поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
30 октября 2006  распечатать

Любовь Балакирева

Православные СМИ: ни излишней слащавости, ни крайней аскетичности, ни всеосуждающей дерзости

В гостях редакции "Религия и СМИ" главный редактор студенческого православного журнала Московской духовной академии "Встреча" Петр Королев

– На кого ориентирован ваш журнал "Встреча"?

– Самая главная аудитория для нас – это студенты и преподаватели Московской духовной академии и семинарии, Регентской и Иконописной школ. Ориентируясь именно на эту аудиторию, мы выбираем и темы для статей, и способ подачи материала. Когда у нас появилась возможность, мы стали дарить каждому студенту по свежему номеру журнала – и сразу получили ответную реакцию на статьи, внезапно нашлись новые авторы, желающие писать для нас. Кроме того, таким простым способом мы даем знать о себе и в самых дальних уголках страны – уезжая на каникулы, студенты прихватывают с собой и "Встречу", чтобы показать ее своим знакомым: батюшкам, прихожанам, семинаристам региональных семинарий.

В итоге получается, что наша аудитория – это и выпускники, и студенты, и абитуриенты многочисленных духовных школ, и православное студенчество светских вузов, и те, кто занимается богословским самообразованием. Для них мы стараемся в журнале соблюсти верную пропорцию трех основных составляющих: статей о духовной жизни, материалов по церковной науке и рассказов о студенческой жизни.

– Какова сегодня информационная политика РПЦ?

– Трудно говорить о единой информационной политике Православной Церкви, поскольку есть немало центров, действующих независимо друг от друга. Однако диссонанса нет, наоборот, складывается достаточно здоровое соотношение информации об официальных встречах священноначалия, сведений о социальном служении Церкви, сообщений о богословских дискуссиях и конференциях, вестей о выделении церковным проектам различных грантов и присуждении наград. Таким образом, в новостях представлены всевозможные аспекты деятельности Церкви, и каждая из новостей несет в себе определенный миссионерский заряд: вот оно, живое Православие, вот люди, которые трудятся во имя Христово и стараются жить по Его заповедям.

– Сейчас выходит огромное количество церковных печатных изданий, тематических программ на радио и телевидении, вещают несколько телевизионных каналов ("Благовест", "Союз", "Спас"). На ваш взгляд, объем их продукции и профессиональный уровень отвечают потребностям общества на сегодняшнем этапе?

– Думаю, что объем продукции не только соответствует, но даже превышает запросы общества. Для светского человека рассказ о жизни Церкви может быть мудрёнее лекций по квантовой физике: непонятные термины, чуждые проблемы, странная логика, – поэтому он не ощущает внутренней необходимости включить радио и послушать православную передачу. Однако такие передачи должны существовать, как должны существовать музеи и концертные залы, в которых прививают вкус к прекрасному, и их существование не должно быть обусловлено чисто утилитарными соображениями удовлетворения спроса.

На православных СМИ в первую очередь лежит ответственность за преподание "чистого словесного молока" основ веры и благочестия, и именно по степени выполнения этой задачи должен определяться уровень профессионализма. Если в "желтой прессе" признаком мастерства является умение раздуть скандал, то в православной журналистике это будет свидетельством о профессиональной непригодности. К счастью, есть достаточно много изданий и передач, которые не скатываются ни в излишнюю слащавость, ни в крайнюю аскетичность, ни во всеосуждающую дерзость – надеюсь, именно эти издания, шествующие "царским путем", сформируют основные профессиональные подходы к церковным темам.

– Что составляет суть церковной журналистики и чем она отличается от журналистики светской, освещающей религиозную тематику?

– Основное различие – в людях. Церковной журналистикой могут заниматься только те, кто находится в Церкви, кто может смотреть на проблемы изнутри Церкви и ее глазами. Те же, кто смотрят извне, видят корпорацию с земными задачами и инструментами, видят человеческие недостатки и недопонимания, но не обращают внимания на самое главное: на Главу Церкви – Христа, и на Дух Божий, живущий в Церкви. Апостол Павел очень сурово оценивает светскую журналистику, берущуюся рассуждать о Церкви: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2:14-15).

Такое различие определяет и выбор затрагиваемых тем, и подход к сложным вопросам. Например, чьи-то недостатки могут стать в церковной прессе поводом к братскому увещанию, а тот же самый факт светская пресса, скорее всего, подаст в насмешливом или скандальном тоне – и публикация будет иметь противоположный педагогический эффект. Это вовсе не означает, что церковные СМИ должны замалчивать острые проблемы. Но в критике очень ярко проявляется мировоззрение автора, и становится ясно, что ему не нравится: конкретные недостатки или Церковь в целом.

– Взаимодействие церковной журналистики и журналистики светской, освещающей религиозную тематику: в чем вы видите проблемы и успехи?

– Слава Богу, у большинства светских людей, освещающих в прессе православную тематику, достаточно уважительное отношение к Церкви, которое заставляет их постоянно учиться и набирать знания по истории и традициям Православия. Благодаря этому количество грубых ляпов и басен о Церкви и ее служителях становится в современной прессе все меньше. Способствует этому и признание церковных СМИ на равных со светскими, когда с православными журналистами советуются, делают совместные проекты.

И все же в некоторых случаях взаимодействие невозможно: если репортер ищет только "жареные факты", то наилучшим вариантом будет отказаться от работы с ним – иначе из многочасового интервью в эфир пойдут только речевые огрехи и неудавшиеся шутки.

– Каковы, на ваш взгляд, стратегические задачи развития церковных средств массовой информации, и, в частности, вашего журнала?

– За последние несколько лет сильно изменились как сами СМИ, так и их аудитория. Кто-то слушал радио "Радонеж" и просматривал приходской листок, а теперь вырос, читает журнал "Альфа и Омега" и сам является редактором храмовой газеты. Мне кажется естественным, что в православной среде одни издания бережно передают своих читателей другим изданиям, как бы из рук в руки. Эта цепочка должна быть непрерывной: кто-то занимается миссионерством, ведет православный раздел в светской газете, кто-то освещает приходскую жизнь и приглашает участвовать в ней, кто-то рассуждает о тех или иных аспектах современности с богословской точки зрения, кто-то готов делиться опытом монашеской жизни.

Поэтому хорошо бы, чтобы каждая редакция ясно представляла свою аудиторию и, занимая свою нишу, делало максимально качественные издания. Для нас же стратегическая задача остается неизменной с момента основания журнала – чтобы "Встреча" стала местом встречи студентов разных духовных школ, чтобы журнал считали своим и писали в него не только московские семинаристы и преподаватели. Тогда будут крепнуть связи между семинариями, а уровень нашего журнала будет расти вместе с уровнем церковной академической науки.

– Какой должна быть церковная журналистика?

– Церковная журналистика должна быть естественным продолжением Священного Предания – и на вечные, и на сиюминутные вопросы она должна отвечать, исходя из опыта жизни Церкви. В таком случае она сможет быть и назидательной, и созидательной, и при этом быть "живой и действенной и острее всякого меча обоюдоострого" (Евр. 4:12).

Сайт студенческго православного журнала Московской духовной академии "Встреча": vstrecha.mpda.ru

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Любовь Балакирева

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

Светская и конфессиональная журналистика: проблемы, успехи, споры

персоналии:

Петр Королев

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты