поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
23 октября 2006  распечатать

Андрей Гайосинскас

Христианская жизнь Литвы

Церковь Христиан Веры Евангельской "Библейский путь"

Начало вильнюсской церкви "Библейский путь" было положено в 1970 году, когда от группы верующих, (ранее отделившихся от церкви Христиан Веры Евангельской, принявшей государственную регистрацию и сменившей название на баптистов) из-за теологических разногласий отошли 4 женщины, которые начали проводить собственные собрания (не только в Вильнюсе, но и в других городах), осенью того же года было совершено первое хлебопреломление (пресвитером из Таллина). С 1972 года начали появляться собственные проповедники, а в 1976 году из Украины приехал Иван Бондаренко, ставший первым пастором церкви. В начале перестройки церковь провела первую открытую евангелизацию в вильнюсском "Нагорном Парке". Результатом этого служения было около трехсот обращенных, многие из которых присоединились к различным общинам евангельских христиан. Для богослужений церковь использовала зал Центрального лектория. После смерти пастора Ивана Бондаренко в 1990 году на это служение был рукоположен Валерий Анисовец. В 1994 году началась миссия в Лентварисе (сейчас в общине ок. 20 человек). В 1998 году Валерий Анисовец эмигрировал в США и Анатолий Дмитрук принял служение первого пастора. 18-го сентября 1997 года в новом районе Фабиенишкес было начато строительство здания церкви, с залом для богослужений, рассчитанным на 400 мест. Уже 1-го апреля 1999 года богослужения стали проходить в новом здании. Официальное открытие законченного молитвенного дома, превращенное общиной в праздник (приглашения на него можно было найти в почтовых ящиках соседних районов), состоялось 29 апреля 2006 года. Церковь насчитывает приблизительно 250 взрослых (до 350 человек, если считать и посещающих, но не присоединившихся). Примерно половину из них составляют русскоязычные верующие (русские, белорусы, украинцы), 30 % поляки (хорошо владеющие русским) и примерно 20 % литовцы. Внутри церкви действуют 17 домовых ячеек, которые созданы для сближения верующих и более эффектной гуманитарной работы. Также в церкви реализуется интересный миссионерский проект, община будет частично финансировать своего члена, призванного к миссии за границей. В декабре 2006 или январе 2007 года Алексей Колесников вместе с семьей уедет в Индию, он станет первым протестантским миссионером, уехавшим из Литвы проповедовать в столь отдаленную страну. Он закончил двухгодичные курсы Библейской миссионерской семинарии в США. Церковь вместе с еще тремя церквями Литвы (Каунасской и дочерними в Лентварисе и Эйшишкес) образуют "Церковь христиан евангеликов пятидесятников" (Krikscioniu evangeliku sekmininku baznycia), которая в свою очередь входит в Объединенную Церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ). Растет церковь достаточно медленно – в год проходят два крещения, во время которых крестится от 10 до 20 человек, при этом есть и уходящие из церкви. Самой большой проблемой для церкви является неэффективность еванглелизации, на которую люди с трудом откликаются. В остальном особых порблем церковь не испытывает – финансовые проблемы у церкви успешно решаются, с властями отношения ровные, конфронтации не было со времен перестройки, даже нападок прессы, как некоторым другим протестантам, переживать не пришлось.. И имеется желание и возможность проповедовать, вот только в обществе нет к этому интересу, и организуемые проекты часто не дают желаемой отдачи.

"Объединенная Церковь христиан веры евангельской", или как их еще называют (и они называют себя сами) "воронаевцы" с одной стороны является естественной частью пятидесятнического движения, с другой стороны является самобытным, имеющим свои особенности (и не собирающейся от них отказываться) направлением этого движения. Начало церкви тесно связано с именем Ивана Воронаева, баптиста, присоединившегося к пятидесятнической церкви "Ассамблеи Бога" в США, затем приехавшего проповедовать в Болгарию, а оттуда в 1921 переехавшего в Одессу, откуда начинает проповедь распространившуюся по всей советской Украине и даже за Уралом и в Средней Азии. В значительной мере в новые пятидесятнические общины приходили бывшие баптисты и евангельские христиане, что на длительное время посеяло между этими конфессиями неприязнь. В 1924 году был образован Одесский областной союз "Христиан евангельской веры", который уже в 1926 преобразован во Всеукраинский Союз ХЕВ. В это время выкристаллизовывается учение церкви. К 1927 Одесская церковь насчитывает 400 человек, а УСХЕВ свыше 350 общин и более 17 тысяч прихожан, а Украинский союз превращается во Всесоюзный. Тогда же происходит и первое разделение – часть верующих не признает принятого решения об обязательной воинской повинности. Однако период свободной проповеди подходит к концу, новый закон "О религиозных объединениях" конца 1928 года становится началом конца бесконтрольной деятельности церкви, а в 1930 уже и на пятидесятников обрушиваются сталинские репрессии – все руководство церкви репрессировано, а сам союз ХЕВ распадается, церкви начинают уходить в подполье. Молитвенные дома позакрывались, пастора оказались к тюрьмах и церковь больше не приветствовала "все мероприятия Советской власти". Только в годы фашистской оккупации церковь снова получила относительную свободу и начала умножаться (буквально за год выросла в два раза). В 1942 она объединилась с другой пятидесятнической церковью – Христианами веры евангельской (шмидтовцами) в Епископальную Церковь ХЕВ, но уже в 1944 году, с возвращением советской власти, вернулись и репрессии. В августе 1945 года было подписано соглашение об объединении церквей ХЕВ с евангельскими христианами и баптистами в один союз. Однако совместное бытие не удалось – баптисты начали притеснять пятидесятников, было запрещено омовение ног и общая молитва на иных языках, их не допускали до управления. Уже в 1948 году были созваны совещания, решившие что главное это чистота вероучения и часть пятидесятнических общин покинула ВСЕХБ, образуя собственные церкви, однако при этом не имея никакой регистрации, и сама регистрация вскоре начала восприниматься как зло. Эти общины, имея достаточно размытую структуру, стали называться "не регистрирующиеся пятидесятники". Действительная организация и развитие церкви начинается с 1955-56 годов, когда после оттепели верующих начали отпускать из лагерей и они начали восстанавливать общины. В 1984 церковь разделилась из-за отношения к "таллиннскому" движению (харизматическое обновление, охватившее практически все евангельские церкви Таллина), к легализации церкви и взаимодействию с властями, уврачевание разделения началось в 1992 году, когда большая часть общин создала "Объединенную Церковь Христиан Веры Евангельской" (ныне ее возглавляет Начальствующий епископ Иван Федотов).

"Библейский путь" – консервативная традиционная пятидесятническая церковь, верующая в триединого Бога, рождение свыше (духовное рождение от Бога), водное крещение, совершаемое по вере, и в рождение свыше, а также, что Крещение Духом Святым сопровождается знамением иных языков (глоссолалией), а также что Дух Святой действует разными дарами (н-р пророческими видениями). Глоссолалии проявляются (правда в достаточно ограниченном размере) и во время общественной молитвы, и особенно во время молитв частных и в малых группах. Считают, что весьма важна персональная исповедь пастору. Хлебопреломление совершается не реже, чем раз в два месяца. Церковь, в отличии от большей части пятидесятнических церквей, воспринимает хлебопреломление как таинство, верят в преосуществление – что хлеб и вино после молитв, оставаясь молекулярно хлебом и вином, приобретают свойства Тела и Крови Христовой, и соответствующее действие оказывает на верующих – человек приобщается к истинному телу христову. К самому причастию церковь относится весьма трепетно, вино наливается в одну чашу, из которой отпивают верующие, а пресный хлеб специально печется членами церкви. Известна история церкви на Украине, когда во время хлебопреломления случайно было пролито немного вина, которое попало на пол. Эти доски были выпилены из пола (и заменены на другие), дабы не попирать Кровь Христову, и позже сожжены. Каждое хлебопреломление обязательно предваряется обрядом омовения ног верующих. Также церкви ОЦХВЕ другие пятидесятники обвиняют в отсутствии демократии (сиречь в отсутствии выборов), однако в церкви практикуется иной принцип принятия решений – проблема обсуждается и члены общины высказывают свои мнения, пытаются прийти к консенсусу, ежели этого достичь не удается, то проблема либо откладывается с надеждой на последующее разрешение, либо ее решение остается на усмотрение пастора.

Примерно за пол часа до начала богослужения (обычно начинается в 10 утра) в молитвенном зале собираются члены музыкальной группы для репетиции. Постепенно собираются верующие (собралось порядка 180 взрослых), в чьей среде невозможно выделить доминирующую возрастную группу – много и маленьких детей, и подростков, и старушек. Примерно две трети всех женщин (включая молодых девушек) покрывают голову платочками. Вскоре после десяти за кафедру становится пастор Анатолий, который после короткого вступления возглавляет общую молитву. Во время экстатической молитвы все встали, а пара человек воздевали вверх руки. После молитвы последовало пение четырех песнопений (трех на русском и одного на литовском языке), перемежаемых короткими импровизированными молитвами. Текст песнопений проектором отображается на стене, однако доминируют не поющие верующие, а небольшой хор, чье пение усиливается двумя мощными колонками. В качестве аккомпанемента используется синтезатор и три гитары. Сами песнопения исполняются в бодром современном стиле. Далее следует непродолжительная проповедь на литовском, посвященная греху. Для удобства верующих, слабо понимающие один из двух языков богослужения, существуют наушники, одев которые они могут слушать синхронный перевод проповеди с литовского на русский и наоборот. После окончания проповеди служитель-литовец исполняет песню на русском языке. После короткого вступления второй пастор церкви Чеслав Макутонович прочел записки с высказанными нуждами верующих (которые можно было положить в соответствующую корзинку), которые дают определенный социальный срез общинных нужд, который оказался весьма характерным для Литвы. Кроме общечеловеческих просьб (и благодарений за выполненные просьбы), об излечении больных, проблемы на работе и в семье, наставление родственников (в том числе находящихся в тюрьме), добавляется молитва о путешествующих в Ирландию. Отток молодых верующих в Ирландию одна из насущных проблем – уехало порядка двух десятков человек, которые в Дублине даже создали отдельную общину. Брат Чеслав же и возглавил общую просительную молитву, во время которой можно было услышать и краткие глоссолалии, а после молитвы две пожилые женщины поделились с верующими видениями, посетившими их (оба видения были о костре, который через какое-то время ярко разгорится). Последовала молитва за несущих служение в разноязыких и разновозрастных детских воскресных группах, после чего сами служители и дети удалились. Пастор сделал несколько организационных объявлений и объявил о том, что в церкви две пары будут готовиться к скорому бракосочетанию (одна в возрасте, вторая пожилая), что вызвало у верующих большой ажиотаж. Затем девушка прочла на литовском белый стих, и две девочки спели песню на русском. Через полтора часа после начала богослужения за кафедру встал гость общины, пастор Христианская миссии "Голгофа" из Сакраменто (США) Валерий Байко. Он прочел часовую проповедь о исполнении заповеди "возлюби ближнего своего" и особенно о необходимости и трудности просить у людей прощения. В завершении прозвучала песня на русском языке, написанная по мотиву молитвы "Отец наш небесный", и самом конце прочитана сама молитва на литовском. После окончания богослужения состоялось собрание общины.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

сюжеты:

Христианская жизнь Литвы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты