поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
25 апреля 2003  распечатать

Игорь Виноградов

Александр Кырлежев. Власть Церкви

Несколько слов об этой книге

События 11 сентября 2001 года потрясли мир – и мир не случайно увидел в них некую жуткую символику и грозное предупреждение. В нашей земной вселенной явно что-то сдвинулось, что-то кардинально перевернулось, и мы живем сегодня в какой-то совсем иной, новой реальности. Естественно, что политики сразу же попытались осознать эту реальность, что привело к созданию мощной международной коалиции против международного терроризма, который и был объявлен главным врагом современного человечества.

Но это был лишь самый первый и слишком внешний уровень осознания ситуации. Он, конечно же, зацепил, какую-то реальную правду, однако было здесь и много лукавства. Хотя бы в едва ли не главном идеологическом тезисе политиков Запада и Востока – а именно, что терроризм не имеет никакого отношения ни к цивилизационному противостоянию, ни, тем более, к религиозным проблемам.

Но если думать о судьбах мира применительно не только к сегодняшней сиюминутной первоочередности, но и чуть масштабнее, то куда полезнее все-таки взглянуть правде в глаза и понять, что в событиях 11-го сентября проявилась и "цивилизационно-конфликтная" составляющая. А еще полезнее увидеть и понять, что эта составляющая имеет, несомненно, очень глубокое религиозное измерение, которое, быть может, и является в данном случае самым важным.

Не следует думать, конечно, что исламские террористы и вообще исламский экстремизм представляют собою современную исламскую цивилизацию. Но за всеми этими экстремальными чудовищностями стоит все-таки реальность некоего глубинного и очень серьезного конфликта, ими отражаемого, пусть даже искаженно и неадекватно. Несомненно, что начавшийся в Новое время грандиозный процесс все большей, неостановимой секуляризации западного общества, ушедшего от былого тотального господства христианской религии и перешедшего к организации своей жизни на принципах "общественного договора" и "конвенциональной морали", обозначил собою тотальный кризис христианства – и как веры, и как Церкви. А коль скоро это так, столь же несомненно, что в событиях 11-го сентября вполне ясно выявил себя глубокий кризис уже и самого современного секулярного западного общества – как способа гражданской организации, так и образа жизни в ее ценностном наполнении. А ведь этот образ жизни, эти формы ее организации навязываются Востоку уже самим объективным процессом идущей с Запада технологически-экономической глобализации. И именно это не принимается прежде всего исламским миром. Более того – решительно отвергается за зримое отсутствие как раз той религиозной составляющей, которая до сих пор определяет жизнь в исламском мире. А это значит, что современный секулярный Запад уже никак не может в глазах всего остального мира оправдать свою претензию быть идеалом или эталоном современного устроения человеческого общества на земле.

Обо всем этом очень остро и смело, не избегая неудобных поворотов темы, говорит Александр Кырлежев в статье "Ислам и Запад", опубликованной в 112 номере журнала "Континент" (2002, № 1), членом редколлегии которого он является чуть ли не с момента переезда журнала из Парижа в Москву.

Мы недаром сосредоточились на этой статье. Она очень показательна для Александра Кырлежева – одного из самых глубоких и вдумчивых исследователей и публицистов, пишущих на религиозные темы. Этому автору всегда были присущи и умение увидеть самую суть острейших современных проблем, и умение говорить о них отважно и прямо, без каких-либо дипломатических экивоков. Впрочем, самое наглядное и неопровержимое тому подтверждение – книга, которую держит в руках читатель.

В этот сборник вошли статьи Александра Кырлежева последних лет, печатавшиеся в различных российских и зарубежных изданиях. Они покажут читателю, что к той главной проблеме современности, с которой связаны события 11-го сентября, автор вышел тоже совершенно закономерно – потому, что всю жизнь и писал о том, что так или иначе связано с вызовами современного секулярного мира современному религиозному сознанию. Прежде всего – христианству. А в нем – более всего православию. Потому что Александр Кырлежев – православный публицист, и, естественно, именно судьбы православия его особенно остро и тревожат, особенно и беспокоят. Хотя в постоянном поле его зрения – и все те общие, более широкие проблемы, которые связаны с судьбами религии в современном мире и которые не могут не задевать сегодня всякого вменяемого человека – независимо от того, верующий он или нет.

Какие вызовы бросает религии современный секулярный мир, предпочитающий устраиваться на своих собственных основаниях, не забывая при этом и покичиться своими историческими корнями, уходящими в почву христианства?

Как может смириться с этим подлинное религиозное сознание, которое по самой природе своей претендует на тотальное значение? И как быть в этой ситуации всякому реальному современному христианину: должен ли он, применяя знаменитое "кесарю – кесарево" к обстоятельствам современного секулярного мира, спрятать свое христианство в свою частную жизнь – или все-таки должен пытаться как-то внедрить его и в окружающую жизнь социума? И если да – то как?

Каково вообще в современном мире соотношение Церкви и политики и оправдано ли в наш век создание какой-то религиозной идеологии? Что в контексте этой проблемы представляет собою, в частности, та "православная идеология", с которой связывает свои надежды современный православный фундаментализм, и что представляет собою сам этот православный фундаментализм?

Каковы типы современного религиозного сознания и каково нынешнее соотношение Церкви и культуры? Не слишком ли архаична перед лицом современности, и ее культуры в частности, Православная Церковь? Что может дать и как применим к современным условиям ее исторический опыт мистического созерцания и монашеской аскезы?

Попытку ответить на эти и многие другие вопросы, острота которых стала еще ощутимее после кошмара 11-го сентября, после операции так называемого возмездия в Афганистане и на фоне разгорающегося пожара на Ближнем Востоке, читатель и найдет в предлагаемой его вниманию книге. Надеюсь, он оценит и то, как Кырлежев умеет поставить вопросы, и то, как он на них отвечает.

Сказанное не значит, разумеется, что всё в этих ответах выглядит равно убедительным и не вызывает желания спорить. Напротив, в каких-то случаях такое желание приобретает даже и достаточно настоятельный характер: например, когда автор утверждает, что понятие "религиозная философия" – это нонсенс, или что русская религиозная мысль Серебряного века в содержательном плане имеет по преимуществу "транзитный" (от марксизма к идеализму) и промежуточный (между философией и богословием) характер, а потому реального продолжения в наш век иметь не может.

Но даже тогда, когда мысль А. Кырлежева вызывает несогласие, внутренняя потребность оспорить ее появляется не потому, что она кажется безнадежно, так сказать, неверной, а именно потому, что таит в себе возможности обсуждения. Ее хочется проверить, обсудить вместе с автором, выслушав его аргументы, глубже вникнув в ее логику. То есть вступить именно в тот спор, который, по идее, должен быть дорогой к истине. И так происходит потому, что никогда по отношению к автору этой книги – в отличие от авторов очень многих иных книг, даже очень православных – не возникает подозрения, что им руководит что-либо помимо бескорыстного и чистого стремления к истине, на дороге к которой можно, конечно, и ошибиться, но нельзя лгать, позировать, любоваться собой и вообще заниматься чем-либо иным, кроме того, чем положено заниматься на пути к истине.

Именно поэтому я и беру на себя смелость уверенно рекомендовать эту книгу вниманию всех, кому тоже далеко не безразличны проблемы, в ней обсуждаемые.

Игорь ВИНОГРАДОВ,
главный редактор журнала "Континент"

СМ.ТАКЖЕ

книги:

Александр Кырлежев. Власть Церкви

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты