Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36874.html


11 января 2007

Роман Лункин

Епископ ЕЛЦР Даниил Соболев: стоит воздерживаться от публичного служения женщин за кафедрой и алтарем

Источник: http://www.starlightsite.co.uk/keston/russia/articles/rr15/03sobolev.html Русское ревью

Епископ Евангелическо-лютеранской церкви России Даниил Соболев: ЕЛЦР отличается от других лютеранских церквей в России двумя принципиальными позициями – надэтнической концепцией церковного строительства и приверженностью к лютеровским принципам конгрегационализма.

Неправославное христианство в России становится все более укорененным на российской почве. Даже этнические христианские церкви, такие как католичество и лютеранство, становятся "русскими" врастают в русскую культуру. Создание новых российских протестантских церквей, приходов, юрисдикций говорит о том, что сами россияне и сама русская культура вполне открыты по отношению к европейскому и американскому христианству. В 2006 году стало окончательно понятным, что несколько лютеранских приходов, которые противопоставили себя двум основным юрисдикциям – немецкой ЕЛЦ и Церкви Ингрии, превратились пусть в небольшую, но отдельную Церковь со своим мировоззрением.

Создателями Евангелической церкви России стали бывший представитель ЕЛЦ в Москве Владимир Пудов, руководитель Служения Лютеранского Часа Константин Андреев и глава автономной лютеранской общины в Рязани Владимир Солодовников. Каждый из них в той или иной форме отмежевался от тех протестантских объединений, с которыми был связан ранее. В апреле 2006 года Владимир Пудов подал в отставку со всех своих постов в ЕЛЦ, а также встретился с архиепископом ЕЛЦ Эдмуном Ратцем и епископом Европейской части России Зигфридом Шпрингером, с которыми, по его словам, обсудил вопрос создания ЕЛЦ России. Однако впоследствии Центральное церковное управление назвало Пудова раскольником. Президент Генерального Синода ЕЛЦ Александр Пастор заявил о том, что образование новой, "независимой" Церкви евангелическо-лютеранского исповедания "ни в коей мере не является необходимостью, а в будущем негативно повлияло бы на работу традиционных евангелическо-лютеранских церквей – Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России".

Одним из главных обвинений, которое новое евангелическо-лютеранское движение бросило "большим" церквам является их неумение заниматься миссионерством, отторжение энергичных и независимых проповедников, и как следствие нежелание принимать под своё покровительство группы, созданные такими проповедниками. К активным миссионерам, естественно, причисляют себя представители Служения Лютеранского Часа. За последние годы, по словам Константина Андреева, при помощи СЛЧ создано около 15 чисто русских общин в Санкт-Петербурге, Тамбове, Рязани, Воронеже, Петропавловске-Камчатском, а также в Поволжье, Удмуртии и на Урале. Несколько групп было передано под окормление Сибирской лютеранской церкви во главе с епископом-электусом Всеволодом Лыткиным. Непосредственно основой Евангелической церкви России стали три прихода – община св. Михаила в Москве (пастор-электус – Константин Андреев), община в Рязани (пастор – Владимир Солодовников) и община св. Марии в Воронеже (пастор – Анатолий Малахов). К этим общинам можно также добавить группу, организованную СЛЧ в Моршанске Тамбовской области (настоятель – проповедник Сергей Кирюшатов).

28 июня 2006 года в Москве состоялись Учредительное собрание, а затем и Генеральный Синод новой лютеранской юрисдикции – Евангелическо-лютеранской церкви России (ЕЛЦР). Новая Церковь была образована представителями трёх общин – из Москвы, Рязани и Красноярска. Президентом Генерального Синода был избран Владимир Сергеевич Пудов. Епископом Евангелическо-лютеранской Церкви России стал Даниил Евгеньевич Соболев, настоятель прихода св. Троицы в Красноярске и бывший пробст Церкви Ингрии в Сибири. Епископ Евангелическо-лютеранской церкви России Даниил Соболев рассказал Русскому Ревью об идеологии нового протестантского движения.


Почему Вы возглавили Евангелическо-Лютеранскую Церковь России? Какими организационными и идейными причинами Вы руководствовались?

На служение меня призвали общины, пожелавшие объединиться в церковь, стоящую на конфессиональных лютеранских и надэтнических позициях. Я принял призвание как призыв Божий служить этим людям. Идейные соображения только одни – помочь разрозненным общинам, обрести единство в соответствии с учением Библии и евангелической доктриной.

Все ли общины, которые подчинились Вам покинули Церковь Ингрии и перешли в новую ЕЛЦ?

Таковых единицы и мы на самом деле не приветствуем подобные переходы, хотя и не закрываем двери ни для кого. Обстоятельства могут быть разными. Мы также должны это учитывать. Основную массу приходов новой церкви составили независимые лютеранские общины, родившиеся в последние годы и по ряду причин не сумевшие интегрироваться в уже существующие этнические церкви или общины существующие еще с советских времен, но так и не вошедшие ни в одну из этнических церквей.

Принадлежит ли община в Красноярске к новой ЕЛЦР и осталось ли пробство у Церкви Ингрии в Красноярском крае и сколько примерно общин и где подчиняется Вам?

В Красноярске существует 3 лютеранских общины. Немецкая ЕЛКРАС, финская Церковь Ингрии (эта община была основана на базе национального общества "Ингрия" к ним приезжает священник из Финляндии несколько раз в году), и лютеранский приход "Святой Троицы" ЕЛЦР. В Красноярском крае также, существует несколько лютеранских деноминаций. Есть братские, независимые лютеранские общины, есть общины ЕЛКРАС, есть латышские и эстонские поселения, в которых тоже существуют независимые общины. У Церкви Ингрии существует 3 общины в крае. Я посещаю 5 общин и небольших групп.

Вы являлись главой одного из крупных пробств Церкви Ингрии, и насколько я понял, ЕЛЦР отличается от Церкви Ингрии тем, что она более активна в миссионерстве, не связана этническими рамками и чужда строго определенной пышной литургической обрядности? Есть ли что-либо еще, что отличает ЕЛЦР от Церкви Ингрии?

ЕЛЦР отличается от других лютеранских церквей в России двумя принципиальными позициями: надэтнической концепцией церковного строительства и приверженностью к лютеровским принципам конгрегационализма и роли священников и епископов в церкви. Лютер учил и настаивал на децентрализации церковной власти. Община по Лютеру и есть центр и средоточие церковной жизни, а не папская курия и епископ. Мы верим, что церковь там, где проповедуется Слово Божие и совершаются таинства. Другая церковная традиция исповедует принцип – где епископ, там и церковь. Мы с этим согласиться не можем, так как это противоречит Библии. По вопросу обрядности у нас нет жесткой приверженности тому или иному виду богослужения. Все должно способствовать проповеди Евангелия.

Насколько, по Вашему мнению, актуальна миссионерская идея русского лютеранства? Каково в связи с этим Ваше отношение к миссии в немецкой ЕЛЦ и в Церкви Ингрии?

Миссия всегда актуальна. Моральная и правовая власть миссии основывается на делегировании Церкви власти самим Христом: "Идите и научите". Никакой особой идеи именно "русского лютеранства не было и нет". Я уже сказал, что я и мои братья и сестры в новой церкви хотели бы быть выше этнического христианства, помня слова Апостола Павла, что "во Христе нет ни иудея, ни эллина". А то, что в современном лютеранском движении в России превалирует русскоязычный элемент – это неоспоримый факт. Отстаивая "этнические корни" церковь ничего не выиграет. Мы уважительно относимся и к немецкой, и к финской, равно как и к другим традициям, но при этом глубоко убеждены, что перспектива у Лютеранства в нашей стране есть только в связи с надэтнической моделью церковного строительства и глубокой инкультурацией в современное российское общество. И здесь лютеранская доктрина обязательно будет востребована. Мы имеем серьезные плюсы, привлекательные для русской ментальности – литургичность и проповедь Слова Божия на современном языке.

Представителем какой церкви Вы себя считаете – высокой или низкой? И согласны ли Вы с тем, что роль епископа в ЕЛЦР должна быть условной, а не такой как в Церкви Ингрии, к примеру?

Я не сторонник крайностей ни в чем. Мы уважительно относимся к традициям высокой церкви и несомненно богатство литургии весьма важно для нас. Однако литургические формы не должны быть застывшими. Они меняются в соответствии с изменениями культуры общества. Доктрина же напротив остается незыблемой. При этом практика так называемой низкой церкви есть ни что иное, как поиск адекватного и эффективного миссионерского пути. Церковь должна в каком-то смысле экспериментировать, используя методы проповеди, которые будут востребованы. Лютер тоже использовал методы и способы проповеди, которые вызывали поначалу критику, но потом стали очень популярны. В этом смысле я придерживаюсь взвешенного подхода к церковному строительству. Что же касается роли епископа, то она определяется самой функцией его служения. Лютер был за децентрализацию папской власти и за придание служениям епископов и пресвитеров библейских черт. Пастор является пастором пока он имеет призвание. Тоже касается и епископа. В классическом лютеранстве нет понятия "жреческой касты" епископов и священников. Это дары служения, которые действуют по милости Божией в течении того времени, пока это нужно церкви и угодно Богу. Что же касается административного устройства, то новая церковь, это скорее, конгрегационалистский союз с разумным епископским управлением. В других церквях позиции епископа придается несколько иная роль.

Одними из проблем, на которые указывали и Владимир Пудов и Константин Андреев, было отношение к женскому священству и не всегда благотворная роль либеральных пасторов, которые приезжают из Германии и Финляндии. Каково Ваше отношение к ним, а также к деятельности лютеранских миссионеров из США?

Мы не можем отрицать роль женщин в церковной работе, однако для России с ее менталитетом стоит воздерживаться от публичного служения женщин за кафедрой и алтарем. Что касается западных миссионеров мы позитивно относимся ко всем призванным нести Слово Божие, но, к сожалению, иногда идеи пропагандируемые ими противоречат Библии и здравому смыслу.

Миссия является одной из ключевых задач ЕЛЦР, но в Церкви Ингрии есть такие известные и уважаемые проповедники как Юха Велиахо, к примеру, которые действую также исходя из надэтнической идеи проповеди. Считаете ли Вы, что именно в настоящий период настал момент создания ЕЛЦР для более активной проповеди?

Я никогда не утверждал, что только наша церковь занимается миссией. Мы с глубоким уважением относимся ко всем церквям. К сожалению, такие самоотверженные проповедники как Юха Вялиахо являются скорее исключением, чем правилом. Я верю, что у Бога все вовремя. Думаю что и создание ЕЛЦР не исключение.

Каждый займет то место, которое ему уготовано Богом. Поживем – увидим. Что касается изменения отношений властей и Московской патриархии к протестантам в связи с созданием новой церкви, не думаю, что это столь значительное для них событие на данном этапе. Кроме того, процесс роста протестантских и в том числе лютеранских церквей в России неизбежен. Было бы правильно и здраво вести диалог с Русской православной церковью, сотрудничать с властями и мы к такому сотрудничеству и диалогу готовы.

РЕКЛАМА