Виктор Аксючиц Как я хоронил царя Источник: Русский журнал РЖ: В 1998 году состоялось захоронение царской семьи. В связи с чем было принято такое решение и какое значение это событие имело для нравственного и культурного обновления страны?
Виктор Аксючиц: В начале 90-х годов была создана правительственная комиссия по идентификации останков императора Николая II, его семьи и близких, и их захоронения. В 1995 году комиссия закончила все виды работ, были проведены различные экспертизы, в том числе и генетические экспертизы в двух ведущих центрах Америки и одном ведущем научном центре Великобритании. Обо всех этих экспертизах были публикации в самых авторитетных научных изданиях, что и является формой верификации, подтверждения того или иного научного факта. Если публикация есть, а опровержения на этом уровне нет, значит, это так и есть, это непреложный научный факт.
Когда в 1995 году были завершены все эти работы, Священный синод Русской православной церкви предложил ответить еще на ряд дополнительных вопросов. Комиссия приняла решение продолжить исследования, в результате чего были даны ответы на все десять вопросов. Были проведены дополнительные экспертизы, в том числе генетическая. Также были дополнительно проведены стоматологическая экспертиза, компьютерная экспертиза портретного сходства и многие другие. И на все вопросы были даны исчерпывающие ответы.
В феврале 1998 года я присутствовал на встрече председателя комиссии первого вице-премьера Немцова и следователя Соловьева, который возглавлял экспертную работу со Святейшим патриархом. Ему были вручены результаты работы комиссии. Они были зачитаны его Святейшеством, после чего его Святейшество отодвинул резюме в сторону и сказал, что с этим все ясно и надо решать вопросы места и времени захоронения. Эти вопросы в ходе этой встречи и были решены. Захоронение производилось с участием президента РФ. Президент принес покаяние от имени российской власти как правопреемницы власти Советского Союза.
Захоронение произошло в Петербурге при огромном стечении народа. Наши люди благоговейно провожали останки в могилу. Это был овеществленный, опредмеченный акт национального покаяния.
Это событие имеет колоссальное значение в нашей жизни и в жизни России как некий исторический факт. К сожалению, до сих пор продолжается смута в умах людей по поводу этого факта, что свидетельствует о том, что смута в России еще не прекратилась и в поле историческом. Вся смута ХХ века это идеократия власти, ложных духов, ложной идеологии над умами людей. Это, прежде всего, смута в умах. Отсюда самые беспрецедентно трагические во всей мировой истории десятилетия в России. Был разрушен национальный государственный организм, была разрушена историческая память народа, национальное самосознание народа как субъекта мировой истории.
Пережив это, мир стал свидетелем того, что Россия и русский народ, государствообразующий народ, жив и возрождается. Возрождается все то, что было порушено. Прежде всего, происходит восстановление исторической памяти и национального самосознания народа. И захоронение решающий факт как раз возрождения исторической памяти и национального самосознания.
Десятки миллионов людей впервые задумались, кто такой император как глава Российского государства, и о том, что такое историческая Россия. О том, что есть не только советская история и коммунистическая история, а есть история тысячелетней России, она реальна и она совершенно другая.
Десятки миллионов людей впервые лицезрели те исторические реальности, о которых они никогда в жизни не слышали. Они впервые о них узнали, они впервые их полюбили, они прикоснулись к этому душой и сердцем. Это и есть материализация восстановления самосознания нации, материализация восстановления исторической памяти. Это похоже на то, как человек долговременно теряет память и некоторое время находится в беспамятстве. Когда память возвращается, она возвращается не сразу. Сначала человек оглядывается вокруг себя, осознает, где он находится, что вокруг него, кто рядом с ним. Потом начинает вспоминать, что с ним случилось. Потом уже сознание восстанавливается в целом. Решающим моментом восстановления сознания и явилось захоронение. Духовно, мистически. А исторически нам требуется догнать этот фактор, реализовать его в истории. И тот период, в который мы вошли с начала нового века период большей стабильности, период возрождения памяти и сознания народа.
РЖ: 26 сентября 2006 года состоялось прибытие гроба с прахом российской императрицы Марии Федоровны. С чем связано это событие? Это продолжение возрождения памяти и сознания народа?
В.А.: Пушкин когда-то гениально емко и кратко сказал: "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Это отличает человека, обладающего личностным самостоянием. То есть история Родины, малой и большой, это память предков. Память предков, в том числе и в буквальном смысле: гробы должны быть на том месте, где им положено быть. И Мария Федоровна высказала свою волю по этому вопросу. Она хотела быть захороненной рядом с мужем. Это тоже мистический, духовный фактор. Есть какое-то количество людей, которые, способствуя этому захоронению, реально способствуют возрождению полноты сознания. Большинство, просто лицезрея этот факт, также соучаствуют в этом. Это значимое событие: еще большая полнота сознания и историческая память возвращается к нам.
|