поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
29 ноября 2006  распечатать

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

Источник: Патриархия.ru

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым "добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры".

В России 60% населения хотят, чтобы "Основы православной культуры" были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание "Основ православной культуры" тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно "Основы православной культуры". Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании "Основ православной культуры".

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета "Духовная культура и этика", в рамках которого будут преподаваться: для православных – "Основы православной культуры", для исповедующих ислам – "Основы исламской культуры", для буддистов – "Основы буддийской культуры", а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, "направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся".

Еще одним важным решением стала инициатива выйти "с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций".

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Известные люди – об идее введения ОПК в школах

Деятельность Общественной палаты РФ

персоналии:

Митрополит Климент

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

21.10.2020

Умер декан философского факультета МГУ Владимир Миронов

Скончался протоиерей Димитрий Смирнов

20.10.2020

А.В. Щипков: В Европе пытаются выстроить систему моральных ценностей, не опирающуюся на авраамические традиции

Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

19.10.2020

А.В. Щипков: Корни идей солидарности и справедливости находятся в христианстве, а не в марксизме

Памятник Царю-Миротворцу в Москве должен быть восстановлен

18.10.2020

Щипков. "Христианство и марксизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 155

11.10.2020

Щипков. "Демократия и расизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 154

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.10.2020

Центр "Хризма":
Евгений Иванов
Кардинал Курт Кох рассказал о необходимости "обмена дарами" между католиками и православными

06.10.2020

Ἀλήθεια | Православное богословие:
В.Б. Синильщиков, П.А. Пашков
Без епископа нет Церкви

04.10.2020

РИА Новости:
Антон Скрипунов
"Разделить верующих". О чем российские спецслужбы предупредили белорусов

09.09.2020

Охтинский пресс-центр:
Марта Марци
Тайну гражданки Патрикеевны разгадали в Доме Книги

26.08.2020

Официальный сайт Московского Патриархата:
Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты