Юнна Чупринина Душа горит Источник: www.itogi.ru Итоги Пожар в доме приходского священника, унесший жизни пятерых человек, вызвал чувства, казалось бы, уже позабытые. Шок. Возмущение. Протест. Для многих в этом пламени сгорели еще и представления о благообразии русской деревни. Однако артист Владимир Вдовиченков уверен: на месте отца Андрея мог оказаться любой
УБИЙСТВО, ДА ЕЩЕ ТАКОЕ ЖЕСТОКОЕ... Событие, конечно, из ряда вон. Но не ду маю, что священный сан отца Андрея Николаева сообщает этому преступлению какой-то особый, глубокий подтекст. Для меня эта история вопиющее, но очередное доказательство обвалившейся на нас повальной криминализации. Я читал, что отец Андрей искренне боролся с местной алкогольной мафией. Ему угрожали, его поджигали. Но он не испугался, не переехал в безопасное место, не увез семью. Мне не кажется, что причина этого бесстрашия в его рукоположении. На месте Андрея Николаева мог бы оказаться и светский человек. Просто людям свойственно надеяться на лучшее, природой установлено. Как говорится, Бог не выдаст.
Но произошла трагедия. И где? Не в горячей точке, не на земле, где ведут свою борьбу сепаратисты, а в самой что ни на есть глубинке. Возможно, провинциалы действительно более озлоблены, нежели жители крупных городов. Так было испокон веков, до всяких перестроек. И в мореходной школе, где я учился, москвичей не только не любили, но и, скажем так, побивали. Но хорошие люди есть и в провинции, и в столицах. Равно как и негодяи. Разве что в провинции меньше ощущается расслоенность общества да народ бедноватый.Однако если это и порождает какие-то поведенческие нюансы, то никак не принципиальные. В конце концов, в свое время убили же такого публичного священника, как отец Александр Мень, и совсем близко от Москвы. Вообще где-то я прочитал, что за последние шестнадцать лет были убиты девятнадцать священнослужителей. Ужасно? Ужасно. Но на эти девятнадцать случаев приходится девятнадцать тысяч других преступлений, связанных с теми, кто не облачен саном. Поэтому я бы не стал акцентировать проблему на том, что убили именно священника, а искал бы конкретную подоплеку случившегося.
Сам я родом из маленького городка, тридцать тысяч всего населения. В нашей Калининградской области есть небольшой поселок, куда со всех окрестностей приезжают за "товаром", как в какую-нибудь Голландию: не буду уточнять национальность его жителей, но все они производят и продают героин. С этого промысла кормится милиция, поэтому никто не стремится его свернуть. Почему-то государство решило не платить правоохранителям достаточно денег, а перевело их на самоокупаемость. На мой взгляд, необходимо уменьшить армию милиционеров, компьютеризировать ее, максимально отделить от "человеческого фактора". Я понимаю, Владимиру Владимировичу не до Калининградской области, таких поселков у него миллион. Но отцы, страдающие за детей-наркоманов, приезжают в героиновый поселок чуть ли не на бульдозерах с одним-единственным желанием закатать его в пыль. Если бы существовали в районе мировые судьи, нормальные участковые, народные дружины, наконец, проблему можно было бы решить цивилизованно.
Впрочем, о чем я? Ведь у нас вся страна знает, кто виноват во взлете преступности. Конечно, фильм "Бригада", в котором я сыграл Фила. Это же смешно: преступления и прочие бесчинства происходят не оттого, что сняли эту картину. Ее сняли оттого, что они происходят. Однако у нас привыкли объяснять все существующие беды какими-то мифическими причинами.
Но я ведь не только в "Бригаде" и "Бумере" снимался. В картине "Седьмой день" я, если помните, играю монаха. При моем внутреннем темпераменте, внешности, взаимоотношениях с жизнью все время приходилось обуздывать себя во внешних проявлениях. Вообще в последнее время священники и монахи частые герои отечественного кинематографа. Оттого, на мой взгляд, что сейчас все мы переживаем период расцвета религиозного экстремизма. Русскому самосознанию весь этот ваххабизм и религиозный фанатизм в новинку. Вот люди и пытаются найти ответ на вопрос, откуда они взялись. Успокоить себя. Должен оговориться: под "русскими" я понимаю не национальность, а большинство жителей нашей страны, уж слишком я не люблю слово "россияне", которое ассоциируется у меня исключительно с Ельциным. Спрос рождает предложение: кинематографисты вставляют героя в рясе и в социальные драмы, и в боевики. Возьмите хотя бы замечательный, на мой взгляд, фильм "Остров" Павла Лунгина. Недавно жена рассказывала, как видела возле церкви плакат, призывающий смотреть эту картину. И я очень рад, что наша церковь отошла наконец от своих патриархальных взглядов. В свое время во время съемок картины "Седьмой день" мы тоже пытались заручиться церковной поддержкой. Но в ответ услышали категорическое "нет": священство в кино не ходит и нисколько им не интересуется. Но мне кажется, в век информационных технологий церковь не может закрывать глаза на их тотальное воздействие на аудиторию. Конечно, пиар слово глупое, но получается, что без него никуда. Часто вы видите совсем молодых людей, которые крестятся, проходя мимо церкви? Часто вы думаете о священниках, если они не попадают в сводку криминальных новостей? Сам я православный, но все же думаю, что любое табу, религиозное или нравственное, человек устанавливает для себя прежде всего сам. И снимает его тоже сам. Если ты по природе своей вор и так тебя воспитали, ты будешь красть в любых обстоятельствах, даже благоприятных. Даже среди сорока сороков храмов. И наоборот. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую. Все разговоры об обстоятельствах, которые сложились, или среде, которая заела, самая настоящая ерунда.
11.12.2006
|