Уставы Мои соблюдайте; ... в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна не одевайтесь" (Левит 19:19)?

Это, конечно, карикатурное рассуждение, но логика его соответствует логике комментариев к "Декларации". В результате возникает самопротиворечие, поскольку одновременно "Декларация" является антирелятивистской, настаивая на существовании "вечного нравственного закона". Из "западной" элементарной логики известно, однако, что наличие противоречия сводит информативность текста к нулю. Получается чистое сотрясение воздуха. А если говорить серьезно, то, коль скоро православная церковь, как и всякая "приличная", решила выступить против абортов, эвтаназии и проч., то не нужно забывать, что пуще абортов ей следует остерегаться релятивизма, тем более исторического и цивилизационного.

Западные права человека, конечно, возникли исторически. Но возникли они из универсальной интерпретации христианства, христианского понимания человека, для которой нет, как известно, ни эллина, ни иудея. И отказываться от этого универсализма – отнюдь не христианское дело. Бороться с двойными стандартами эффективно можно, используя их универсальный потенциал, а не путем умножения самобытных деклараций.

24.04.2006

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

X Всемирный русский народный собор, весна 2006

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты