Виктор Тростников Дэн Браун наследник Карла Маркса "Код да Винчи" симптом, помогающий окончательно поставить диагноз западной цивилизации Источник: Аргументы и факты Если бы существовал парк со скульптурными портретами прославившихся людей мировой истории и в нем была бы "аллея великих компиляторов" (а проще говоря, халтурщиков), то бюст Дэна Брауна следовало бы поставить именно на этой аллее где-то недалеко от бюста Карла Маркса.
С миру по мысли...
Как и Дэн Браун, Карл Маркс ничего не придумал. Он лишь собрал воедино уже придуманное, чтобы полученная сборная солянка производила впечатление вкусной и здоровой пищи.
Политэкономию он заимствовал у Адама Смита и Рикардо, философский материализм у французских просветителей, диалектику у Гегеля, ряд идей утопического социализма у Фурье, тезис "Кто не работает, тот не ест" у апостола Павла, определение свободы как познанной необходимости у Спинозы. Но сваливание всего этого в одну кучу ничего не дало бы: нужна была какая-то внутренняя скрепа, которая держала бы уворованные элементы вместе. И вот здесь-то и проявилась гениальность Маркса как компилятора: он понял, что самое прочное лежит в том типе верования, который породил когда-то данное общество. Это было христианство. Вот в чем состояло "ноу-хау" Маркса: утвердить антихристианское учение на самом твердом из всех возможных фундаменте на христианском инстинкте. И он сделал это блестяще: в качестве сквозной нити своего истмата взял две кальки со Священного Писания и святоотеческих творений. Три основные формации, через которые, по Марксу, проходит человечество в своем движении к светлому будущему, рабовладельческая, где трудятся из страха наказания, капиталистическая, где трудятся по найму, и социалистическая, где люди становятся братьями и потому трудятся добровольно, в точности соответствуют трем этапам духовного восхождения к христианству. Это, скажем так, "рабский", когда христианин исполняет заповеди из страха оказаться в аду, "наемнический", когда он начинает молиться из желания получить награду от Бога, и "сыновний", когда он совершает подвиги уже совершенно бескорыстно, просто из любви к Небесному Отцу, что делает всех братьями. Заметим, что взятые в кавычки термины употреблялись святыми отцами уже более тысячи лет назад, так что Маркс совершил здесь откровенный плагиат. Ну и, конечно, его "светлое коммунистическое будущее" калька с христианского Царства Небесного, перенесенного им на Землю. А в гегемоне пролетариате, освобождающем человечество от капиталистической эксплуатации, угадывается библейский Моисей, избавивший евреев от египетского рабства.
Компиляторы нынче мельчают
Мы неслучайно остановились на Марксе ведь Дэн Браун, сознает он сам это или нет, является его учеником и продолжателем его дела.
Но у Брауна уже не украденные у философии и культуры предметы, а всякий "хлам", подобранный на "помойке".
Погони, автомобильные преследования, стрельба, самолеты, отели этот мусор остался от произведений а-ля Джеймс Бонд.
Тайные общества, заговоры, тамплиеры, чаша Грааля, храм Соломона все то, чем нас замучили конспирологи, превращающие трагическую, жестокую, но исполненную великого, божественного смысла человеческую историю в жалкий театр марионеток.
Закодированная тайна, разгадка которой имеет огромное значение, и напряженная работа по ее разгадке, иными словами, сюжет, которым впервые потряс публику Эдгар По в рассказе "Золотой жук", тоже берется в актив. И Дэн Браун даже включает слово "код" в название своего опуса.
Но это старое надо осовременить. А что современно? Феминизм, под прикрытием которого возрождается древний матриархат, плюс культ соития, которому открыла дорогу "сексуальная революция" 1960-х годов. И Браун окрашивает в эти тона все свое повествование.
И вот все бывшее в употреблении собрано. Остается главное найти соединительный стержень. Или такого персонажа, которого знают все и который в неведомых нам самим тайниках наших душ имеет для нас колоссальное значение. Кто это, вам понятно, не так ли? Конечно, этот персонаж не Леонардо да Винчи даже при всей своей легендарности он недотягивает до нужного масштаба. Им может быть только одно лицо Иисус Христос. И писатель идет на "смелый" шаг, изображая его не Богом, а человеком, соединяя его плотскими узами с Марией Магдалиной, верно угадав, что, как бы Он ни был окарикатурен, в сформированном веками ядре нашего сознания Он все равно остается главным действующим лицом мировой истории. И расчет оправдался, подтверждением чему стали триста миллионов долларов, полученных им за право экранизировать книгу.
Относиться к бестселлеру "Код да Винчи" только с иронией было бы неправильно. Это, помимо всего прочего, симптом, помогающий уже окончательно поставить диагноз западной цивилизации. Он, кстати, был озвучен почти сто лет назад Шпенглером: эта цивилизация стоит у порога гибели, как стояла у этого же порога античная цивилизация в I II веках новой эры. Тогда главным признаком ее заката было то, что боги, бывшие для Гомера творцами мира и вершителями людских судеб, стали героями забавных приключенческих историй, т. е. перешли из сферы религии в сферу массовой культуры. Разве не то же самое происходит сегодня с Богом нашим Иисусом Христом?
Кстати
По словам научного сотрудника Эрмитажа Михаила Аникина, словосочетание "Код да Винчи", наверняка сыгравшее свою роль в возникновении ажиотажного интереса к роману, придумал именно он, озаглавив им исследование картины Леонардо да Винчи "Джоконда". Названием заинтересовался американский музейщик, приехавший в Петербург в связи с устройством в Эрмитаже выставки Рене Магрита, и попросил разрешения сообщить его своему другу Дэну Брауну. Аникин не возражал, но поставил условие, что при любой публикации словосочетания "Код да Винчи" будет упомянут его автор и оно не будет использовано в богоборческих целях. Оба требования были нагло проигнорированы.
31.05.2006
|