Сергей Дубинин Мастер и подмастерья Источник: Baznica Первый раз я прочитал роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова в 12 лет, еще в самиздате. Затем в 17 лет, потом еще раз в 28. Очарование романа охватывало разум. Но спустя какое-то время я попытался осмыслить прочитанное не с точки зрения восхищенного читателя, а с точки зрения христианского здравомыслия. Кстати, окончательно утвердиться в своем убеждении помог сериал "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко, показанный каналом РТР.
Я позволю себе сопоставить два совершенно разных фильма: "Дневной дозор" и "Мастер и Маргарита". Хотя эти фильмы могут показаться совершенно разными, их объединяет одно – жанр. И "дозоры" и "дьяволиада по Булгакову" являются городским фэнтази. Конечно, авторы не сопоставимы, не по стилю изложения, ни по таланту, но все же прослеживается явная аналогия. И "дозоры" и "Мастер и Маргарита" не имеют ничего общего с существующей реальностью, с духовностью, и тем более с Евангелием Иисуса Христа.
Но давайте перейдем к сериалу "Мастер и Маргарита". Общеизвестный факт, что в романе практически нет положительных героев. Фильм снят так, что учителем жизни, мудрецом мира и богом является Воланд – сатана. Более того, Олег Басилашвили придал образу Воланда еще большее обаяние и значимость. Не для кого не секрет, что сам Булгаков, сын православного священника, не питал большого уважения к христианству. И если найдутся те, кто решит что я не прав, я готов отправить их к оригиналу. Сам автор в своих дневниках писал, что роман Мастера это "роман о Пилате" и "евангелие сатаны". Именно поэтому, Воланд начинает цитировать строки этого романа на Патриарших прудах. Именно поэтому "рукописи не горят".
Исторический факт: в обращении к "Правительству СССР" 28 марта 1930 года Булгаков называет свой труд "роман о дьяволе". Дьявол выписан столь живо и реалистично, что Д. С. Лихачев как-то заметил, что после "Мастера и Маргариты" по крайней мере, в бытии дьявола сомневаться нельзя.
Под сомнение же ставиться именно Евангелие, а за истину выдается манускрипт Мастера, вдохновленный сатаной, так называемые "пилатовы главы".
"Только, знаете ли, в евангелиях совершенно иначе изложена вся эта легенда, все не сводя глаз и все прищуриваясь, говорил Берлиоз. Инженер улыбнулся. – Обижать изволите, отозвался он. – Смешно даже говорить о евангелиях, если я вам рассказал. Мне видней. – Так вы бы сами и написали евангелие, посоветовал неприязненно Иванушка. Неизвестный рассмеялся весело и ответил: Блестящая мысль! Она мне не приходила в голову. Евангелие от меня, хи-хи...". Неправда! Он написал с помощью таланта Михаила Булгакова. "Мастер и Маргарита" анти-евангелие, выставляет Иисуса бессильным, слабым, простецким, чудаковатым парнем, не знающим своего рода и племени, но обладающим способностью лечить болезни и проникать в мысли других людей. Более того, за ним не стоят двенадцать учеников, великое призвание, Церковь и Благая Весть. Иешуа – несчастный одиночка, чьим последним возгласом становиться не библейское: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой", а "игемон...". То есть Иешуа описанный Мастером, а в конечном итоге Булгаковым, в его в "евангелии от сатаны" умирает, благодаря Пилата и взывая к нему. И, конечно же, речь не идет о воскресении. Есть только лунная дорожка и небытие...
Как бы не старался Сергей Безруков сыграть библейского Иисуса из Назарета, получается у него только Иешуа Булгакова. Потому что фильм о Пилате, о Воланде, о ком угодно, только не об Иисусе Христе. Это и есть самое большое, но, к сожалению, предсказуемое разочарование фильма. Но режиссер Бортко не мог переписать роман.
В этом заключен трагизм ситуации. Великолепная игра Кирилла Лаврова (Понтий Пилат), Олега Басилашвили (Воланд), Сергея Безрукова (Иешуа), Александра Галибина (Мастер), не могут оправдать явный анти-библейский смысл сериала "Мастер и Маргарита". Сатана по Булгаковски становиться богом вселенной, судя и прощая людей. У большинства зрителей возникает симпатия к главному герою романа – Воланду. Фильм вторит книге и выступает очередным адвокатом дьявола. И не только дьявола. В фильме оправдан Пилат. Оправдан Левий, бунтующий против Бога и грозящий Ему кулаками. Оправдан Иуда, кровью искупивший свое предательство: его убийца "присел на корточки возле убитого и заглянул ему в лицо. В тени оно представилось смотрящему белым, как мел, и каким-то одухотворенно красивым". Жуткая ревизия Истины.
Очень жаль, что таланты российских артистов потрачены на антихристианские фантазии, пусть и очень талантливые, но противные любому здравомыслящему христианину.
"Мастер и Маргарита" это очередная расправа с Христом, верой и христианскими ценностями, и косвенное возвеличивание сатаны. Сколько бы не говорил режиссер фильма о своем православном начале, как бы не убеждал Сергей Безруков, что играл Христа, не поверю! Ничего общего этот фильм не имеет ни с Библейским откровением, ни с христианством.
Помните, откуда появляется роман Мастера после бала сатаны? Из-под задницы кота Бегемота! ("Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей"). Коту под хвост! Это самое верное место для "пилатовых глав".
Чтобы ни говорила российская интеллигенция, обсуждая фильм, экранизация "Мастера и Маргариты" не принесла духовного возрождения этой стране. Скорее наоборот. Потому что фильм представляет Бога не таким, каков Он есть, обманывая зрителя. Да и Творца, как такового вы не увидите. Потому что Бог в "Мастере и Маргарите" умер! А это скорее позиция философии Ницше, а не христианства.
Так что мы вновь стали свидетелями очередной профанации (как это было с Ночным и Дневным дозорами), когда в шикарной и действительно талантливой обертке (великолепная игра актеров, монтаж, музыка, режиссура и т.д.), заключена идея, в которой нет ни смысла, ни наставления, ни мудрости...
Нам же остается верить, что даже самые великие романы и экранизации не смогут затмить Библейское повествование об Иисусе Христе и обольстить тех, кто верит в Истину. Не все что блестит – является золотом.
P.S. 1-е Послание к Коринфянам10:23 "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает".
|