Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35282.html


24 ноября 2006

Михаил Тарусин

Исследование "Религия и общество"

Часть 7. Отношение к предпринимательству

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Развитие рыночных отношений в России привело к образованию довольно популярного мифа, согласно которому нравственные императивы человека обязательно вступают в противоречие с частным предпринимательством. Последнее зиждется, по преимуществу, на криминальном фундаменте и обязательно вступает в противоречие с совестью человека.

Отчасти это справедливо и законы стихийного капитализма далеки от совершенства, однако сама по себе предпринимательская активность не противоречит природе человека и верующий, как показывает проведенное исследование, не отсекает себя от области бизнеса по каким-либо догматическим соображениям.

Отношение к бизнесу среди различных групп респондентов выражено следующими данными:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Отношение к частным предпринимателям

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Хорошее или скорее хорошее

73

80

85

79

Плохое или скорее плохое

20

14

10

15


Как часто посещают религиозные службы (%)

Отношение к крупным предпринимателям

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Хорошее или скорее хорошее

58

59

66

61

Плохое или скорее плохое

32

31

27

31

Как следует из таблиц, положительное отношение представители всех групп демонстрируют не только к малому и среднему бизнесу, но и к крупным предпринимателям, владельцам компаний и предприятий. Таким образом, можно утверждать, что религиозные люди не являются противниками рыночных отношений и поддерживают их развитие в стране наряду с остальным населением.

К тому же, отношение к бизнесу на личностном уровне также характеризуется положительным отношением, причем как в планах самих респондентов, так и в их пожеланиях новому поколению, что видно из следующих данных:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Хотят, чтобы дети имели свой бизнес

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Да

60

64

70

67

Нет

40

36

30

34

РЕКЛАМА