поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 октября 2002  распечатать

Книга "Религия в информационном поле российских СМИ"

Результаты контент-аналитического зондажа

Контент-анализ текстов газетных изданий и радиопрограмм проводился в следующие временные периоды: публикации МК и НГ анализировались в течение сентября, НГР – августа, сентября, октября 2001 г.; радиоканалов – в течение недели, с 17 по 23 сентября 2001 г. В выборку включены все номера газетных изданий, вышедших за этот период, и, соответственно, – все радиопрограммы анализируемых радиоканалов.

Выбор газет определен концепцией исследования произведен на основе достаточно хорошо представленной в информационно-тематической структуре светских изданий религиозной проблематики. Таким признаком обладают эмпирические объекты исследования: качественная газета – НГ, массовая газета – МК, а также специализированное приложение НГ – НГР. В качестве представителей конфессиональных СМИ анализировались радиоканалы – ХЦОК, "Радонеж", Радиоцерковь, Радиоцентр.

В газетных изданиях (НГ и МК) в выборку включались материалы, имеющие отношение к исследуемой теме, а также те, в содержании которых было хотя бы упоминание по данной теме; в специализированном приложении НГР и на радиоканалах – все публикации.

Методика анализа: смешанная формализованная и полустандартизованная.

Категории формализованного анализа (контент-анализа): полнота освещения темы религиозной жизни, виды материалов, автор, тема публикации, персона упоминания, институциональный субъект упоминания (церковный институт), связь рассматриваемых событий и проблем с определенными конфессиями, форма публикации, уровень рассмотрения предмета публикации, длительность и жанровый формат радиопрограммы, интерактивность радиопрограммы.

Единица анализа: материал (публикация) в целом. Число анализируемых материалов: НГ – 48, МК – 19, НГР – 220; ХЦОК – 108, "Радонеж" – 62, Радиоцерковь – 176, Радиоцентр – 50.

Полнота освещения темы религиозной жизни

Cм. таблицу 1

По данной категории анализировались попавшие в выборку публикации светских изданий. В каждом издании большинство материалов принадлежат к публикациям, полностью посвященным теме религиозной жизни. Естественно, что самый большой массив материалов, полностью посвященных теме религиозной жизни, наблюдается в специализированном приложении к НГ – НГР: 85,9 %. Высокий процент аналогичных материалов и в материнском издании – 79,9 %; заметно ниже в МК – 57,8 %. В последнем существенна доля материалов, где тема религиозной жизни развернута на уровне абзаца – 26,3 %.

Показатель полноты освещения темы достаточно адекватно отражает сам тип изданий. В качественном издании (НГ) духовной жизни общества априори уделяется серьезное внимание. Поскольку для современной России очевидно актуальным вопросом является поиск ценностных ориентиров, потребность в понимании векторов духовного развития чрезвычайно велика. В этом контексте редакции СМИ вполне осознают наличие информационного запроса на освещение сферы религиозной жизни. Другое дело, что ответ на объективный запрос зависит от специфики самого информационного канала. Так, НГ выстроила определенную информационную стратегию с учетом мировоззренческих проблем и роли Церкви в жизни общества, создав специальное, тематически профилированное приложение – НГР. МК, как издание массовое, по своим задачам не способно вести эту тему широко.

Виды материалов

См. таблицу 2

Данная категория применялась только в анализе газетных изданий. Ведущие позиции во всех анализируемых изданиях занимают новости религиозной жизни: НГ – 50 %, НГР – 39,5 %, МК – 36,8 %. Преобладание новостей единственная "общая" черта всех изданий. Другой вид публикаций, распространенный в каждом издании, – расширенная заметка. Доля таких материалов в НГ составляет 22,9 %, НГР – 16,3 %, МК – 26,3 %. Достаточно близки позиции НГР и МК относительно публикации комментариев: соответственно – 11,3 % и 10,5 %. Доля комментариев в НГ существенно ниже – 4,1 %, что вполне объяснимо в связи с наличием приложения, позволяющего более оценочно рассматривать нуждающиеся в комментарии события и проблемы.

Анализ публикаций по категории "Виды материалов" весьма рельефно подчеркивает тип издания. Так, аналитическая статья характерна для НГ и ее приложения (6,2 % и 5,9 %) В МК таких публикаций не обнаружено. Другой вид публикаций – абстрактно-теоретические материалы, являющиеся одним из главных признаков качественного издания, есть в НГ и НГР (8,3 % и 3,6 %) и отсутствуют в МК. В Московском комсомольце, что отвечает характеру массового издания, более развиты беллетризованные формы – портрет и портретная зарисовка – 26,3 %. Этот вид материалов чрезвычайно слабо представлен и в НГ (2 %), и в приложении (0,4 %).

К видам материалов, статистически невыразительно представленных в исследуемый период во всех изданиях, относятся: интервью, беседа, официальные сообщения. Ни в одном издании нет материалов дискуссионного плана. Отклики, письма, обращения, наличие которых позволяет представить ориентированность редакций на связь с читателями, фиксируются только в НГР – 13.6 %.

Авторы

см. таблицы 3.1–3.2

Газеты. Основной тип авторов – журналисты. В газетных изданиях эта тенденция является абсолютно доминирующей. Причем, среди журналистов самые большие группы авторов представляют информационные агентства: в НГ – 75 %, НГР – 82,4 %, МК – 25 %. Поскольку преобладающим видом материалов являются новости, то такое распределение в составе авторского корпуса закономерно. Существенно отличаются доли авторов – сотрудников аппарата редакции. В МК – их четверть; в НГР – 13,8 %, в НГ не выявлено ни одного. Зато в НГ много авторов из других СМИ. А в МК таких вообще нет. Представляя результаты анализа состава авторского корпуса, необходимо подчеркнуть, что во всех изданиях обнаружено большое количество авторов, статус которых не обозначен. Следовательно, и "портрет" авторского корпуса становится контурным, нечетким.

По сравнению с НГ и НГР, в МК автор с нераскрытым статусом встречается гораздо чаще. Большинство авторов в МК (78,9 %) не определены по статусным характеристикам. Поэтому при анализе авторского корпуса не удалось установить, включает ли редакция в авторскую среду такие группы, как авторы-эксперты, духовные лица, деятели науки, литературы, искусства, рядовые граждане, члены религиозных общин, партийные функционеры и чиновники.

В НГ и НГР также выявлены существенные доли авторов, статус которых не определен (НГ – 47,9 %, НГР – 63 %). Однако среди тех, чей статус маркирован, все вышеназванные группы авторов так или иначе представлены в НГР. Кроме того, специализированное приложение НГ вообще демонстрирует редко встречающуюся в современной российской прессе ориентированность на авторов – рядовых граждан. В НГР – это вторая по величине авторская группа (29 % !). Среди газетных изданий и анализируемых радиоканалов этот показатель уникален. В приложении есть и еще одна представительная группа авторов – деятели науки, литературы, искусства (8 %). Несколько меньше группа авторов – духовных лиц различных конфессий (11 %). Таких авторских групп, крупных в количественном отношении, не выявлено больше ни в одном из анализируемых изданий и радиоканалов. По составу авторов и их персонификации НГР, бесспорно, более модернизирована, современна, чем все остальные издания и радиоканалы. НГР по сбалансированности состава авторского корпуса выглядит предпочтительнее других изданий, поскольку более соответствует модели диалогового общения, предполагающего наличие разных "голосов" общественности, что особенно значимо в рамках темы актуального значения. Хотя и в этом издании остается неизжитой норма деперсонификации автора – все-таки 63 % авторов так и остались без развернутого статусного обозначения.

Радиоканалы. Корпус авторов анализируемых радиоканалов имеет свои особенности. Отчетливо проявлены типы авторов на двух радиоканалах – ХЦОК и "Радонеж". Доля авторов с неустановленным статусом минимальна на радиоканале ХЦОК – 1,6 %, относительно невелика на радиоканале "Радонеж" – 16,1. Что же касается двух других радиоканалов, то здесь группа авторов, статус которых не обозначен, имеет весьма высокие показатели: 85,8 % – Радиоцерковь, более 100 % – Радиоцентр. (Показатель – более ста процентов – получается в связи с тем, что у одного материала могли быть два или более авторов.) Очевидно, что для ХЦОК и радиоканала "Радонеж" проблема персонифицированного представления авторов посредством публичного определения их статуса решена. На Радиоцеркви и Радиоцентре этот вопрос остается открытым. Стоит напомнить, что деперсонификация авторов не способствует установлению доверительных отношений с радиослушателями и влияет на эффективность контакта с аудиторией: отсутствие статусных характеристик автора снижает потенциал открытости общения.

Отметим, что анализировать состав авторов на Радиоцентр вообще не представляется возможным по причине отсутствия маркировки статуса автора в абсолютном большинстве материалов. Достаточно затруднен анализ авторского корпуса и на канале Радиоцерковь по тем же обстоятельствам. Однако авторский корпус этого радиоканала имеет определенное своеобразие. Здесь доли авторов со статусом экспертов (10,2 %) и духовных лиц (10,2 %) существенно больше доли авторов-журналистов (5,6 %).

Творческие сотрудники аппарата редакций двух каналов – ХЦОК и "Радонеж" "авторством" делятся неохотно. Большинство материалов принадлежит только им: ХЦОК – 97,5 %, "Радонеж" – 97,4 %. Другие группы авторов более выразительно представлены на радиоканале "Радонеж". Здесь хорошо различимы авторы – духовные лица (24,2 %), эксперты (9,7 %), деятели науки, культуры, литературы, искусства (9,7 %). Несколько ниже показатели аналогичных групп авторов на ХЦОК. К числу групп авторов, менее всего представленных на этих каналах, относятся: члены религиозных общин, партийные функционеры (менее 1 % на ХЦОК) и чуть более 3 % на радиоканале "Радонеж". Совершенно не представлены группы авторов со статусом журналистов информационных агентств, рядовых граждан. Возможно предположить, что если бы радиопрограммы каналов подвергались контент-анализу в течение более длительного временного периода, то данные о составе авторского корпуса были бы иными, и не обнаруженные авторские группы или слабо представленные в рамках недельного зондажа оказались бы рядом с выявленными.

Показатели авторского состава радиоканалов позволяют сделать следующие выводы:

  • культура представления авторов, указание их статуса свойственны радиоканалам ХЦОК и "Радонеж"; радиоканалы Радиоцерковь и Радиоцентр пока остаются на позициях деперсонифицированного информационного поля;

  • на радиоканалах ХЦОК и "Радонеж" основными поставщиками материалов являются творческие сотрудники аппарата редакций, что говорит о неразвитости диалогических правил общения, обеспечивающих широкий информационный обмен.

Тематика газет и радиоканалов

см. таблицы 4.1–4.2

Газеты. Все издания по спектру освещения религиозной жизни могут рассматриваться как универсальная коммуникация, ориентированная на широкий круг аудитории, интересующейся данной сферой. Издания, прежде всего НГ и НГР, в той или иной степени уделяют внимание многим аспектам темы.

Тематическим "чемпионом" выступает тема внутренней жизни религиозных общин. Это единственное тематическое направление, объем внимания к которому в каждой газете превышает 30 %. Этот показатель наиболее высок в МК (42 %). В раскрытии темы все издания фокусируют внимание на таинствах, обрядах и церемониях, религиозных праздниках. В рамках этой темы МК делает акцент и на бытовой сфере жизни; НГ – религиозных праздниках, конфликтах, расколах и противостояниях внутри религиозных конфессий. НГР тоже внимательна к этим сторонам внутренней жизни религиозных общин, но приоритет отдается освещению конфликтов, расколов и противостоянию внутри религиозных конфессий.

Есть еще одна тема – религия и этика, существенное внимание которой уделяется в каждом издании. Причем во всех газетах акцент делается на отношении к разводам, сексу, гомосексуализму, абортам, эвтаназии, клонированию. Это говорит о том, что редакции оперативно реагируют на повышенную актуальность проблем биоэтики и усложнения человеческих взаимоотношений в мире с подвижными ценностными рядами и кросс-культурными взаимодействиями.

Тематика МК значительно беднее в сравнении с НГ и НГР. Такие темы, как межконфессиональные отношения; миссионерская деятельность конфессий и религиозных объединений; новые религиозные движения, секты; религия и образование; богословие, вероучительные, канонические проблемы, отсутствуют. Между тем МК активнее двух других анализируемых изданий разрабатывает такие темы, как социальная работа религиозных объединений, церквей; религия и наука; религия и светская культура.

Заметно различается объем внимания к определенным темам в НГР и НГ. НГР, являясь изданием тематически специализированным, активнее ведет следующие темы: экономика жизнедеятельности религиозных объединений, церквей; религия и право; религия и наука; богословие, вероучительные, канонические проблемы. НГ, будучи изданием сугубо светским с высокоинтеллектуальными целевыми группами аудитории, увеличивает объем внимания к темам, коррелирующим с информационными запросами такой аудитории: церковное искусство (71,4 %), участие религиозных деятелей в политическом процессе (18,7 %).

Объемы внимания к целому ряду тем в обеих газетах практически равнозначны. Для той и другой приоритетными являются: взаимоотношения религиозных объединений, церквей и государства; межконфессиональные отношения, включающие межрелигиозный и межхристианский диалог. В обоих изданиях довольно выразительно представлена тема религии и образования. И чрезвычайно невыразительно – социальная работа религиозных объединений, церквей.

Радиоканалы. Распределение объемов внимания к конкретным темам на радиоканалах имеет свою специфику. Здесь тема-чемпион – богословие, вероучительные, канонические проблемы. Очевидно, что специализация радиоканалов обусловливает доминирование данной темы. Ее тематическое лидерство в количественном выражении на радиоканале ХЦОК равно 14,8 %; на "Радонеже" – 29 %; на канале Радиоцерковь – 31,8 %. На Радиоцентре в каждом материале в качестве основной фиксируется именно эта тема. Можно сказать, что Радиоцентр является "монотемным" радиоканалом. Из шестнадцати тем, наличие которых исследовалось в информационном поле анализируемых СМИ, на радиоканале Радиоцентр выявлено только девять, причем в формате достаточно слабого к ним внимания. Фиксируется тема религии и светской культуры, но лишь в 8 % материалов. Количественные показатели других обнаруженных тем еще меньше.

Представим рейтинговый результат анализа основных тем, подчеркнув, что первую строчку в этом рейтинге на всех радиоканалах занимает тема: богословие, вероучительные, канонические проблемы.

На радиоканале ХЦОК рейтинг тем выглядит следующим образом:

  • внутренняя жизнь религиозных общин – 10,2 % (в рамках темы акцент делается на религиозные праздники, таинства, обряды, церемонии);

  • межконфессиональные отношения – 7,4 % (с акцентом на межрелигиозный диалог);

  • религия и светская культура – 7,4 %;

  • участие религиозных деятелей в политическом процессе – 6,5 %;

  • социальная работа религиозных объединений, церквей – 3,7 %;

  • миссионерская деятельность конфессий и религиозных объединений – 3,7 %;

  • совершенно не представлены темы: новые религиозные движения и секты; экономические аспекты жизнедеятельности религиозных объединений и церквей. Менее 1 % – показатель встречаемости тем: религия и наука; религия и образование, Религия и этика. Остальные темы также малозаметны – показатель их встречаемости ниже 3 %.

Рейтинг тем радиоканала "Радонеж" имеет несколько иную конфигурацию приоритетов:

  • внутренняя жизнь религиозных общин – 22,6 % (с акцентом на бытовой сфере жизни и религиозных праздниках);

  • религия и образование – 17,7 % (с акцентом на религиозном образовании в воскресных школах);

  • участие религиозных деятелей в политическом процессе – 11,3 %;

  • социальная работа религиозных объединений, церквей – 9,7 %;

  • религия и светская культура – 8,1 %;

  • межконфессиональные отношения – 6,5 % (с акцентом на межрелигиозном диалоге);

  • религия и этика – 6,5 %;

  • взаимоотношение религиозных объединений, церквей и государства – 4,8 %;

  • миссионерская деятельность конфессий и религиозных объединений – 4,8 %;

  • новые религиозные движения и секты – 4,8 %;

  • взаимоотношения религиозных объединений, церквей с общественными организациями – 3,2 %;

  • религия и наука – 3,2 %;

  • церковное искусство – 3,2 %.

"Радонеж" является единственным радиоканалом, где фиксируется отсутствие только одной темы – экономические аспекты жизнедеятельности религиозных объединений, церквей. На этом канале все фрагменты тематики выражены весомо – здесь нет тем с низкой встречаемостью. Структурированность тематики очевидна.

На канале Радиоцерковь довольно выразительно представлены темы: социальная работа религиозных объединений, церквей (5,1 %); взаимоотношения религиозных объединений, церквей и государства (4,5 %); межконфессиональные отношения (4,5 %); внутренняя жизнь религиозных общин (4,5 %) с акцентом на бытовой сфере; религия и этика (3,4 %). Ряд тем – новые религиозные движения и секты; экономические аспекты жизнедеятельности религиозных объединений, церквей; религия и право; церковное искусство – не обнаружены. Остальные по частоте встречаемости имеют показатель ниже 3 %.

Следует отметить, что на канале Радиоцентр некоторым аккомпанементом теме-доминанте являются темы с достаточной частотой встречаемости: религия и светская культура (8 %); социальная работа религиозных объединений, церквей (6 %); церковное искусство (6 %); религия и образование (4 %) с акцентом на религиозном образовании в воскресных школах; внутренняя жизнь религиозных общин (4 %) с акцентом на бытовой сфере.

Анализ тематики радиоканалов показывает, что существует зона повышенного внимания редакций к одним и тем же темам – Внутренней жизни религиозных общин, межконфессиональному диалогу, Социальной работе религиозных объединений, церквей. Одновременно с зонами повышенного внимания существуют и информационные пустоты – практически не освещаются экономические аспекты жизнедеятельности религиозных объединений, церквей; слабо освещены проблемы религии и права.

Персоны упоминания

см. таблицы 5.1–5.2

Газеты. Распределение внимания газетных изданий к духовным лицам конкретной религиозной конфессии характеризуется значительными перекосами. "Крупный план" достается православным священнослужителям. В НГР показатель объема внимания к православным священнослужителям равен 39 % (причем православные епископы упоминаются чаще, чем Патриарх Московский и Всея Руси – 18,6 % и 10,9 %; и почти в два раза чаще, чем православные священники – 9,5 %). Несколько меньше показатель объема внимания к православным священнослужителям в НГ – 33 %. Однако в НГ основное внимание принадлежит Патриарху – 20,8 %; епископы упоминаются вдвое реже – 10,4 %; священники – чрезвычайно редко (2 %).

МК фокусирует внимание на православных духовных лицах в объеме 26,2 %. МК в равных пропорциях разделяет внимание между Патриархом (10,5 %) и епископами (10,5 %). Священники упоминаются всего в 5,2 % публикаций.

Католические священнослужители привлекают внимание НГР по сравнению с православными духовными лицами практически в два раза меньше – 15,4 %. Доля упоминаний Папы Римского – 8,6 %, католических епископов, кардиналов, прелатов, апостольских администраторов – 4 %, католических священников – 2,7 %. Совершенно другая ситуация в НГ: здесь объем внимания к католическим священнослужителям превышает объем внимания к православным духовным лицам – 35,3 %. Но такое фокусированное внимание носит ситуативный характер. В анализируемый период проходил визит Папы Римского в Армению. НГ, одна из немногих в России, активно освещающих жизнь стран СНГ, естественно, следила за этим событием.

МК скуп на внимание к католическим священнослужителям – число упоминаний составляет всего 5,2 %, причем этот показатель относится к упоминаниям только Папы Римского. Епископы и священники не упоминаются совсем.

И в НГР, и в НГ в контексте сентябрьских террористических актов в США достаточно высока доля упоминаний исламских духовных лиц (верховного муфтия, муфтиев, шейхов, мулл) – соответственно 10,9 % и 15,4 %. Священнослужители других конфессий (главы поместных церквей, главный раввин и раввины, Далай-лама и ламы, буддийские монахи, главы протестантских церквей и объединений, пасторы_ имеют низкий показатель объема внимания – меньше 3 %.

В МК внимание проявилось только к ламам и буддийским монахам (5 %), остальные не упоминались вообще.

Радиоканалы. Перекос в распределении внимания к духовным лицам разных конфессий характерен и для радиоканалов. Радиоцентр, необходимо сразу отметить, не подлежит анализу по данной категории, так как на этом канале вообще не обнаруживается упоминаний персон.

Для ХЦОК, "Радонежа" и Радиоцеркви характерны высокие показатели объема внимания к православным священнослужителям: соответственно 30,5 %, 56,4 %, 6,8 %. Наиболее часто упоминаются (по сравнению с упоминаниями Патриарха и епископов) православные священники, монахи и монахини. Доля внимания к ним на ХЦОК составляет 13,9 %,"Радонеже" – 27,4 %, Радиоцеркви – 4 %.

Самая большая разница в показателях внимания к православным священнослужителям и католическим духовным лицам обнаруживается на канале "Радонеж". Сравним: объем внимания к православным священнослужителям равен 56,4 %, а к католическим – 3,2 %. Упоминание Папы Римского вообще отсутствует.

Существенно меньше разница в аналогичных показателях на ХЦОК. Объем внимания к православным духовным лицам равен 30,5 %, католическим – 18,5 %. На этом канале количественный показатель упоминаний Патриарха Московского и Всея Руси и Папы Римского совпадают: 8,3 % и 8,3 %.

На радиоканале "Радонеж" есть небольшое число упоминаний глав поместных церквей – 1,6 %. Священнослужители других конфессий не упоминаются совсем.

Частота упоминаний священнослужителей других конфессий на канале ХЦОК выявляет статистически значимую долю внимания к верховному муфтию и муфтиям, шейхам и муллам – 7,5 %, и статистически малозначимые величины объема внимания к остальным. Главы протестантских церквей и объединений, пасторы не упоминаются.

Упоминание церковных институтов

см. таблицы 6.1–6.2

Газеты. В газетных изданиях объемы внимания к конкретным церковным институтам невелики. В МК они вообще отсутствуют. НГР определенное внимание церковным институтам уделяет. Чаще всех упоминаются Московская Патриархия – 8,1 %; Апостольские администратуры – 6,8 %. Несколько реже Поместные архиерейские соборы (РПЦ и других церквей) – 5,9 %. Такой же объем внимания к Духовным управлениям мусульман (ЦДУМ и ДУМЕР). Фиксируется внимание к Синодальным отделам Московской Патриархии – 4,5 %, Синодам других православных церквей – 3,6 %. У других церковных институтов (Синод РПЦ, Совет муфтиев, Еврейские религиозные и религиозно-общественные организации, Духовные управления буддистов) показатель объема внимания меньше – 3 %.

В НГ значительный объем внимания только у Апостольских администратур – 10,4 %, что скорее всего обусловлено ситуативной актуальностью. Объем внимания к каждому из других церковных институтов, включая и Московскую Патриархию, не превышает 2 %.

Радиоканалы. На радиоканалах внимание к церковным институтам еще меньше, чем в газетных изданиях. Радиоканалы Радиоцентр и Радиоцерковь совсем не уделяют внимания этим институциональным субъектам. Наибольшие показатели объема внимания на канале ХЦОК у Совета муфтиев (4,6 %) и Московской Патриархии (3,7 %). Апостольские администратуры и Духовные управления буддистов не упоминаются. Остальные церковные институты (Синод РПЦ, Синоды других православных церквей, Поместные архиерейские соборы, Синодальные отделы Московской Патриархии, Духовные управления мусульман, Еврейские религиозные и религиозно-общественные организации) имеют показатель объема внимания меньше 3 %.

На радиоканале "Радонеж" внимание уделяется только православным церковным институтам – Поместным архиерейским соборам (3,2 %), Синоду РПЦ (6,5 %), Московской Патриархии (6,5 %), Синодальным отделам Московской Патриархии (1,6 %).

Упоминание религиозно-образовательных, религиозно-общественных институтов и структур

см. таблицы 7.1–7.2

Газеты. По частоте упоминаний конкретных религиозно-образовательных, религиозно-общественных институтов и структур в газетных изданиях возможно выделить три группы. К первой относятся имеющие достаточно выраженные объемы внимания:

  • религиозно-образовательные организации (университеты, семинарии, медресе, ешивы). Они упоминаются в НГР на уровне 11 % и в НГ – на уровне 8.3 %;

  • религиозно-общественные организации (например, братства). Частота упоминаний в НГР – 9,5 %, НГ – 14,5 %, МК – 5,2 %;

  • религиозно-политические организации (партии). Частота упоминаний этих образований в НГР – 11,8 %, НГ – 16,6 %, МК – 5,2 %.

Ко второй группе относятся те, у которых показатель объема внимания расположен в диапазоне от 5 % до 2 %. Это Министерство юстиции (как структура, осуществляющая регистрацию религиозных организаций) и Отдел в структуре Администрации президента РФ.

К третьей группе относятся институты, структуры, имеющие статистически незначимые величины показателя объема внимания или совсем не упоминаемые. Это – Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, Комитет Госдумы по делам общественных организаций, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Отдел по религиозным и национальным вопросам аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. Названные структуры, по сути, не присутствовали в информационном пространстве анализируемых изданий в рассматриваемый период.

Радиоканалы. На радиоканалах, причем только на ХЦОК и "Радонеже", упоминания религиозно-образовательных, религиозно-общественных институтов и структур встречаются, но гораздо реже, чем в газетных изданиях. Так, самые большие показатели объема внимания принадлежат религиозно-образовательным организациям: 3,8 % на ХЦОК, 8,1 % – на "Радонеже". На последнем упоминается еще и Министерство юстиции (1,6 %). Есть на ХЦОК упоминание религиозно-политических организаций (партий) – 0,9 %. Упоминание других институтов и структур не обнаружено.

Связь события, героев публикаций, анализа проблем с определенной конфессией

см. таблицы 8.1–8.2

Газеты. Результаты анализа публикаций по категориям, позволяющим установить величину объема внимания исследуемых газет и радиоканалов как к персонам – духовным лицам, представляющим разные конфессии, так и к институциональным субъектам (церковным институтам), выявляют зоны активного присутствия в информационном пространстве СМИ тех или иных конфессий. Категория "Связь события, героев публикации, анализа проблем с определенной конфессией" позволяет уточнить и дополнить полученные результаты.

В газетных изданиях четко выделяется основной вектор связи – это христианство и его деноминации. Во всех трех изданиях почти три четверти материалов (в МК ровно 75 %) "привязаны" к христианству. Большинство публикаций связаны с православием (в МК – абсолютное большинство, 84,6 %). Значительно меньше с католичеством: НГР – 30 %, НГ – 36 %, МК – 15,3 %. Связь событий, героев публикаций и анализируемых в материалах проблем с протестантизмом также заметна, но существенно слабее – в НГР – 13,7 %, НГ – 11,1 %. В МК – аналогичных "привязок" не обнаружено.

Соотносительность текстов с исламом фиксируется в каждом газетном издании и имеет достаточно высокий количественный показатель. В НГР больше трети материалов имеют выявляемый признак; такой же показатель в НГ; в МК – только каждый десятый материал содержит выявляемую соотносительность с исламом. Стоит обратить внимание на то, что очевидно высокие показатели "привязки" к исламу обусловлены событиями в США.

Соотносительность фигур содержания текста с иудаизмом и буддизмом наиболее полно представлена в МК (соответственно 15,7 %, 15,7 %). В НГР и НГ этот показатель меньше.

Кроме МК, соотносительность с язычеством выявляется в НГР – 1,8 %; с нетрадиционными религиями в НГР – 3,6 % и НГ – 10,4 %.

Радиоканалы. На радиоканалах анализ связи событий, героев публикаций и анализируемых в материалах проблем с определенной конфессией выявляет следующие особенности.

На "Радонеже" все материалы соотнесены с христианством; большая часть – с православием (86,6 %), 9 % материалов соотнесены с католичеством; 1,5 % – с протестантизмом. Выявляются "привязки" с исламом (11,3 %), иудаизмом (1,6 %) и нетрадиционными религиями (3,2 %).

На радиоканале ХЦОК соотносительность с христианской конфессией также преобладает (78 %). Показатель соотносительности более высокий по вектору связи с православием (64,7 %). Показатель соотносительности с католичеством выше, чем на трех других каналах – 27,1 %. Показатель соотносительности с протестантизмом ниже, чем на всех других каналах – 0,3 %. Показатель связи с исламом в материалах ХЦОК совпадает с аналогичными показателями на других каналах (исключая Радиоцентр), что предопределено актами террора в США. На этом радиоканале по сравнению с другими заметна доля материалов, в которых выявлены "привязки" фигур содержания текста с иудаизмом (8,3 %) и буддизмом (1,8 %). Доля материалов, где обнаруживается связь с нетрадиционными религиями, мала (0,9 %), с язычеством вообще не фиксируется.

В материалах Радиоцеркви количественные показатели связи с православием и протестантизмом совпадают, т.е. имеют одинаковую величину – 14,7 %. Несколько меньше такой показатель соотносительности с католичеством – 9,8 %. Обратим внимание на то, что и на Радиоцеркви, и на Радиоцентре преобладает соотносительность событий, героев публикаций, анализа проблем с христианством в целом.

Как и другие радиоканалы в связи с терактами в США, Радиоцерковь обращает внимание на эту трагическую ситуацию. Естественно, что событийный контекст моделирует и степень выявляемых "привязок". Связь с исламом обнаруживается в 12,5 % материалов. Показатель соотносительности с иудаизмом мал – 1,1 %, как и с язычеством – 1,7 %. Соотносительность с буддизмом и нетрадиционными религиями отсутствует.

На канале Радиоцентр показатель соотносительности распространяется только на христианскую конфессию, и в основном на протестантизм.

Очевидно, что из всех анализируемых каналов некоторый баланс внимания к разным конфессиям характерен только для радиоканала ХЦОК.

Преобладающая форма публикаций

См. таблицу 9.1 – 9.2

Газеты. Преобладающей формой публикаций во всех изданиях является монолог. В большей степени такая форма характерна для публикаций в МК – 73,6 % материалов монологичны. Доля подобных публикаций в НГР и НГ значительно меньше – соответственно 44 % и 56,2 %. Материалы диалогического характера по-прежнему, как в российской периодике в целом, представлены небольшим количеством публикаций. В МК их всего 5,2 %; в НГР – 19,5 %; в НГ – 2 %. Однако, судя по тому, что во всех изданиях большие доли составляют материал, которые в основном можно определить как "монолог с использованием суждений других людей", возможно предположить постепенное продвижение к диалоговому формату. Так, в НГ материалов с преобладанием такой формы – 41,6 %. В НГР – 35 %, в МК – 21 %.

Радиоканалы. На радиоканалах диалогичность материалов достаточно развита. На канале "Радонеж" – 32,3 %, Радиоцерковь – 22,7 %. "Радонеж" и ХЦОК (на последнем чисто диалоговых материалов немного – 5,6 %), по крайней мере в анализируемый период, продемонстрировали редко встречающуюся в отечественных СМИ способность работать в режиме, близком к режиму диалогической коммуникации. Ни на одном из этих каналов не зафиксированы случаи монолога как преобладающей формы публикации! Полное отсутствие монологических материалов возможно считать рекордом и признаком продвижения к современным формам публичного общения.

На этих радиоканалах самыми распространенными являются материалы с преобладающей формой "монолога с использованием суждений других людей". Такая гибридная форма свидетельствует о профессиональных и модернизированных подходах к организации общения с аудиторией.

На канале Радиоцерковь, несмотря на большую группу материалов, квалифицируемых как диалоговые (22,7 %), доминирует формат "монолога" – 69,3 %. Количество монологичных материалов на канале Радиоцентр еще больше – 90 %. Преобладание монологичности не может быть скомпенсировано 8 % материалов с признаками диалога и 6 % материалов, в которых используются суждения других, кроме автора, людей.

Уровень рассмотрения событий, проблем

см. таблицы 10.1–10.2

Газеты. Освещая проблемы религиозной жизни, анализируемые газеты выбирают определенный ракурс видения происходящих событий и проблемных ситуаций. Для МК, как регионального и столичного издания, уделяющего основное внимание многомиллионному городу, вполне адекватен подход к освещению религиозной жизни с позиций человека и локальной общности. Анализ уровня рассмотрения событий и проблем в МК выявляет наибольшее число материалов, по уровню рассмотрения связанных со следующими позициями: "человек" – 42,1 %; "религиозная община, приход, монастырь" – 36,8 %; "конкретный город, поселок, сельский район" – 36 %. Сам тип издания обязывает МК к конкретике, не исключая и выход в более широкое социальное пространство. Небольшие, но достаточные для городской газеты доли материалов с уровнем рассмотрения "мир в целом", "страна в целом", "отдельные регионы мира" в МК фиксируются. В количественном выражении материалов с такими уровнями рассмотрения от 15,7 % до 10,5 %. Невелика доля материалов с уровнем рассмотрения "семья", хотя о взаимоотношениях в семье газета, вообще-то, пишет.

Иерархия уровней рассмотрения в НГ, издании общероссийском, иная. Естественно, что газета с таким масштабом распространения прежде всего будет выбирать ракурсы видения событий и проблем в любой сфере жизни общества, в том числе и в духовно-религиозной, с опорой на свой статус общенациональной газеты. Поэтому первые позиции при рассмотрении событий и проблем религиозной жизни занимают уровни "конкретный город, поселок, район" (37,5 % материалов) и "страна в целом" (31,2 % материалов), "отдельные регионы страны" (14,5 %). Поскольку в НГ одной из основных тематик является международная жизнь, то доли публикаций в рамках религиозной проблематики с уровнем рассмотрения "мир в целом" и "отдельные регионы мира" достаточны – 16,6 % и 25 %. И хотя НГ, как правило, освещает картину мира через различные социальные процессы, газета не оставляет без внимания человека, круг его общения, организации, с которыми он связан, В соответствии с этим в освещении религиозной жизни присутствуют и уровни рассмотрения "человек" – 12,5 %, "религиозная община, приход, монастырь" – 12,5 %. Не фиксируются материалы с уровнем рассмотрения "семья", но для НГ тематика семейных отношений скорее чужеродна в принципе.

Распределение материалов в зависимости от уровней рассмотрения в НГР также моделируется типом издания – светского качественного тематически специализированного издания. Интеллектуальность, толерантность, просветительство, т.е. те качества, которые непременно должны быть свойственны качественному изданию в поликонфессиональной стране, детерминируют и ракурсы взгляда на религиозную жизнь, многогранность которой заставляет видеть и "страну в целом" (50 % публикаций), и "конкретный город, поселок, сельский район" (36,8 % публикаций), и "религиозную общину, приход монастырь" (19 % публикаций). Очевидно, что в таком издании будет солидное количество материалов с уровнем рассмотрения "человек" – 24 %. Обратим внимание и на число публикаций с уровнем рассмотрения "мир в целом" (10,9 %) и на количество материалов с уровнем рассмотрения "отдельные регионы мира" (18,8 %). Хорошо выраженные доли материалов с такими уровнями рассмотрения говорят о четкой информационной политике издания, отражающей ориентированность на объемное видение происходящего в сфере духовно-религиозной жизни. Правда, материалов с уровнем рассмотрения "семья" не выявлено. Хотя для издания, стремящегося к полноте освещения, это скорее упущение.

Радиоканалы. Определять уровень рассмотрения событий в материалах радиоканалов возможно, но не всех. Напомним, что в соответствии со своей спецификой эти специализированные коммуникации передают большие объемы информации вероисповедного плана. При анализе тематики радиоканалов выявлено, что в их информационном поле есть существенные доли материалов, которые посвящены религиозным праздникам, таинствам, обрядам и церемониям, богословию, вероучительным и каноническим проблемам. Материалы с такой тематикой по категории "уровень рассмотрения событий, проблем" анализировать сложно. Тем не менее к материалам с другой тематикой данная категория применима.

На радиоканале ХЦОК четверть всех материалов имеет уровень рассмотрения "мир в целом". Надо сказать, что и на каналах "Радонеж" и Радиоцерковь материалы с уровнем рассмотрения "мир в целом" представлены весомо – 14,5 % и 18,7 %. Но вполне очевидно, что именно ХЦОК наиболее полноценно представляет своего рода "мировую" панораму религиозной жизни.

Среди материалов ХЦОК, проанализированных по категории "уровень рассмотрения", вторую большую группу составляют материалы с уровнем рассмотрения "страна в целом". Другие группы материалов с наличием признаков категории – отдельные регионы мира; отдельные регионы страны; конкретный город, поселок, сельский район; религиозная община, приход, монастырь – количественно гораздо меньше, ни одна не набирает больше 8,3 %. Материалы с уровнем рассмотрения "семья" не обнаружены.

На радиоканале "Радонеж" количественно представительные группы материалов связаны с уровнем рассмотрения "религиозная община, приход, монастырь" (21 %) и "страна в целом" (16,1 %). Материалы с иными уровнями рассмотрения статистически менее выразительны: все группы материалов, имеющие иные уровни, не превышают 8 %. Материалов с уровнем рассмотрения "человек" не выявлено.

На канале Радиоцерковь самые большие доли образуют материалы с уровнем рассмотрения "страна в целом" (30,6 %) и "человек" (37 %). Среди других групп материалов с иными уровнями рассмотрения количественно весомы с уровнем рассмотрения "мир в целом" (18,7 %), "отдельные регионы мира" (8,5 %), "семья" (8 %). Отметим, что Радиоцерковь единственный канал, где представлены материалы со всеми уровнями рассмотрения.

На Радиоцентре большинство материалов имеет уровень рассмотрения "человек" – 90 %. Есть достаточно представительная группа с уровнем рассмотрения "религиозная община, приход, монастырь" – 10 %, "семья" – 6 %. С иными уровнями рассмотрения материалы немногочисленны. Материалов с такими уровнями рассмотрения, как "мир в целом", "страна в целом", "отдельные регионы страны", "конкретный город, поселок, сельский район", не выявлено.

Длительность радиопрограмм

см. таблицу 11

Очевидно, что временная структура радиопрограмм формируется в соответствии с жанровыми особенностями и тематическими предпочтениями. Они и определяют "набор" длительности радиопрограмм и специфику временной структуры канала.

Для всех каналов характерно активное использование формата длительности 1–3 минуты. Такой формат является преобладающим на каналах Радиоцерковь (60 %) и "Радонеж" (33,9 %). Каждая четвертая программа на ХЦОК имеет аналогичный формат длительности (25 %). А вот на Радиоцентре доля программ с таким форматом длительности значительно меньше – 10 %. На этом канале по сравнению с другими и новостных материалов немного.

На ХЦОК заметно больше "крупноформатных" радиопрограмм с длительностью 30 минут (34,3 %) и 60 минут (32,4 %). 30-минутные программы занимают значительное место в структуре Радиоцентр (20 %). На "Радонеже" – это самый малоиспользуемый формат (3,2 %). Несколько больше доля 30-минутных программ на Радиоцерковь – 4 %.

Программы с длительностью 60 минут представляют вторую по величине, вслед за 1–3-минутными, группу программ (18,2 %) на Радиоцеркви. Есть программы с такой длительность и на "Радонеже" – 11,3 %. На Радиоцентр такой формат не используется.

20-минутный формат радиопрограмм хорошо представлен на Радиоцентре (20 %) и "Радонеже" 19,4 %). На ХЦОК и Радиоцерккви программ с такой длительностью совсем мало: соответственно – 1,9 % и 2,3 %.

15-минутный формат радиопрограмм популярен на "Радонеже" и Радиоцентре. На обоих каналах доля таких программ составляет по 16 %. Несколько меньше "пятнадцатиминуток" на канале Радиоцерковь (12 %). На ХЦОК такой формат длительности радиопрограммы не обнаружен.

10-минутный формат длительности, за исключением Радиоцентра, во временной структуре передач которого доля программ с таким форматом является самой большой, характерен для "Радонежа" (8 %) и практически не используется на ХЦОК (0,9 %) и Радиоцеркви (0,5 %).

5-минутный формат длительности больше, чем на других каналах, присутствует в структуре Радиоцентр (12 %), заметен на "Радонеже" (8 %). Доля программ с такой длительностью на ХЦОК и Радиоцеркви невелика: 4,6 % и 2,3 %.

Практически ни один канал не имеет радиопрограмм с длительностью сорок пять минут. Величина программ с такой длительностью на Радиоцеркви статистически чрезвычайно мала – 0,5 %.

Анализ категории "длительность радиопрограмм" обнаруживает на каждом канале наиболее распространенные форматы. (К распространенным мы условно отнесли те временные форматы, в рамках которых выходит не менее 10 % программ.) Таким образом, на ХЦОК к самым распространенным форматам относятся длительности программ в 60, 30 минут и 1–3 минуты. Совокупная доля программ с такими форматами длительности во временной структуре канала составляет 91,7 %.

На "Радонеже" – это форматы с длительностью радиопрограммы 1–3 минуты, 20 минут, 15 минут и 60 минут. Их совокупная величина во временной структуре этого канала равна 80,7 %.

На канале Радиоцерковь самыми распространенными форматами длительности программ являются 1–3-х минутные, 60-минутные, 15-минутные. Программы с такой длительностью во временной структуре канала занимают 90,4 %.

На Радиоцентре – все доли программ с разными форматами набирают больше 10 %. Поэтому самыми распространенными форматами на данном канале можно считать те, которые характерны для большинства программ. Больше всего на этом канале программ с длительностью 10 минут (22 %), 20 минут (20 %) и 30 минут (20 %). Их совокупная величина во временной структуре канала составляет 62 %. На этом канале в отличие от трех других нет 60-минутного формата длительности радиопрограммы.

Жанровый формат радиоматериалов

см. таблицу 12

В жанровом меню радиопрограмм наблюдается только одно совпадение – на всех в достаточной степени представлены новостные материалы. Это не означает, что каждый канал предельно насыщен новостными программами. Их отнюдь немного, но поскольку в такую программу включено не менее пяти новостных сюжетов, то в результате и количество новостных материалов выглядит весомым.

Помимо новостных материалов, в жанровой структуре всех каналов заметны такие жанровые форматы, как комментарий событий, проблем. Доля комментарийных программ больше на ХЦОК (18 %) и Радиоцеркви (25 %) и существенно меньше на "Радонеже" (6 %) и Радиоцентре (12 %). Есть еще один жанр – размышления (комментарий, толкование евангельских текстов), выразительно представленный на каждом канале. Именно программа, выполненная в этом жанре, занимает абсолютно доминирующую позицию в жанровой структуре Радиоцентр (80 %) и становится в настоящий момент жанровообразующим фактором и отличительной особенностью этого канала.

Анализ по данной категории выявляет преимущество ХЦОК как канала с развитой и сбалансированной жанровой структурой. Здесь активнее по сравнению с другими каналами и без перекосов в сторону немногих программ определенного жанрового формата используются разные жанры, поэтому и жанровая палитра "многоцветна". Различимо представлены практически отсутствующие на других каналах программы, такие как религиозный календарь, обозрение (кино, театр, литература, живопись), музыкальные программы, молитва.

На других же каналах, особенно Радиоцентр и Радиоцерковь, жанровая структура "монотонна": она перенасыщена большими жанровыми группами. Так, на Радиоцентре преобладают два жанровых формата: размышления (80 %), комментарий событий, проблем (12 %). Относительно заметна программа в жанре "гость в студии" – 4 %. И едва различимо "обозрение" (кино, театр, литература, живопись) – 2,3 %. Никаких других не обнаруживается.

Слабо отличается от жанровой структуры Радиоцентр структура Радиоцерковь. Она практически такая же: те же программы-монополисты, правда, более активно используется формат "гость в студии". И все. Статистически незначительная доля программы в формате "репортаж" (0,5 %) не позволяет считать ее реальным элементом жанровой структуры.

Определенное своеобразие имеет жанровая структура "Радонеж"а. Она включает программы в жанровых форматах, которые не фиксируются в жанровых структурах трех других анализируемых каналов: проповедь (9,7 %), заметную долю репортажей о событиях религиозной жизни (4,8 %). На этом канале также заметно и художественное вещание (11,3 %). На канале ХЦОК материалов этого жанрового формата несколько меньше (7,4 %). Однако "Радонеж" уступает ХЦОК в разнообразии используемых жанровых форматов.

Наличие интерактивных форм

см. таблицу 13

Интерактивность передач пока не стала главной тенденцией в общении с аудиторией на всех каналах. Доля неинтерактивных форм в разы превышает доли материалов с интерактивными формами. Если соотнести количественные показатели неинтерактивных и интерактивных, то самый высокий уровень превышения первых над вторыми будет на канале Радиоцентр – 7,3 раза; на канале "Радонеж" – 4,7 раза; на канале Радиоцерковь – 3,8 раза. Самый низкий показатель такого превышения на ХЦОК – 3 раза. В связи с этим отметим, что на ХЦОК более развитая жанровая структура и самое большое число материалов с активным использованием суждений других людей. Очевидно, что современный модернизированный радиоканал, ориентированный на расширение аудитории, должен рационально и профессионально заниматься жанровой архитектурой и стимулировать диалог со слушателями.

Что же касается прямого и опосредованного интерактивного общения с аудиторией, то на ХЦОК и "Радонеже" фиксируется исключительно прямая связь в эфире. На канале Радиоцерковь есть небольшая доля в рамках интерактивного общения опосредованной связи. На канале Радиоцентр используются в равных пропорциях как методы прямой связи со слушателями, так и опосредованной (с помощью писем, откликов и т.д.).

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Религия в информационном поле российских СМИ

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты