поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 сентября 2006  распечатать

Андрей Гайосинскас

Христианская жизнь Литвы

Объединенная методистская церковь

Методизм пришел в Литву на рубеже веков – первая религиозная община сформировалась в 1900 году в Каунасе. В межвоенный период (преимущественно в 20-ые годы) в Литовской республике образовалось еще семь религиозных общин, и к 1938 церковь насчитывала около 1 тысячи верующих, значительная часть которых были немцами. Виленская община сформировалась в двадцатых годах (город в это время входил в состав Польской республики) и 90 % верующих были поляками, оставшиеся преимущественно белорусами. Молитвенного дома община не имела и собиралась на дому. В 1927 году в городе Вильно была создана региональная методистская семинария, насчитывавшая до 12 слушателей, а также интернат для белорусских девочек. Методистские церкви Восточной Европы являлись результатом миссии Методистской Епископальной Церкви США. В 1939 году МЕЦ США объединилась с еще двумя методистскими церквями (отделившимися от нее в  19-ом веке) и образовала "Методистскую церковь", вслед за материнской, название изменила и церковь в Литве. Именно эта американская церковь, ныне насчитывающая более 10 миллионов верующих (после еще одного объединения в 1968 году получившая название Объединенной Методистской), и возобновила миссию в постсоветской Литве. Война, советская власть и массовые переселения (немцев и поляков) фактически уничтожили церковь. Последней свою деятельность (в 1945 году) прекратила как раз Вильнюсская община. Методисты возобновили свою деятельность в стране только в 1994 году. 8 января 1997 года была зарегистрированная центральная республиканская организация – "Объединенная методистская церковь Литвы". В Вильнюсе миссия была возобновлена в 1999 году, когда в город приехала священница Кристина Маркей (прослужившая два года). Тогда же созданной общине и было сдано нынешнее помещение (находящееся на втором этаже двухэтажного дома, однако имеющее отдельный вход с улицы). В отличии от большинства литовских методистских общин, в воссоздании которых участвовало некоторое количество верующих, обращенных перед Второй Мировой, в Вильнюсе все верующие ранее с методизмом не сталкивались. На 1999 год в Литве насчитывалось около 300 методистов. Теперь они объединены в 10 приходов и 1 миссию. До сих пор главенствующее положение в церкви занимают зарубежные (американские) пасторы – они составляют половину из 10 служащих в стране священнослужителей, американцами являлись и все главы церкви – суперинтенденты (теперь им является Уолтер Теренс Эрбли). Вильнюсская церковь насчитывает около 30 человек, но далеко не все они регулярно посещают службы. На обычном воскресном богослужении бывает около 5-8 человек, причем не все они будут членами общины. Священником в Вильнюсе с 2005 года служит Герберт Лэндж. В 2006 году американская материнская церковь (точнее ее организация Igniting ministry ) выделила значительную сумму денег на евангелизацию, и 24-29 июля на улицах Вильнюса впервые можно было встретить верующих, съехавшихся со всей страны, раздающих буклетики (коих было роздано 65 тысяч) "Бог вас любит!" о Вере и Спасении, и информация о методизме. Также в течении нескольких дней центральные телеканалы показали девятнадцать 30‑минутных роликов, представляющих методистскую церковь и ее верующих. И хоть видимого результата евангелизация не дала, ее цель – рассказать людям о вере – была достигнута, и верующие собираются повторить подобные мероприятия в других городах Литвы.

Методистская церковь сочетает в себе англиканское наследие с пиетизмом, (именно знакомство Джона Уэсли с немецким пиетизмом в 1744 году во многом и повлияло на становление методизма). Методизму свойственно арминианское понимание свободной воли (однако существуют и кальвинистские методистские церкви, верящие в предопределение). Методисты верят в триединого Бога, исповедуют Никейский символ веры, верят в существование двух таинств – Крещения и Причастия. Причастие в "Объединенной методистской церкви" доступно всем желающим – всем верующим методистам вне зависимости от возраста, и даже совершенно сторонним людям, к методистской церкви не принадлежащим. Само причастие также достаточно примечательно – вместо вина они используют виноградный сок. Рукоположение воспринимается ими как обряд, но не таинство, и священник это просто выученный мирянин, не обладающий никакими особыми возможностями. При этом методистское Богослужение строится на основании англиканского, и первое время они использовали англиканскую "Общую книгу молитв". Значительное внимание уделяется совместному пению гимнов (известным составителем которых был Чарльз Уэсли), которые часто становились выражением уэслианской теологии. Как и все протестанты, методисты верят, что только Библия может быть основанием для веры. Имеется в методизме и особая литургия, так называемая Служба Соглашения, обычно проводящиеся примерно раз в год, и таким образом верующие следуют завету Уэсли обновлять свое соглашение с Богом. От пиетизма методизм перенял веру в личное спасение, возможное только через принятие Иисуса в качестве единственного личного Спасителя (известный вопрос "Принял ли ты Иисуса как личного Спасителя?" впервые был использован именно методистами). Личное спасение всегда включает в себя христианскую миссию. Личная набожность для методистов не единственная составляющая святости, последняя всегда связана с любовью к окружающим и к истине.

Начало методизму было положено на оксфордских религиозных встречах молодежи в 1729-1735 годах, которые возглавили братья Уэсли. За изучение Библии их прозвали методистами. Методисты, недовольные бездеятельностью англиканской церкви, отличались социальной активностью, проповедями неимущим и заключенным. Они организовывали свои отдельные кружки, их проповедники странствовали по всей Англии, разделенной на проповеднические округа. В 1744 году состоялась первая конференция методистских проповедников. Однако при жизни Джона Уэсли (который был англиканским священником) английский методизм так и остался течением внутри англиканской церкви. Хоть в их вероучении было немало противоречий с официальной церковью (за что их и считали фанатиками), на открытый раскол они не решались (отдельная церковь была создана вскоре после смерти Джона Уэсли в 1791 году, и к концу века движение успело расколоться на несколько течений). Впервые отдельную, собственно методистскую церковь создали в Америке в 1784 году. Сейчас методизм представляет собой значительное число независимых церквей (в англосаксонских странах, где методизм является традиционной религией, они имеют и наибольший вес, и при этом наибольшее церковное разнообразие – редко встретишь менее пяти различных церквей в стране), которые достаточно сильно различаются по форме управления, своей идеологии и практикам. Общее число методистов в мире превысило 40 миллионов человек.

За час до начала каждого воскресного богослужения в вильнюсской церкви собирается кружок изучения Библии (две группы – взрослая и детская). В день моего посещения само богослужение было скорее необычным, т.к. служился четвертый вариант (согласно "Песеннику", в котором также изложен и ход основных церковных богослужений) Литургии слова, в котором отсутствует причастие. Дело в том, что священник, служащий в Вильнюсе, находился в США, и литургию за него проводил один из верующих. Кстати, сам "Песенник" был издан относительно недавно – в 2005 году, и состоит из переведенных на литовский англоязычных методистских гимнов (первый подобный песенник был издан в 1923 году и его гимны были использованы и при новом издании). На Богослужении присутствовало 8 взрослых и порядка 20 детей. Оказалось, что практически все эти дети из многодетных, часто неблагополучных семей, с которыми члены церкви познакомились во время рождественской акции (верующие посещали многодетные семьи и поздравляли их, дарили подарки). После чего дети начали посещать церковные богослужения. Их родители, по словам верующих, остались индифферентны, но ничего против веры своих чад не имеют. Община почти полностью литовская и богослужение проходит на литовском языке. После приветствия и приглашения к молитве зазвучала музыка, исполняемая на синтезаторе (она будет сопровождать и исполнение всех гимнов), и девочка с кандиловозжигателем в руках прошла между рядами и зажгла на алтаре две свечи, ознаменовав начало Богослужения. После молитвы благодарения зазвучал первый гимн (как и все последующие гимны, а также все молитвы, он исполнялся стоя). После него последовало общее исповедание грехов и короткая внутренняя молитва, после которой верующим должны отпуститься грехи. Еще один гимн, за которым следует Пожелание Покоя, во время которого все присутствующие, хаотически перемещаясь по помещению, жмут каждому из присутствующих руки и желают "покоя во Иисусе Христе", или просто "покоя". Снова гимн, и ведущий литургию читает молитву освящения собравшихся. Очередной гимн, после которого верующие читают Никейский Символ веры, затем следуют два коротких чтения из Библии (оба предваряемые исполнением гимна), которые проводят двое конфирмированных члена общины. Вслед за чтением ведущий литургию читает подготовленную проповедь (самая длинная часть богослужения), на этот раз ее темой была истинная и показная вера на примере Саула и Давида. После нового гимна проходит сбор пожертвований – деньги собираются в бархатные фиолетовые мешочки. Два последних гимна, читается Отче наш и, после благословения собравшихся, Богослужение завершается. Верующие делятся на две возрастные группы и следует традиционно протестантское собрание за чаем или кофе с булочками, во время которого взрослыми обсуждаются проблемы общины. Там же выявился и занятный внутриобщинный конфликт. Как и большинство пограничных со старым литургическим христианством протестантских церквей (особенно это заметно у лютеран, в том числе и в России), методизм испытывает тяготение в двух направлениях – пуристском и либеральном. И мелкий конфликт можно было бы окрестить иконоборческим, если бы предмету конфликта действительно покланялись. Однако камень преткновения – рисунок на оконном стекле за алтарем, изображающий Иисуса, и висящие на стенах гобелены – отнюдь объектом поклонения не являются. Пуристы (один из них ранее был членом харизматической церкви "Слово правды") утверждают, что никаким изображениям в церкви не место, они отвлекают от молитвы. С другой стороны, не согласные с желанием удалить рисунок (в том числе его автор) и гобелены, ссылаются на благословение священника, и подобные же практики в американских методистских церквях. Висящие на стенах гобелены являются символами – один из них прислан братской общиной из Африки, два других общиной из Америки, которая активно помогает Вильнюсской церкви (на одном из гобеленов, расшитом цветами литовского флага, каждый узелок символизирует молитву, которую за вильнюсскую церковь вознес один из американских методистов). Конфликт остался неразрешенным, но каждая из сторон обещает молиться, уповая на вразумление оппонентов.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

сюжеты:

Христианская жизнь Литвы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты