RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
21 ноября 2006 Валерия Миронова (Институт Африки РАН) Ислам в Эфиопии: причины и реальные факты Путевые заметки экспедиции, проходившей в Эфиопии в сентябре 2006 г. Экспедиция состоялась благодаря финансовой поддержке
Ислам появился в Эфиопии почти одновременно со своим возникновением, т.е. в 7 в. н. э. Принято считать, что первые последователи Мухаммеда попросили короля Аксумской империи, находившейся в то время на территории современной Эфиопии, защитить их родственников от преследования в Мекке. Среди бежавших с Аравийского полуострова в 615 г. были две будущие жены Мухаммеда, Осман, ставший впоследствии третьим халифом, и дочь пророка [1]. Хотя часть из бежавших вернулась затем на Аравийский полуостров, многие из них остались в Эфиопии и поселились в районах Уоло и Тиграй (местечко Негаш), именно они считаются отцами основателями мусульманского сообщества Эфиопии. Поэтому местечко Негаш, где находятся несколько древних захоронений и мечетей, считается одним из важнейших центров поклонения мусульман. Арабы основали торговые порты вдоль побережья Африканского Рога, и эти анклавы стали своеобразными воротами для медленного, но непрерывного проникновения Ислама в западную Африку. В 10 в. н. э. распространение ислама дошло до области Харар. В наши дни, мусульмане составляют, по разным данным от 35 [2] до 50 % [3] населения Эфиопии. Это в основном жители западных территорий страны – штатов Афар, Сомали, и часть штата Оромо. В разговоре с сотрудником библиотеки Института эфиопских исследований христианином-ортодоксом Бехайлу Джеманех выяснилось, что мусульманство в сельских районах привлекательно в частности и из-за полигамии. Полигамия и обрезание не противоречат традиционным верованиям. В разговоре со школьниками одной из коранических школ в Аддис-Абебе, построенной и функционирующей под эгидой Мусульманской всемирной лиги удалось выяснить, что многие из них по-арабски разговаривают с трудом, впрочем, и по-английски тоже, хотя неплохо понимают, о чем их спрашивают (фото 4). Путешествуя по Эфиопии, мы побывали на севере Бахр-Дар, Гондэр и на юге – Джимма. Оказалось, что мусульман больше в южных районах. Вдоль дороги, по которой мы ехали, постоянно встречались мечети, от маленьких деревенских домиков-тукулей с серпом и полумесяцем на крышах до красивых зданий с одним и даже двумя минаретами (фото 13,14). В Историческом музее Джиммы сотрудник рассказал, что мечетей около 13, так же как и церквей (для сравнения, в 90-е гг. в Джиме было всего 2-3 мечети). Мусульман в городе 85-90 %. Есть кораническая школа, в которой учатся дети с 7 лет, после 9 лет мальчики и девочки учатся отдельно. Дорога на север отличается от дороги на юг тем, что здесь меньше, правильнее сказать, совсем нет мечетей, часто встречаются маленькие святилища места для пожертвований, которые закрывают на ночь. В Бахр-Даре одной из главных достопримечательностей города является огромная мечеть с двумя минаретами (фото 15). Отдельно вход для женщин и для мужчин. Мы зашли через вход для мужчин во внутренний дворик, где нас встретил преподаватель коранической школы. Он позвал имама, оказавшегося довольно милым молодым человеком, неплохо говорившим по-арабски, получившим образование в Йемене, но отказавшимся давать нам какие-либо комментарии до тех пор, пока мы не получим разрешение в Совете по мусульманским делам, находящемся недалеко, буквально в соседнем здании. Между делом нам удалось поговорить с одним из местных шейхов – старичком 60-70 лет, пришедшем в восторг, оттого, что члены экспедиции разговаривают по-арабски. Он оказался довольно разговорчив. Рассказал, что арабский выучил в Гондэре у торговцев, у которых служил. Особое внимание хотелось бы уделить особенностям отправления культа мусульман Бахр Дара. Нам удалось поприсутствовать во время омовения в самой крупной двухминаретная мечети города. Омовение проходило следующим образом: в огромном дворе перед мечетью собирались мужчины, набирали в небольшие пластмассовые емкости воду из кранов, установленных здесь же во дворе, и этой водой омывали сначала ноги, потом руки, лицо, полоскали рот, затем шли в мечеть, оставляя обувь на ступеньках у входа. Имам в это время пытался произнести что-то похожее на призыв к молитве, но получалось у него неважно и очень невнятно. Мужчины стекались со всех сторон, торопились, приезжали на велосипедах, прибегали, брали тут же оставленные другими бутылочки, совершали омовение и с благоговейным видом бежали в мечеть. Наконец, все собрались, наступила тишина, длившаяся минуты 2-3, мы все ждали, когда будет прочитана молитва, или, по крайней мере, сура Фатиха, открывающая Коран, однако ничего подобного не произошло. Через упомянутые 2-3 минуты покряхтывания и покашливания в микрофон, доносившиеся с минарета, смутно напоминавшие фразы "Бисми ллахи аррахмани рахим", или "Алла Акбра", все начали так же быстро расходиться, я бы даже сказала, разбегаться, как и собирались. Получалось, что сбор на молитву, длившийся минут 20, занял больше времени, чем сама молитва, а разбежались все настолько быстро, что мы даже не успели заметить. Эта картина показательна в том смысле, что ислам принимает бытовой уровень – люди мусульмане, поскольку получают от мечети определенную материальную поддержку, имеют возможность обучать детей в коранической школе в надежде на то, что выучив арабский и став мусульманами, дети смогут поехать в какую-нибудь из арабских стран на заработки и, таким образом, будут неплохо обеспечивать свою семью впоследствии. Получается, что, с одной стороны, мусульманином быть выгоднее, так как вера помогает улучшить материальное благосостояние семьи, а с другой – религия несет и определенные просветительские функции – распространение грамотности среди населения. В университете Гондэра побеседовали с доктором Цегау Фенти, как нам сказали, представителем вице-президента. В университете 6 факультетов, 9,6 тыс. постоянных студентов. Система оплаты такая же, как в Джимме – 15 %. Те, кто не могут платить сразу, учатся на договорной основе, т.е. бесплатно с подписанием договора о выплате 100 % после окончания и устройства на работу. Поэтому, как сказал этот человек, у бедных тоже есть возможность учиться. Когда специалисты из России были на конференции в Аддис-Абебе в 1991 г., на улице не было столько женщин и мужчин в традиционных мусульманских одеждах надписей на арабском языке. Создается впечатление, что эфиопов притягивают к арабскому миру, т.о. арабы пытаются расширить сферу своего влияния. Сказывается и тот факт, что по периметру границ Эфиопия со всех сторон окружена мусульманскими странами. В частности и поэтому мусульманство захлестывает Эфиопию. Фильмы в кинотеатрах представлены в основном на английском языке с арабскими или французскими субтитрами [4]. А по телевизору в посольстве среди прочих можно было посмотреть два канала йеменский и оманский, вещавших по-английски с арабскими субтитрами. В прессе религиозные вопросы практически не освещаются. В библиотеке Института эфиопских исследований мы просмотрели магистерские работы за 1996-2003 гг. и оказалось, что дипломы в основном посвящены проблема образования, экономике, медицине, этнографии. Работ, касающихся религии, не было. Возможно, это связано с тем, что, с одной стороны, официальные лица не хотят афишировать распространение ислама, а с другой правительству важно поддержать целостность страны, поэтому проблемы, могущие эту целостность нарушить, в частности приверженность различным религиозным движениям, не акцентируется. Свободе вероисповедания и выражения своего мнения посвящена отдельная статься конституции, в которой говорится о том, что "каждый человек имеет право на свободу мыслей, совести и вероисповедания, ... если только они не противоречат ограничениям, предписанным законом и необходимым для защиты общественной безопасности, мира, здоровья, образования, моральных устоев общества или основных прав и свобод других людей, а также обеспечению независимости государства от религии" [5]. Сотрудники отдела охраны памятников Министерства культуры Эфиопии считают, что мусульман не стало больше, просто они начали более открыто демонстрировать свою принадлежность исламу и проявляют большую политическую активность: около половины мест в парламенте занимают мусульмане. В правительстве мусульмане – министр финансов и экономического развития (оромо), министр культуры и туризма (сомалиец), министр труда и социальных вопросов (афар). При этом религия не является решающим фактором при приеме на работу или избрании в парламент. Два основных критерия, соблюдаемых в данном случае образованность и принадлежность к политической партии. Однако можно сказать, что работа может стать решающим фактором при определении религиозных взглядов человека. Во-первых, большое количество эфиопов уезжает на заработки в арабские страны, принимая мусульманство. Более 100 тыс. эфиопов живут и работают в Саудовской Аравии [6]. Во-вторых, арабы, а именно саудиты, являются крупнейшими импортерами Эфиопии (согласно данным ЦРУ от 5 октября 2006 г., по доле импорта Саудовская Аравия занимает первое место 14,7 % [7]), мусульмане вкладывают деньги в различные проекты, например, строительство гостиниц, мечетей, коранических школ. До сих пор самым крупным инвестором в Эфиопии считается шейх Мухаммед Хусейн аль-Амуди. Ему принадлежит ряд компаний в различных отраслях: торговле, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, сфере услуг, здравоохранении и т.д. В его компаниях работает более 60 тыс. эфиопов. В 2005 г. аль-Амуди организовал в Эфиопии чемпионат по футболу, в котором эфиопская команда одержала победу. В этой связи все таксисты и маршрутки ездили увешанные плакатами с благодарностью этому магнату – саудовскому шейху. Распространению ислама в стране способствует не только деятельность отдельных магнатов-мусульман, но и множества неправительственных мусульманских организаций. Некоторые занимаются предоставлением гуманитарной помощи обществу во время природных катаклизмов или чрезвычайных ситуаций, голода или эпидемий. Другие вовлечены в более долгосрочные проекты, направленные на общественное развитие, т.е. сельское хозяйство, здравоохранение, образование и т.д. в наименее развитых мусульманских странах. Другие исламские неправительственные организации просто занимаются обращением в ислам, распространяя печатные издания, рассказывая о ценностях и учении ислама в средствах массовой информации. Некоторые из этих организаций используются как механизм распространения политического ислама с ускоряющейся скоростью, объединяя пропаганду веры с материальной помощью среди бедных слоев населения. В 1980 г. в Эфиопии не действовало ни одной исламской неправительственной организации, в то время как в 2000 г. их стало 13 [8]. Большинство исламских неправительственных организаций, действующих на местном уровне, поддерживаются транснациональными неправительственными организациями, как мусульманскими, так и немусульманскими. В этой связи интересно отметить, что Верховный совет по мусульманским делам Эфиопии соседствует с представительством Евросоюза в Аддис-Абебе. Трудно поверить, что такое соседство могло оказаться случайным. Таким образом, распространение ислама в Эфиопии связано со следующими факторами:
С другой стороны, приведенные выше примеры, доказывающие, что эфиопы принимают ислам в значительной степени на бытовом уровне, по материальным соображениям, из-за активной финансовой помощи, свидетельствуют в свою очередь о стремлении мусульманских стран значительно расширить сферу влияния и вовлечь как можно больше стран в мусульманство любыми возможными способами.
|
||||||||||||||||
РЕКЛАМА |