поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
17 мая 2006  распечатать

Сергей Фирсов

Взгляд на Босфор с берегов Невы

Россия на Востоке: помощь православным братьям или имперская политика?

Источник: НГ-Религии

Л.А. Герд. "Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878–1898)". – М.: Индрик, 2006. 448 с.

В качестве отправной точки анализа церковной политики России на православном Востоке автором монографии взят год окончания последней Русско-турецкой войны, завершившейся Берлинским конгрессом и дипломатическим унижением России. Последующие два десятилетия той эпохи стали временем, когда императорская власть стремилась переломить ситуацию, политически и идеологически утверждая свое влияние на территории разваливавшейся Османской империи.

В этой борьбе России приходилось сталкиваться не только с Австро-Венгрией и Англией, но "и с планами греков, мечтавших о восстановлении Византийской империи и мысливших в прежних имперских категориях". По существу, в конце XIX века греки оказывались идейными противниками России, где в то время наблюдалось возрождение византийских идей государственной власти.

Эти идеи основывались на том, что Россия – православная монархия, прямая наследница и преемница погибшей в середине XV века православной Византии. Таким образом, религиозный фактор оказывался востребованным и русскими политиками, принимавшими активное участие в дипломатической работе на православном Востоке, и русскими историософами, часто видевшими окончательное разрешение восточного вопроса в изгнании турок из "Второго Рима" и установлении господства России на Балканах.

В подобной ситуации, естественно, вставал вопрос о том, какого рода союзником русских на православном Востоке мог стать Константинопольский Патриархат, бывший духовным и отчасти гражданским лидером турецких греков.

Первая глава исследования посвящена рассказу о состоянии Константинопольского Патриархата до второй половины XIX века.

В частности, среди патриархов были как те, кто воспринимал Вселенский Патриархат в византийской традиции как подлинно наднациональный, так и откровенные грекофилы, желавшие "играть роль византийского Папы". В таких условиях представители России в Турции должны были входить в контакты с патриархами и членами Синода, согласовывать свои действия как с МИД, так и с обер-прокуратурой российского Святейшего Синода.

Автор дает обзор дипломатических и военных мероприятий России на православном Востоке. В частности, она затрагивает острую проблему славяно-греческих отношений (прежде всего болгаро-греческих). В разрешение проблемы была вовлечена и русская сторона, которой надо было учитывать тот факт, что политические вопросы здесь тесно переплетены с церковными.

В подобной ситуации принципиальная установка российской политики оставалась неизменной. Крупнейшая православная империя считала себя ответственной за судьбу находившихся под турецким игом христиан. В связи с этим отдельная глава исследования специально посвящена проблеме отношений России к греко-болгарскому вопросу в 80–90-е годы XIX века. Подавление греческим духовенством национального просвещения болгар и взимавшиеся в пользу архиереев-греков подати вызывали возмущение болгар, часто переходившее в восстания.

В то время Россия в лице светских чиновников и митрополита Филарета (Дроздова), считавшего невмешательство наиболее верным направлением русской церковной политики, по сути, стояла на стороне Константинополя. Однако уже в 1870 г., с изданием султанского фирмана от 27 февраля, была учреждена Болгарская экзархия.

Спустя два года Болгарская Церковь была объявлена независимой, а в сентябре того же года Собор с участием восточных патриархов утвердил определение о расколе. Л.А. Герд показывает, как и почему Русская Церковь не спешила с определенным выражением своей позиции. С болгарским высшим духовенством русские иерархи не сослужили, однако болгар не обвиняли в ереси, воспринимая их лишь как раскольников, не имеющих догматических различий с православным вероучением.

Герд доказала, что "греко-болгарский церковный вопрос, как и большая часть церковных вопросов конца XIX в., был вопросом чисто политическим, решавшимся, однако, в рамках привычных для христиан Османской империи церковно-правовых норм".

Борьба за церковное преобладание в Македонии и Фракии была борьбой за эти территории. Таким образом, получалось, что Россия в данном случае решала вопрос о собственном преобладании на Балканах. Политический интерес тем самым предполагал необходимость учета и "религиозного фактора".

С этой точки зрения в отдельной главе исследован и вопрос о русском присутствии на Афоне. Автор показывает причины беспокойства греков, наблюдавших за увеличением русского присутствия на Святой Горе. Националистически ориентированные греки видели в русских панславистов и врагов эллинизма.

При таких оценках Россия могла восприниматься как потенциальный враг и соперник идеологов осуществления идеи возрождения Византийской империи. В подобных условиях русские политики (в том числе и обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев) не стремились делать решительных шагов, которые могли бы нарушить существовавшее равновесие.

Без знания церковной проблематики разобраться в хитросплетениях внешней политики России на православном Востоке конца XIX века и, следовательно, правильно понять влияние "византийского фактора" на русскую православную идеологию было невозможно.

Герд справедливо полагает, что "одно неверное действие могло вызвать воспламенение страстей, объявление Константинополем Русской Церкви схизматической или вооруженное вмешательство западных держав в македонские дела".

Данное исследование прекрасно демонстрирует, что без знания церковной проблематики правильно понять влияние "византийского фактора" на русскую православную идеологию невозможно.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Сергей Фирсов

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты