поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 апреля 2003  распечатать

"Русская мысль", по поводу послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

Источник: 

Предисловие к дискуссии

В прошлом номере "Русской мысли" мы опубликовали послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к правящим архиереям епархий Русской Православной Церкови в Великобритании (Сурожская епархия), в Бельгии и во Франции (Корсунская епархия), а также к правящему архиерею Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви и к временно управляющему Архиепископией Русских Православных церквей русской традиции, находящейся в юрисдикции Патрирха Вселенского, в котором предлагалось новое обустройство канонического бытия всех этих епархий путем объединения их в единый митрополичий округ в лоне Московского Патрирхата.

Сегодня мы предлагаем нашим читателям различные оценки патриаршего предложения — Николая Лосского, клирика Московской патриархии, членов кружка имени митрополита Евлогия и Ниикиты Струве, члена Епархиального совета Архиепископии Русских Православных церквей русской традиции, находящейся в юрисдикции Патрирха Вселенского.
[оригинал статьи]

Из Открытого письма «...архипастырям, пастырям и всем верным чадам Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе»

Временно управляющий нашей Архиепископией Преосвященный епископ Команский Гавриил, Преосвященный епископ Клавдиопольский Михаил, все пастыри, приходы и верующие нашей епархии получили историческое обращение Святейшего Патриарха Алексия II.

Новизной своего содержания и широтой своих взглядов послание всецело учитывает реальное положение православной Церкви в Западной Европе. Вписываясь в образовавшуюся у нас динамику, Патриарх Алексий предлагает создать самоуправляемую митрополию, объединяющую все приходы русского происхождения и русской традиции.

Такое (в рамках строгой православной Екклезиологии, совершенно каноническое) предложение есть ответ на мечту основателей Архиепископии митрополитов Евлогия и Владимира, молитвенные призывы которых к церковному единству и в наши дни сохранили всю свою актуальность. К тому же новое патриаршее воззвание точно соответствует всегдашним пожеланиям в Боге почившего архиепископа Сергия.

Наш покойный архипастырь не стремился к «простому возвращению в Московскую Патриархию», но желал и отстаивал необходимость объединения всех приходов русского происхождения и их воссоединения с Русской Церковью. При этом он подчеркивал принципиальное значение того, что он называл «предпосылками и основами устройства Архиепископии», и в первую очередь устав, гарантирующими свободу реального автономного управления.

Свои убеждения и пожелания по этому поводу владыка Сергий излагал неоднократно в беседах на высшем уровне, как в Константинополе, так и в Москве. Можно сказать, что различные направления церковной мысли, существующие в нашей Архиепископии при неодинаковых подходах, преследуют ту же цель.

Увы, пожелания владыки Сергия нашли воплощение только после его кончины, а именно — в замечательном воззвании его Святейшества, которое предлагает создание самоуправляемого митрополичьего округа. т.е. митрополии, обладающей реальной автономией. На деле это означает:

— избрание митрополита и его епископов из местных кандидатов клириками и мирянами округа;

— разработку нового устава будущего округа на основе деяний и постановлений Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. по примеру ныне действующих уставов нашей Архиепископии, уделяя при этом нужное внимание законным пожеланиям Сурожской и Женевской епархий;

— пастырскую озабоченность и миссионерское развитие многонационального и многоязыкового состава округа, как они ныне практикуются в рамках нашей Архиепископии.

Воссоединение трех юрисдикций, дарование самоуправления округу, образование нескольких епархий с правящими архиереями — этот призыв предлагает уникальную возможность значительно продвинуть дело создания Поместной Церкви в наших странах, которую, конечно, надлежит осуществить в теснейшем сотрудничестве со всеми остальными православными, проживающими в Западной Европе.

2 апреля 2003 г. Совет Архиепископии под председательством Преосвященного епископа Гавриила ознакомился с присланным ему историческим воззванием. К сожалению, несмотря на убедительные просьбы многих членов совета, большинство заседающих не сочло целесообразным обеспечить до выборов необходимый срок для столь нужного подробного изучения всеми ответственными членами Архиепископии (см. «Коммюнике» от 2 апреля с.г.). Этот подход представляется нам тем более непонятным, что на данном этапе такое изучение само по себе не предопределяет дальнейшего хода событий.

Тем не менее вдумчивое отношение к проекту Святейшего нам представляется неотложной задачей для каждого, кто желает располагать критериями для выбора Архиепископа, и также для решения нашего канонического подчинения.

Кроме того, некоторые члены совета решили воспрепятствовать обсуждению патриаршего письма на чрезвычайном общем епархиальном собрании, назначенном на 1 мая 2003 г.

Однако обсуждение предложений Святейшего до избрания нового Архиепископа всем нам представляется фундаментально важным. Мы можем голосовать только за кандидата, воззрения которого на будущее Архиепископии и тем самым на воззвание Патриарха нам известны. Для правдивости этих воззрений, которые будут иметь определенное значение при разработке будущего устава, необходимо, чтобы они основывались на всесторонних откровенных обсуждениях с представителями других епархий, упомянутых в послании Патриарха. За нужное время для этих обсуждений и для составления проекта нового устава епископ Гавриил продолжал бы временно управлять Архиепископией.

Члены кружка имени митрополита Евлогия (единомысленно)

Кружок имени митрополита Евлогия был создан в 1996 г. с благословения архиепископа Сергия.

От редакции: мы публикуем лишь ту часть «открытого письма», в которой излагается точка зрения безымянных (к сожалению) подписантов, и сознательно опустили содержащиеся в конце письма призывы, публикация которых, на наш взгляд, выглядела бы как вмешательство газеты во внутренние дела Архиепископии и ее церковного устройства.
[оригинал статьи]

Никита Струве: «Нам необходимо сохранять при различии мнений церковное единство, дух мирный и не поддаваться ни на какие соблазны»

Впервые за 12 лет свободного существования Церкви в России, после многих официальных или частных встреч между нами и ее представителями Московская Патриархия выступила с открытым письмом с общим предложением соединить за рубежом, прежде всего в Западной Европе, все отдельные церковные ветви русского происхождения, в принципе — на основании автономии.

Сама эта инициатива заслуживает, безусловно, внимательного изучения и всестороннего обсуждения. Но многое в том, как это предложение было сделано, настораживает. Письмо, подписанное Патриархом Алексием II (это как будто означает, что оно не было обсуждено в Святейшем Синоде), обращено как бы «через голову» епископов: оно немедленно стало достоянием всех приходов. Но еще большую тревогу вызывает то, что оно очутилось на столе нашего Экзархата в самый день собрания Епископского совета, чья задача была утвердить кандидатуры на предстоящие выборы нового предстоятеля. Раздались даже голоса, что, мол, нужно отложить выборы, а это означало бы, помимо непозволительного нарушения устава, сразу пойти на поводу у Московской Патриархии.

Будь предложение Патриархии послано на обсуждение годом раньше, при жизни архиепископа Сергия, или через месяц или два, когда новый избранный предстоятель, утвержденный Вселенским Патриархом, вошел бы в свои права, оно имело бы куда большее морально-церковное значение. Ведь заместитель предстоятеля, по уставу, имеет право заниматься только текущими делами. Потому предложение Патриархии многим показалось не церковным, а типично политическим актом и, что хуже, прикрытым вмешательством в наши внутренние дела.

Это мнение тем более справедливо, что еще недавно в Сурожской епархии (Великобритания), возглавляемой митрополитом Антонием, едва ли не самым чтимым иерархом русской православной Церкви второй половины ХХ столетия (к тому же с молодости убежденным сторонником Московской Патриархии), была совершена попытка навязать волю Москвы, и в личном плане, и в области церковной жизни. Епархия оказалась на грани раскола...

Сейчас не время обсуждать предложение Московской Патриархии, хотя обсуждение его уже началось не только по Интернету, но и в приходах. Увы, уже стали разгораться страсти, неизбежно порождающие несправедливые, а то и клеветнические обвинения. Зачем и кому это нужно? Ограничимся несколькими предварительными замечаниями.

Наш Церковный удел (название его неоднократно менялось: Митрополичий округ, константинопольский Экзархат, Архиепископия, с 1999 г. снова Экзархат) занимает в Западной Европе (в основном во Франции, Бельгии, Голландии, Скандинавии, Норвегии, Италии) совсем особое место не только по давности, не столько по количеству, сколько по своему духу, по своему уникальному богословскому творчеству, по своей верности Всероссийскому собору 1917 г. (к которому, к сожалению, Московская Патриархия не торопится вернуться), по тому свидетельству о свободе в Церкви, которое было главной заботой приснопамятного митрополита Евлогия. А, в свою очередь, нашей главнейшей задачей и должно быть сохранение этого духа, завещанного нам нашим основателем*.

К сожалению, мы с некоторым беспокойством наблюдаем, что в целом ряде епархий Московской Патриархии проявляется ярко выраженный авторитаризм (с запрещением достойных священников), и церковная свобода жестко, а иногда и жестоко попирается. Многие именно оттуда, причем из самых разных регионов, нам настойчиво говорят: не торопитесь «присоединяться» к Москве, вы нам нужнее как независимый, свободный церковный удел, а Константинопольский Патриархат за все 70 лет, что вы находились под его покровительством, на вашу свободу никогда не посягал.

К этим голосам нам следует прислушиваться, уж не говоря о том, что без обоюдного соглашения между Константинополем и Москвой мы не имеем канонического права покидать Вселенский престол. А главное, в ожидании выборов будущего предстоятеля нам необходимо сохранять, при различии мнений, церковное единство, дух мирный и не поддаваться ни на какие соблазны ухода в ту или иную сторону. Это было бы самой тяжелой изменой не только канонам Церкви, но и заветам митрополита Евлогия.

Проф. Никита Струве, лауреат российской Госпремии, главный редактор «Вестника Русского Христианского Движения» и «Messager Orthodoxe», член Епархиального Совета Экзархата.

Нам скажут, митрополит Евлогий соединился с Москвой в 1945 г. Но в письмах и высказываниях перед кончиной он выражал скорбь и сожаление, что «поторопился»: немедленно по воссоединении Москва перестала с ним считаться (уж не говоря, что после его кончины ему в преемники был назначен иерарх, скомпрометировавший себя сотрудничеством с гитлеровским режимом).
[оригинал статьи]

Епископ Команский Гавриил Послание духовенству и всем прихожанам Архиепископства русских православных церквей в Западной Европе (Экзархат Вселенской Патриархии)

Владыко Михаил, отцы-священники, братья и сестры во Христе!

Как вы знаете, мы готовимся к нашему чрезвычайному общему собранию, которое назначено на 1 мая 2003 г., четверг Святой и Светлой пасхальной седмицы, в Париже. Делегаты от приходов и общин, священники и миряне, уже получили касающиеся этого документы. Собрание несомненно приобретет для нашей епархии совершенно особое значение. В согласии с уставом Архиепископства и решениями совета Архиепископства от 12 февраля и 2 апреля, на повестке дня будет стоять один-единственный вопрос — выборы нашего нового архиепископа.

Сейчас, перед концом Великого поста, мы должны очиститься и исполниться Святого Духа, чтобы в душевном спокойствии готовить это собрание. Я призываю вас молиться Богу, особенно о том, чтобы наше собрание прошло достойно, в спокойствии и радости, надлежащих пасхальному времени, и чтобы выбор, который мы сделаем, всякий из нас делал в одной лишь заботе о «единственном необходимом». Нам предстоит указать того, кто с Божией помощью будет наиболее способен управлять нашим Архиепископством, которое развивается в совершенно новом контексте в тех обществах, где мы живем и где мы призваны, вне зависимости от наших личных пристрастий и различий, непреложно свидетельствовать единство православной Церкви, истину ее учения и братскую любовь, которая нас собирает.

Его Святейшество Патриарх Вселенский Варфоломей дал свое благословение на проведение нашего общего собрания 1 мая. На своем последнем заседании, 2 апреля, совет Архиепископства назвал кандидатов на избрание, и список их передан Священному синоду Патриархата на одобрение.

Как вы знаете, мы ознакомились с письмом его Святейшества Патриарха Московского Алексия II, датированным 1 апреля и отправленным нам по факсу на следующий день, в котором Русская Церковь предлагает каноническую реорганизацию своих епархий в Западной Европе, включая епархии Зарубежной Церкви и наше Архиепископство — все это в рамках Московского Патриархата. Это предложение представляется мне значимым, логически вытекая из экклезиологии Московского Патриархата, как она формулируется в последнее время: Русская Церковь не останавливается на границах России или СНГ, но простирается на всех «русскоязычных» верующих, а отныне — и на «все приходы русской традиции или русского происхождения», где бы они ни находились. Нам надо будет внимательно изучить это предложение, помещая его, с одной стороны, в контекст нашей местной церковной действительности, в которой мы живем в наших сегодняшних странах и которая представляет собой результат 70 с лишним лет укоренения Архиепископства здесь, на Западе, а с другой — соотнося его с основами православной экклезиологии, вытекающей из Евангелия Христова и евхаристического богословия и исповедуемой всеми Патриархатами и всеми автокефальными Церквями. Каноническая организация диаспоры — как вы знаете, важнейший вопрос, к которому сегодня проявляют внимание все православные Церкви, и, кстати, этот подход отражен и в письме, адресованном нам Московским Патриархатом.

Совет Архиепископства на своем заседании 2 апреля большинством голосов постановил, что это письмо, текст которого наша епархиальная администрация направила настоятелям всех приходов, должно быть изучено сразу после того, как наше Архиепископство выберет своего архиепископа, под руководством которого размышления над этим письмом смогут проходить со всем требующимся вниманием и душевным спокойствием. От вас тогда будет ожидаться, что вы изучите этот документ в продолжение работы, уже начатой советом Архиепископства и его комиссией «Будущее Архиепископства» и вписывающейся в более общий процесс канонической организации «диаспоры».

Да благословит нас Господь, да уделит Он нам благодати взывать к Нему «одним голосом и одним сердцем». Да позволит он нам заново пережить в Великую и Страстную седмицу, в покаянии и обращении сердец, все события, которые совершены «ради нас и нашего спасения» и которые делают нас достойными причаститься во всей полноте к пасхальной радости и тайнам Его славного Воскресения.
[оригинал статьи]

"Русская мысль", Париж, N 4452, 17 апреля 2003 г.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Судьба Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты