Михаил Тарусин Исследование "Религия и общество" Часть 7. Отношение к предпринимательству Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.
Развитие рыночных отношений в России привело к образованию довольно популярного мифа, согласно которому нравственные императивы человека обязательно вступают в противоречие с частным предпринимательством. Последнее зиждется, по преимуществу, на криминальном фундаменте и обязательно вступает в противоречие с совестью человека.
Отчасти это справедливо и законы стихийного капитализма далеки от совершенства, однако сама по себе предпринимательская активность не противоречит природе человека и верующий, как показывает проведенное исследование, не отсекает себя от области бизнеса по каким-либо догматическим соображениям.
Отношение к бизнесу среди различных групп респондентов выражено следующими данными:
|
Как часто посещают религиозные службы (%) |
Отношение к частным предпринимателям |
Раз в месяц и чаще |
Несколько раз в год и реже |
Раз в год и реже |
Не посещают |
Хорошее или скорее хорошее |
73 |
80 |
85 |
79 |
Плохое или скорее плохое |
20 |
14 |
10 |
15 |
|
Как часто посещают религиозные службы (%) |
Отношение к крупным предпринимателям |
Раз в месяц и чаще |
Несколько раз в год и реже |
Раз в год и реже |
Не посещают |
Хорошее или скорее хорошее |
58 |
59 |
66 |
61 |
Плохое или скорее плохое |
32 |
31 |
27 |
31 |
Как следует из таблиц, положительное отношение представители всех групп демонстрируют не только к малому и среднему бизнесу, но и к крупным предпринимателям, владельцам компаний и предприятий. Таким образом, можно утверждать, что религиозные люди не являются противниками рыночных отношений и поддерживают их развитие в стране наряду с остальным населением.
К тому же, отношение к бизнесу на личностном уровне также характеризуется положительным отношением, причем как в планах самих респондентов, так и в их пожеланиях новому поколению, что видно из следующих данных:
|
Как часто посещают религиозные службы (%) |
Хотят, чтобы дети имели свой бизнес |
Раз в месяц и чаще |
Несколько раз в год и реже |
Раз в год и реже |
Не посещают |
Да |
60 |
64 |
70 |
67 |
Нет |
40 |
36 |
30 |
34 |
|