поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
24 ноября 2006  распечатать

Максим Степаненко

Шаг в нескончаемую пропасть ужаса

Церковь и медицина о проблеме самоубийств

Источник: Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006

С прискорбием приходится отмечать, что поток прошений на имя архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона с просьбой разрешить отпевание родственника-самоубийцу не иссекает... По словам заведующего епархиальной канцелярией о. Федора Галкина практически нет недели, когда бы такое прошение не приносили хоть один раз, чаще 2 – 3, в то и 5-6 человек в неделю, крещеных в Православии, но малоцерковных, накладывают на себя руки. Сложившаяся ситуация заставляет нас обратиться в этом миссионерском листке к такой ужасной теме, как самоубийство.

Отношение Православной Церкви к самоубийству

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, христианами всегда воспринималось, как тяжкий грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

Церковь учит, что у каждого христианина есть свой крест (всегда даваемый Богом посильно!), через который мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение: "...Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение "злого и несправедливого" Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь слова Священного Писания: "...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ", а "все" – значит и скорби.

Впрочем, часто первопричина наших проблем – мы сами, точнее наше укоренение в беззаконии. При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. "Жало смерти – грех" (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет" (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "...печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2Кор.7:10). Не в это ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удающемся от Бога обществе?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли; преступники, убитые во время разбоя; люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается...

В известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, практически все пьяницы ясно осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Психология и психиатрия о самоубийстве

Хотя первейшей основой самоубийств, по мнению Церкви, является богоотступничество и маловерие, не маловажное значение имеют и социально-психологические факторы, которые обязательно необходимо учитывать при профилактике суицидов.

Для того, что бы получить психологический и социальный портрет современного самоубийцы, выяснить психологические причины, толкающие человека на этот тягчайший грех, мы обратились за интервью к главному психиатру г. Уфы, заслуженному врачу Российской Федерации и Республики Башкортостан Юрию Александровичу Анохину.

– Юрий Александрович, насколько остро сейчас стоит проблема самоубийств в России и Башкортостане?

– Объединенных данных по уровню свершившихся самоубийств и количеству их попыток в Башкортостане нет. Эти данные "разбросаны" между судебными медэкпертами, психиатрами и реаниматорами. Возможно, это связано с недосмотром наших медицинских статистиков, или нежеланием открыть обществу степень остроты этой проблемы и портить тем самым лоск общественно-экономического благополучия.

– Впрочем, определенными данными мы располагаем. Так, по Уфе за третий квартал 2005 года было сделано 25 попыток суицида только среди молодежи, т.е. эти молодые люди совершили попытку самоубийства, были спасены и направлены психиатрическую реабилитацию. Сколько же человек расстались с жизнью, мне не известно. В среднем же мы наблюдаем 20-45 попыток самоубийств в квартал, итого в год до 150-180 попыток суицида по Уфе. В основном люди травятся лекарствами и бытовой химией, что чаще заканчивается просто чудовищными поражениями внутренних органов – пищевода, желудка, печени и т.п. Лечение и психологическая реабилитация людей после несостоявшихся самоубийств обходится государству в колоссальные средства. И если учесть, что многие из них становится пожизненными инвалидами, требующими постоянного социального и дорогого медицинского обеспечения, не говоря уже о цене жизни погибших, просто удивительно и печально, что до сих пор на общегосударственном уровне нет программ профилактики этого страшного явления.

– По России же в целом эта статистика очень жуткая – 38 самоубийств в год на 100 тыс. человек населения, при этом среднемировой показатель – 14,5-15 человек. Уровень самоубийств, который свидетельствует о глубоком нравственно-психологическом вырождении нации – 20 человек на 100 тыс. населения.

– Удручает то, что 75 % самоубийств – это трудоспособные люди до пенсионного возраста. Только в нашей стране большинство самоубийц это мужчины, которые кончают собой в 5 раз чаще, чем женщины. Хотя суицидальные попытки чаще совершают женщины. На один законченный суицид – у женщин приходится от 7 до 11 попыток. Самые проблемные регионы в последние годы – Корякский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Удмуртия, Республика Алтай. Увы, в большинстве национальных образованиях уровень самоубийств выше, причем он выше, чем севернее территория, хотя в Дагестане это показатель очень низок. Очень мало суицида в Москве и Санкт-Петербурге.

– С чем это связано?

– По мнению социологов и психологов, это связано, как с социально-экономическим состоянием региона, так и религиозностью населения. Православные христиане и мусульмане считают самоубийство тягчайшим, смертным грехом. В перечисленных же мною регионах широко распространено язычество, шаманизм. К тому же на севере из-за малой плотности населения очень мало храмов и мечетей, что создает трудности в религиозном просвещении людей.

– Каков психологический портрет людей, пытающихся себя убить?

– Психологи изучили личность самоубийц, которая, оказалось, имеет определенное своеобразие – это импульсивность, психологическая незрелость или, иначе говоря, инфантилизм, эмоциональная неустойчивость, бескомпромиссность, ограниченность мышления при выборе вариантов решения сложившейся проблемы. И все это обусловлено, прежде всего, плохим воспитанием детей семье. Психическое состояние российского общества крайне неблагоприятно. Например, в течение последних десяти лет по Уфе происходит непрерывный рост психических расстройств на 4000 – 5000 человек в год. На сегодняшний момент под психиатрическим наблюдением находится около 50 тыс. уфимцев, и это цифра, увы, не окончательная, по моему мнению, людей с проблемной психикой гораздо больше.

– Недавно в Уфе и Казани проводились психологические исследования среди работников промышленности, перед которыми, замечу, остро не стоит проблема, где взять кусок хлеба. Из них 7 % находятся в состоянии выраженной депрессии и 40 % имеют различные психические расстройства невротического характера, отрицательно сказывающихся на уровне их жизнь. То есть половина трудоспособного взрослого населения находится в условиях, мягко выражаясь, в состоянии психологического дискомфорта.

– Поясните для читателей, что представляют собой этих невротические расстройства?

– Это депрессивное состояние в различной степени, несдержанность, агрессивность, проблемы со здоровьем, поскольку психическое расстройство практически всегда вызывает нарушение функций какого-либо органа или системы в организме. Это, как правило, нарушения сна, чувство загруженности, тревоги, стремление выключится из окружающей действительности с помощью алкоголя или даже компьютерных игр, неспособность сосредоточиться на работе и работать в полную силу.

– Подавляющее количество людей не уверены в завтрашнем дне, и ожидают от будущего только неприятности. У нас люди боятся перемен, и, наверное, это основано на многовековом опыте, что любые перемены в России выливаются в ухудшение жизни человека.

– Какие еще есть распространенные причины самоубийств?

– Половина самоубийств у молодежи имеют причиной семейные конфликты. Редко, но все же бывают случаи самоубийства тяжелобольных людей. Появилась совершенно новая причина – проигрыш в игровых автоматах. Очень много суицидов (каждый третий), совершенных в состоянии алкогольного опьянения, когда адекватность поведения весьма нарушена.

– Расскажите подробней о причинах суицида у молодежи.

– Не только школьники, но и студенты, идущие на самоубийство отличаются инфантилизмом. Это абсолютно незрелые личности, хотя они полноценно физически и физиологически развиты, но "голова" находится все еще в детском состоянии. Нет чувства ответственности, способности прогнозировать последствия своих действий. Такие молодые люди реагируют на происходящее совершенно по-детски.

Юрий Александрович, листая медицинские карты, перечисляет:

– Семнадцатилетний парень попытался отравиться из-за обиды на преподавателя черчения, тот якобы поставил неправильную оценку...

– Девушка захотела умереть из-за постоянных упреков матери по поводу ее поздних возвращений домой...

– Попытка самоубийства из-за конфликта со сверстниками в учебной группе...

– Ссора с мамой...

– Ссора с мамой...

– Конфликт с родителями...

– Девушка не смогла вовремя вернуться домой со свадьбы деревенских родственников, и из-за боязни упреков матери покончила собой...

– Или просто невероятное – душеубийство за компанию! Подруга поссорилась с родителями, и девушка, чтобы ее "морально поддержать" вместе с ней спрыгнула с многоэтажного дома. Было время, по России прошла целая волна таких самоубийств "за компанию", причины которой до сих пор не ясны.

– Обращает внимание, что хотя в целом самоубийц больше среди мужчин, среди молодежи до 18 лет пытаются покончить собой в основном девушки, примерно около 80 % от всех случаев. Как правило, в этих случаях родители не могут смириться с явно беспутным поведением их дочери – подозрительные мужские компании, поздние гуляния, употребление алкоголя. И как реакция протеста на попытки вразумить такую дочь – попытка самоубийства.

– Из-за психологического инфантилизма молодые люди не могут отвечать за свои поступки и принимать по-взрослому взвешенное и правильное решение. Подростки даже не пытаются решить конфликт с родителями путем переговоров и обсуждения в конструктивном русле: давайте, обсудим вашу точку зрения, мою точку зрения и придем к взаимно удовлетворяющему решению; я уже взрослый человек, и имею право на самостоятельные решения, требующие понимания и уважения с вашей стороны. Бескомпромиссность, неумение находить выход из конфликта, плюс не уважение к родителям – это одна из характерных черт молодых самоубийц.

– Есть ли случаи самоубийств среди наркоманов?

– О попытках самоубийств среди наркоманов в Уфе мне неизвестно. Возможно, они и есть, но, наверное, закачиваются всегда радикально и от передозировки, такими данными располагают судмедэсперты.

– Какова доля среди самоубийц людей с явными психическими заболеваниями?

– Доля психически больных среди суицидентов составляет не более 15 %, при этом они чаще всего совершают очень вычурные, необычные попытки самоубийства.

– Ведется ли как какая профилактическая работа по предупреждению самоубийств и насколько эффективна психологическая и психиатрическая помощь, которая оказывает официальная медицина людям после несостоявшихся самоубийств?

– Наша городская психо-неврологичекая служба открыла несколько лет назад телефон, к сожалению, только одноканальный доверия, который планировался как суицидологический, т.е. телефон психологической помощи людям, которые думают о самоубийстве. Однако очень скоро он превратился в телефон помощи общего психотерапевтического профиля, число людей с суицидальным поведением составляют менее 10 % от всех звонивших. Насколько эффективно такое телефонное консультирование сложно сказать, но раз люди обращаются, значит, есть потребность в нашей помощи и поддержке.

– Очень часто нам звонят люди, особенно старики, инвалиды, которым очень одиноко, и хочется просто пообщаться и "поплакаться в жилетку", из-за них бывает очень сложно дозвониться остальным. Конечно, такого одноканального телефона доверия на миллионный город очень мало, но, увы, и он скоро прекратит свое существование, благодаря нынешним реформам в области здравоохранения. Так с января 2006 года будут расформированы помимо нашего городского психоневрологического диспансера, и городской наркологический, и кожно-неврологический диспансеры, вся помощь будет сосредотачиваться только в соответствующих районных отделениях. Из-за очень много высококвалифицированных специалистов окажутся без работы или в лучшем случае уйдут в коммерческую медицину. Так что судьбы нашего телефона доверия под большим вопросом.

– Что же касается эффективности нашей психологической реабилитации людей, спасенных после попыток суицида, безусловно, она есть. Однако есть и немало повторных попыток суицида. Согласитесь, очень сложно переделать несколькими беседами годами формирующийся характер, направленный на саморазрушение, изменить последствия деструктивного родительского воспитания, сделать молодого человека из инфантила, взрослую адекватно мыслящую личность. Помимо этого не последнее значение имеет уровень религиозности человека, но это уже не наша компетентность. К сожалению, у нас не налажено сотрудничество ни с православным, ни с мусульманским духовенством для реабилитации таких людей.

– Что посоветуете родителям в целом для профилактики самоубийств, и родителям, дети которых уже заявляют о своем желании совершить такой страшный поступок?

-Прежде будьте чуткими родителями ко всему, что происходит с детьми. Увы, большинство родителей в упор не видят проблем и нестроений у своих детей, а, узнав о них, отгораживаются от решения этих проблем чуть ли не каменной стеной. И получается, что родная мама узнает самая последняя, что ее дочь беременна, или родители понимают, что их сын наркоман, только через несколько месяцев, когда тот уже начал воровать из дома ценности. Ну, а проблемы детей-подростков на почве несчастной любви, конфликтов со сверстниками во дворе, в классе или студенческой группе практически всегда остаются неизвестными для родителей...

– Как уже я говорил, среди молодежи очень много спонтанных самоубийств, происходящих после семейных конфликтов. Если уж внутри семьи родители и дети не могут найти компромисс, конечно, необходимо обращаться к специалистам или даже к умным и уважаемым родственникам, старшим друзьям. Или, например, к священнику. Ведь со стороны всегда бывает проще понять проблему. Все меняется, и дети растут, и родители стареют, нужно учиться находить общий язык в семье. В современном обществе авторитарный тип родительского воспитания – вот мне раньше отец/мать сказал (-а) мы слушались беспрекословно – не эффективен. Резко упало уважение нынешней молодежи к родителям. Есть данные социологических опросов, по которым менее половины подростков хотят быть похожими на родителей, и те имеют непререкаемый авторитет и уважение.

Нужно уделять больше внимания не молодым, нет, нет – так нельзя говорить, НУЖНО БОЛЬШЕ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГУ.

– Хочу отметить, указанный подростковый инфантилизм сочетается с колоссальным хамским отношением к родителям, старшим людям! Ты одет, обут, накормлен, высшее образование тебе оплачивают. Да, родители не абрамовичи, не могут себе и тебе позволить дорогой одежды, машины, отдыха на Гавайях. Хотя почему, ты должен отдыхать на Гавайях, ты ведь, еще ничего не сделал полезного для общества. Жить по принципу рекламы, что ты этого достоин, только потому, что появился на свет – это неправильно и опасно.

– Почему ты так плохо отзываешься о родителях, которые тебя вырастили? Ну, ворчат на тебя родители, ну, они старые и отсталые от жизни, с другими моральными ценностями... Разве это повод их ненавидеть и не уважать? Да они тупые! Почему тупые?! Они в компьютерах ничего не понимаю! Они в музыке не разбираются! О чем с ними можно разговаривать!

– Причем неуважение к родителям сочетается с наглыми потребительскими запросами. Требовать, просить молодежь может, а вот что-то дать, помочь родителям не могут. Они не осознают, что жизнь – это система взаимообязательств. Впрочем, в этом безусловная вина и родителей – городская однодетная семья, благоустроенные условия проживания, отсутствие работы в своем подсобном хозяйстве – дети растут необремененные работой по дому, заботой о младших братьях и сестрах. Нынешние родители отдают первый лакомый кусок детям, потакают их капризам, в транспорте детей усаживают в кресла, а сами родители, как и другие взрослые стоят. А потом удивляются, что те растут эгоистами!

– Итак, взаимная любовь и терпение в семье, воспитание в ребенке созидателя, а не потребителя, уважительное отношение к родителям, – не зря ведь в Библии сказано: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои" – вот первые условия профилактики самоубийств среди молодежи.

– Взрослым и старикам, прежде всего, нужно терпение и уверенность в будущем, понимание смысла жизни, которые, к сожалению, одними психологическими тренингами в себе нельзя воспитать, как невозможно всем сразу повысить заработную плату и пенсию. Тем более что на Западе очень много случаев суицида среди обеспеченных людей. Поэтому для взрослых людей первейшим фактором, сдерживающим их от самоубийства, является их религиозность.

Мифы и реалии суицида

Близким, сталкивающемся с желаниями их родственника покончить с собой, важно уметь отделять некоторые ложные стереотипы, существующие в общественном сознании (и они сами может быть не в полной мере от них избавлены), от научных фактов. Уместно привести некоторые типичные мнения о суицидах, чтобы соотнести их с реальным положением вещей.

1. Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их. – Ложное суждение.

Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид.

2. Самоубийство случается без предупреждения. – Ложное суждение.

Исследования свидетельствуют о том, что суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и "ключей" к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях (спонтанно совершают самоубийства чаще подростки – об этом уже упоминал главный психиатр г. Уфы Ю.А. Анохин – прим. МС).

3. Склонность к самоубийству наследуется. – Ложное суждение.

Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. – Истинное суждение.

Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с аналогичной частотой.

5. Все суицидальные личности страдают от психических расстройств. – Ложное суждение.

Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния. Это совсем не значит, что они страдают психическими расстройствами.

6. Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид. – Ложное суждение.

Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на данную тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа – часто первый шаг в предупреждении самоубийства.

7. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. – Истинное суждение.

Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем.

8. Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание. – Ложное суждение.

Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Мужчины убивают себя чаще, чем женщины. – Истинное суждение.

Мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения.

10. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. – Ложное суждение.

Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины.

11. Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. – Истинное суждение.

Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог самоубийце ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.

12. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового. – Ложное суждение.

Не все суициды импульсивны. Большинство суицидентов предварительно обдумывает свои планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

13. Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии. – Истинное суждение.

Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием.

14. Не существует значимой связи между нарко-, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением. – Ложное суждение.

Зависимость от алкоголя или наркотиков (токсических веществ) является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления.

Общие рекомендации по ведению беседы с потенциальным самоубийцей

Не пренебрегайте суицидальными высказываниями – лучше перестраховаться, чем недооценить риск суицида. Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, а если это уместно, то и любовь к нему.

2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания.

3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

– имеется ли у него суицидальный план;

– намечены ли время и место исполнения;

– были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом;

– как он сам оценивает вероятность своего суицида. Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше вероятность его реализации.

4. Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

5. Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемной областью его отношений.

6. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.

7. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с вашим собеседником.

Чего делать не следует:

– не отвечайте на заявления о суицидальных намерениях (сколь бы нелепо, с вашей точки зрения, они не звучали) репликами типа: "Слышать не хочу о таких глупостях", "Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершишь?". Такие ответы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался кризисной линией;

– не показывайте, что вы шокированы заявлениями обратившегося, даже если вы действительно испытали эмоциональное потрясение;

– не вступайте в дискуссию о допустимости самоубийства. Сообщите только, что вы не хотите, чтобы собеседник уходил из жизни.

По материалам книги "Содержание и организация деятельности центров экстренной психологической помощи "телефон доверия". – М.: НИИ семьи и воспитания, 1999.

Если одолевают мысли о самоубийстве

Ф.М. Достоевский вложил в уста своего литературного героя очень верную мысль – "если Бога нет – все можно". Как рассказал мне один уфимский священник, которому пришлось около двух часов беседовать с женщиной, болеющей раком поджелудочной железы и желающей самоубийства. К ней было не возможно подступиться, что бы призвать к должной вере в Бога и покаянию. Все его доводы наталкивались на немыслимые барьеры из ложных обывательских, оккульно-сектантских суждений по тем или иным вопросам. Трудно представить, сколько псевдодуховного мусора и мирской скверны и заблуждений мешало этой женщине прийти к Богу. Это справедливо практически для всех людей, склоняющихся к самоубийству. Именно духовная помойка и мрак в их душах доводит их до этого безумия. На сотни разумных "да", самоубийца найдет сотню "нет".

Прежде всего, не нужно обманывать самого себя. Хоть и ты желаешь прекратить мучительный для тебя поток сознания в этом мире, у тебя есть страх перед смертью и жить-то, все-таки, хочется, конечно, по-другому. Иной вопрос, что у тебя пока нет рецепта, как жить по-другому, как приспособиться к довлеющим на тебя тяжелым обстоятельствам, как справиться с физической или психической болью, которая тебя одолевает. Нет такого самоубийцы, который бы не желал бы жить. Другое дело, что он не знает, как можно приспособиться обстоятельствам и найти в себе волю достойно жить.

Нужно также осознавать – то, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница сознания, вечна.

Священное Писание описывает состояние грешника в аду, как состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: "...отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:23). При этом грешники в отличие от праведников, не имеют покоя: "...червь их не умирает, и огнь не угасает" (Мк. 9:44).

И причиной этих мучений, по мнению Церкви, является угрызения совести и неудовлетворенная страсть, из-за чего в аду стоит непрерывный "плач и скрежет зубов" (Мф.8:12). При этом, как не трудно догадаться, плач является следствием угрызения совести ("червь", как ее символ), а скрежет зубов происходит от одоления души страстью ("пламя", как ее символ).

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность найти облегчения от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница – вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса... В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем на чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

Да, с насильственной смертью вы прервете свое нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там, за чертой жизни вы окажетесь навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Зафиксируйте сейчас свое отчаянное состояние. Представили, осознали? Так вот все это будет длиться вечно, вечно... вечно.... Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное вечное пикирование в ужасе...

История являет нам множество примеров невероятной силы духа и разума человека. Тысячи христиан, как в древности, так и при сталинской безбожной власти, умирали в страшных учениях, идя на смерть, но не отрекались от Христа. Да и люди далеко не святые проявляли чудеса терпения и воли при тяжелейших испытаниях – это и полностью парализованный, с ограниченным зрением и слухом юноша, ставший видным ученым-физиком и лауреатом нобелевской премии; это и летчик, летавший без ступней обоих ног; и цирковая артистка, упавшая из-под самого купола, у которой были переломаны практически все кости, от который сразу ушел муж, потом трагически погибла ухаживающая за ней родная сестра, и которая превозмогла всю чудовищную физическую и душевную боль, но выжила и живет, не тяготясь жизнью; это и когда-то прекрасная девушка, на лицо которой изверги вылили кислоту, разъевшую ей не только кожу, но и кости черепа, которая перенесла десятки операций, дикую боль, но, не смотря на это, крепко держится за жизнь. И эти скорби явно не идут в сравнение со ссорой с якобы "любимым" или несправедливой оценкой по черчению!

Человек может перенести любую боль, горе, утрату, измену, унижения и лишения. И практически всегда люди, стойко и достойно перенесшие испытания, становятся более крепкими духом и успешными. Напомню: "...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, ВСЕ содействует ко благу" (Рим.8:28).

ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЛЮДЯМ, к старшим, которым можешь доверять, к психологам, к священнику, почитай в библиотеке биографии великих людей, многие из которых проходили суровые испытания. Твоя жизнь сейчас тяжела не потому, что таковая, а потому что ты всего лишь не знаешь, как жить с этим и как справиться с этим. Прочти поучения святых отцов Православной Церкви о том, что есть уныние и отчаяние, и как с этим можно бороться.

Не стоит игнорировать помощь квалифицированных специалистов-психологов и психиатров, впрочем, и уповать только на них, ибо всегда возникающие в таких случаях вопросы о смерти, человеческой души и ее участи вне этого мира, находятся вне их компетенции.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ – ОБРАТИСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К САМОМУ БОГУ. Ты столько от Него бегал, а то и оскорблял Его, ненавидел, ты столько времени презирал Его слова и Церковь, Им основанную, ты столько времени лишал себя ЛЮБВИ "потому что Бог есть любовь" (1Ин.4:8) и ИСТОЧНИКА ЖИЗНИ "...кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14). Поэтому и смерть стала поглощать тебя!

Это тебе говорит Господь Иисус Христос: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28).

Если несчастье произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли; преступники, убитые во время разбоя; люди, настоявшие на эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается...

В известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему мистическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего, и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у архиепископа благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "со святыми упокой...". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" – "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно – об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой, ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий. О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызвано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего, на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях), с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем – "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины: "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее, а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,

для облегчения их состояния, а то и спасения

НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась... Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона... Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом... А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей – попробуйте в XIX веке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит....

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя – таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ – дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином – прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой – светильники в жизни нашей. А Господь – милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Не всякая черная душа может отбелиться

Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти...", однако предупреждал тут же "...есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна.

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Некоторые могут резонно заметить – что тут разводить демагогию – полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва – это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещенных людей и великих грешников – это тяжкий труд! Во время, которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это – подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Сам это знаю прежде из собственного печального опыта. Как только начинал молиться даже не о самоубийце, а об очень дорогом мне некрещеном человеке, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на меня, потом на жену, а далее – на дочерей. Господи, помилуй! Причем повторял это несколько раз – итог все тот же. Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещенных в Православии

родственниках тоже не просто

Разговор о некрещенных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю – другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, подвожу? Ходатайствовать перед Богом за такого благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещенных сродников?

Если вы беременны, или беременна ваша супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещенных, тем более за некрещенных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках – большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия"? Увы, это наша общая беда – многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" – мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце в аду, молитесь там усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Самоубийства

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты