Президент Синода Евангелическо-лютеранской церкви России Владимир Пудов считает необходимым преподавания в школах основ религий Сегодня оживленные дискуссии в обществе вызывает вопрос о возможности и допустимости преподавания религии в школе. Выдвигаются самые противоречивые точки зрения: от полного отрицания религиозного воспитания в школах до введения в них Закона Божия. И, как мне кажется, между этими крайними позициями лежит не истина, как принято считать, а проблема.
Ведь посмотрите, религия преподается в школах во многих странах мира, и ни в одной стране это не вызывает столь бурного бряцания оружием, как в России. Людей кидает из крайности в крайность вовсе не без причин. Так уж получилось, что в нашей стране Закон Божий то был обязателен, то его отменили и детей стали учить противоположности ему, т.е. атеизму. У людей произошел какой-то надлом в сознании. Одни все надежды на развитие России связывают с религиозным образованием, другие – с недопущением такового в школы. Как здесь найти точки соприкосновения, понимания друг друга?
Нельзя сказать, что, уничтожив советскую, атеистическую идеологию, мы ничего не получили взамен. Так уж получилось, что место Бога в сердцах многих занял иной бог – деньги, забравший власть над их умами и сердцами, и вовсе не важно для них – откуда и как они взялись. "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.,6:21). Так где же сейчас сердца наши? Но это отдельная тема.
Вопрос все же о том, должен ли современный человек иметь представление о религии? Несомненно, в условиях своеобразного идеологического вакуума, неизбежным следствием которого явилась духовная опустошенность многих людей, религиозное воспитание может сыграть огромную стабилизирующую роль в обществе. Но есть и другой аспект этого вопроса. Религия – это то, что связано с историей человечества и его культурой на протяжении всей его истории, что переплетено с ней и неотделимо от нее. И, с любой точки зрения, знание истории своей страны подразумевает знание истории религии. Но, чтобы изучать историю религии, прежде всего надо иметь представление об основах религии. Для России, в первую очередь для регионов компактного проживания русских – это основы православия. А потому, что плохого в том, если в этих регионах в школах будут преподаваться основы православной культуры, как самостоятельный предмет? И ничего страшного не произойдет, если представители других национальностей и конфессий, или атеисты, проживающие в данной местности, немного больше узнают об особенностях православия и православной культуры? Своей вере их и дома научат. И, в конечном итоге, это приведет к большей веротерпимости и пониманию людьми друг друга. Но при одном условии. Если преподавание этого предмета в школах оставят за светскими преподавателями, обученными сдержанности и придерживающимися принципа недопустимости откровенного миссионерства или, тоже как вариант, критицизма в отношении преподаваемого ими предмета. Это особенно важно, поскольку учитель – не робот, а живой человек, и может быть православным верующим, или верующим любой другой конфессии, или атеистом. Тот же принцип должен применяться в регионах компактного проживания представителей другой конфессии, к примеру, мусульман. Православным, проживающим там, также будет полезно побольше узнать о вере народа, с которым они живут бок о бок.
Но преподавание основ своей веры не отменяет важности изучения других мировых религий. Правда во всем, что касается воспитания духовного, привития общечеловеческих ценностей, нужно быть особенно деликатным, ненавязчивым, поскольку речь идет об очень тонких материях. Недопустимо оскорбление людей другой национальности и веры. Главное здесь – не навредить. Без любви, толерантности и терпения все самые благие намерения обречены на провал и могут привести к диаметрально противоположным результатам.
С учетом этого, полагаю, введение в школах религиозного образования не только допустимо, но и вполне возможно. Изучение религии должно складываться из двух составляющих – основы мировых религий и основы религии, играющей доминирующую роль в данной местности. Учебники следует разрабатывать при участии представителей религиозных организаций и утверждаться министерством образования РФ. Так, к примеру, раздел "Основы православной культуры" должен быть согласован с Русской Православной Церковью. Об этом сообщает "Baznica" По материалам:
|