Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36648.html


27 декабря 2006

Одельша Агишев: Нам крайне необходим мусульманский "Остров"

Источник: http://muslim-press.ru Муслим-пресс"

Российские СМИ активно обсуждают художественный фильм "Остров" Павла Лунгина. Несмотря на довольно пеструю палитру тем по ленте, на первом плане зримо присутствует христианская, вернее, православная тема.

На фоне недавнего выхода на экраны и обсуждения "Острова" главный редактор ИА "Муслим-пресс" Радик Амиров встретился с Одельшой Агишевым, заслуженным деятелем искусств РФ, Лауреатом Государственных премий, кинодраматургом, профессором ВГИК. И к тому же – председателем отборочной комиссии Международного фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар".

– Одельша эфенди, лунгинский "Остров" вы, конечно, смотрели.

– Конечно! Замечательный, фантастический фильм, главное – современный. Как говорится, очень и очень кстати для нашего нынешнего общества, для молодежи в первую очередь.

– А что так, молодежь, то есть, перестала интересоваться американские экшны и блокбастеры?

– Я сужу по своим ученикам, которые плюются от этих экшнов: крови, насилия, грабежа, огня... Конечно, они устали. И не только молодежь, но и все общество тоже. Телевизор включить невозможно – только боевики, однообразные, а иногда и глупые сериалы.

– А как это происходило – внедрение вот этих боевиков на наши широкие и не очень экраны?

– В советское время мы покупали у западных компаний действительно стоящие фильмы. У итальянцев, англичан, американцев, конечно же. И на одной из встреч с американскими прокатчиками мы, деятели советского кино, задали наивный вопрос: "А почему вы нам попросту за бесплатно отдаете второсортные ленты?!". Они улыбнулись и ответили: "Ну... Придет свое время – вы у нас их покупать будете". К сожалению, они были правы. Теперь идет их игра.

– Но ведь российский кинематограф поднимается с колен. Количество вроде уже ничего, подтянулись вроде как. За нынешний год выпущено около шести десятков картин. Но качество вот... По-настоящему смотреть можно, я так, думаю, фильмов пять?

– Да, четыре-пять, если мы говорим о мировом уровне, да, четыре-пять.

– А "Остров" все-таки выбивается из всего этого списка?

– Несомненно! Такая глубокая по своей философии картина. Трагичная история. И – великолепная игра актеров, Мамонова, Сухорукова. Лунгин, конечно, сделал чудную ленту. Это рассказ о человеке, его внутреннем мире, о покаянии, о грехе. О том, что сделано и чего просто невозможно вернуть.

– Одельша эфенди, а нужен ли нам, правоверным, свой, мусульманский "Остров"? Я уверен, вы думали об этом.

– Да, я думал об этом. И отвечу, что мусульманам свой "Остров" просто необходим. Есть и темы, и сюжеты. И все это не выдумано, из жизни все взято. Вот как бы все положить на бумагу, как снять, да так, что бы это было, – честно и без обиняков. Чтобы не подстроено все было. При определенном стечении обстоятельств мусульманский "Остров" снять – можно.

– Вот только за 15 лет российского кинематографа серьезно к данной теме подошел только Владимир Хотиненко с "Мусульманином". Владимир Иванович задал столько вопросов, что мусульманская община, да и не только мусульманская до сих пор отвечает на эти вопросы.

– А это и есть показатель качества фильма, работы режиссера, автора сценария Валерия Залотуха: фильм остается в памяти, его хочется смотреть, пересматривать, анализировать, вспоминать какие-то эпизоды, диалоги. Это и есть настоящая картина.

Безусловно, "Мусульманин" стоит особняком в череде отечественных картин. И не потому что Хотиненко поставил фильм в то время, когда весь российский кинематограф, как говорится, на боку лежал, не зная, жить ему или умирать. Если бы у нас в 1995-м выпускали столько же, сколько и сегодня, хотиненковский "Мусульманин" все равно стоял бы на особом счету. Опять же – непростая тема, непростые вопросы жития-бытия: как жить, как быть? А сумеем ли жить в дружбе и мире, ведь не каждый из нас способен выслушивать друг друга? Любим ли ближнего? А простим ли? И – поймем ли?

– А каким, если предположить чисто гипотетически, мог бы быть мусульманский "Остров" по теме?

– Скажем, можно было бы сделать фильм о просветителе Мусе Бегиеве, замечательном человеке, истинном патриоте своей Родины. Также предложил бы такое эссе об экспедиции ибн Фадлана, (полное имя путешественника – Ахмед ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад), принимавшего самое активное участие в посольстве багдадского халифа в Волжско-Камскую Болгарию в качестве секретаря. Да и про Габдуллу Тукая, нашего татарского Пушкина, можно было бы сделать прекрасный фильм. Тукай, как и русский Есенин, – стихийный поэт с тяжелой жизнью, выживанием в непростой среде. Если отвлечемся и слегка затронем Есенина в исполнении Безрукова, скажу, что местами я не узнавал в актере поэта – какой-то поэт получился скандальным: пьяница, дебошир, бабник. Ну, да ладно, не об этом речь.

– Ну, а что мешает сделать ленты, о которых вы говорили?

– Художественная группа готова, дело остается за технической составляющей. Но, увы, за последние годы деньги, выделенные на ленты, иногда пропадали неизвестно куда. Вернее, известно – куда. Отсюда и недоверие, отсюда – простой. А страдает отечественный зритель, в том числе мусульмане, которым есть чем гордится – историей, культурой и, конечно, религией. Но пока вот такое состояние: томимся в ожидании. Надеюсь, доживем до того дня, когда на экраны выйдет и мусульманский "Остров".

РЕКЛАМА