поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
04 мая 2007  распечатать

Милена Фаустова

Митрополит Ювеналий: Святые Кирилл и Мефодий не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники

Источник: Благовест-инфо

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отметит праздник славянской письменности и культуры. Каждый год центром празднования выбираются разные российские города. В этом году средоточием торжеств станет подмосковная Коломна. Об истоках Дня славянской письменности и культуры и о том, как он будет проходить в этом году, рассказал в беседе с корреспондентом "Благовест-инфо" глава Московской епархии Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

– Как сегодня Православная Церковь оценивает деяния святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для современной русской культуры?

Митрополит Ювеналий:

– После завершения в прошлом веке богоборческой эпохи, в течение которой замалчивались православные духовные корни русской культуры, во весь рост встает подвиг святых Кирилла и Мефодия. Они не только Церковью, но и государством воспринимаются как выдающиеся подвижники. Поэтому День славянской письменности и культуры празднуется в день памяти этих святых угодников.

Дело святых братьев – просветителей славян – заложило основы для формирования как культуры нашей, так и самих основ общественной жизни в широком смысле этого слова. Ныне никто не станет спорить об определяющем значении православия для исторического развития нашей страны и нашего народа. В контексте происходящего в последние годы возвращения к отечественному традиционному наследию образ святых Кирилла и Мефодия безусловно служит символом духовного возрождения России.

– Кто был инициатором учреждения Дня славянской письменности и культуры?

– Празднование памяти святых братьев с древних времен имело место у всех славянских народов, но под влиянием различных исторических и политических обстоятельств забывалось. Так произошло и на Руси приблизительно с XVI века.

Интерес к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия постепенно начинает возвращаться в XIX веке. Первым шагом к этому послужил в 1835 г. императорский указ, официально вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани. Официально на государственном уровне праздник был впервые торжественно отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. С тех пор в нашей стране стали возникать общественные организации, славянские общины, комитеты и братства. В XIX веке к этому дню приурочивали крестные ходы и большие благотворительные вечера.

В 1885 году в связи с 1000-летием со дня кончины равноапостольного Мефодия указом Святейшего Синода празднование памяти славянских учителей было отнесено к средним церковным праздникам.

В середине 1980-х годов в российском обществе стал возрождаться интерес к духовным началам родной культуры. В 1985 году, когда все славянские нapoды праздновали 1100-летие преставления святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского, 24 мая было объявлено в СССР "праздником славянской культуры и письменности", а 30 января 1991 г. постановлением председателя Президиума Верховного Совета РСФСР 24 мая было объявлено Праздником славянской письменности и культуры, получившим тем самым государственный статус. В мае того же года по 40 областям России был совершен "Славянский ход", во время которого проводились многочисленные выставки и фестивали народного творчества.

Торжественному празднованию на государственном уровне предшествовали региональные праздники в Мурманске (1986), Вологде (1987), Великом Новгороде (1988), Киеве (1989) и Минске (1990). Теперь этот праздник отмечается повсеместно, но, вместе с тем, ежегодно избирается определенный город – своеобразная столица праздника, в которой этот день празднуется особо торжественно. Такие славные города как Смоленск (1991), Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005) и Ханты-Мансийск (2006) радушно принимал и на своей земле гостей из братских славянских государств: писателей и поэтов, артистов и ученых, государственных деятелей. Важно отметить, что в конце XX века процесс становления праздника шел, как говорится, снизу. Можно сказать, что инициатором его возвращения стал сам народ в лице своих лучших представителей, людей науки и искусства, церковных деятелей.

– Почему в этом году центром празднования избрана подмосковная Коломна?

– Всегда столицей праздника избирается столица региона, известного своим вкладом в культурное развитие нашей страны. Как я уже сказал, этой чести уже удостоились многие города, дошла очередь и до Коломны.

Коломна – город в Московской области, расположен при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Население его более 150 тысяч человек. Коломна стояла у истоков российской государственности, и впервые она упоминается в летописи в 1177 году. Город вошел в 1301 г. в состав Московского княжества и на протяжении пяти веков был важнейшим стратегическим пунктом на его южных рубежах.

Испокон веков Коломна – место сбора русской силы перед решающими битвами. Здесь Дмитрий Донской собирал в 1380 г. дружины на пути к Куликову полю. Здесь Иван III отражал натиск крымских татар, которые в XIII – первой четверти XIV века неоднократно разоряли город, а Иван Грозный формировал полки перед походом на Казань.

Строительство железной дороги Москва-Саратов и основание в 1863 году машиностроительного завода перевели Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных, дали толчок ее развитию в XX веке. Сегодня Коломна развивается, сохраняя свою самобытность.

Историческим и духовным центром Коломны является кремль, берущий свое начало от деревянных и земляных укреплений XVI века. На его территории находятся: ансамбль Соборной площади с Успенским собором, Тихвинская церковь с шатровой колокольней, и комплекс Ново-Голутвина монастыря; ансамбль Брусенского монастыря с Успенской церковью и Крестовоздвиженским собором; Воскресенская церковь и церковь Николы Гостиного.

К кремлю примыкает посад – лицо города мелких ремесленников, торговцев, речников, часть большого торга, который шумел за кремлевскими стенами в разные эпохи. В городе находятся также Старо-Голутвин монастырь, основанный преп. Сергием Радонежским.

Торгово-ремесленная Коломна ХVIII-XIХ веков дошла до нас улицами каменных купеческих особняков, торговыми рядами с высокой колокольней Иоанна Богослова, многочисленными церквями, которые возводили купцы и прихожане на собственные средства. В последние годы Коломна приобрела широкую известность как важный духовный центр Московской епархии. Неоднократно город посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И вот сегодня Коломна предстанет перед гостями праздника обновленной и украшенной, в благолепном сиянии своих храмов и монастырей, в чем большая заслуга губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, который не только пригласил провести в Подмосковье День славянской письменности и культуры, но и оказал щедрое всестороннее содействие его организации.

– Какие события традиционно сопровождают День славянской письменности и культуры, и будет ли нынешнее празднование чем-то отличаться от предыдущих?

– Подготовка к празднику – это всегда длительный процесс. Но еще никогда мне не доводилось видеть столь крупномасштабной предварительной работы, как в Московской области. Средства массовой информации на протяжении целого года готовили общественное мнение к предстоящему событию, в школах и вузах проводились тематические уроки и лекции, конкурсы сочинений и творческих работ учащихся. Ко Дню славянской письменности и культуры выпущен целый ряд иллюстрированных изданий.

Традиционно празднества включают торжественные богослужения: всенощное бдение накануне, Божественную литургию и крестный ход 24 мая, а также открытие памятника святым Кириллу и Мефодию, международную научную конференцию "Славянский мир: единство и многообразие", а также концерт "Вначале было Слово". Особенностью коломенского празднования станет театрализованное представление для школьников "Праздник родного слова", а также открытие памятника святому благоверному великому князю Димитрию Донскому.

– Какова сегодня роль православия в российском обществе? Есть ли видимая тенденция увеличения числа верующих? Молодеет ли контингент прихожан?

– Мы с радостью видим, как православная вера возвращается в жизнь наших соотечественников. Это происходит постепенно и не сразу, но результат очевиден – число верующих постоянно растет. Об этом можно судить по тому, что сколько бы ни открывалось новых храмов, в них всегда много прихожан.

Если раньше, на моей памяти, запрещалось водить детей в церковь и учить их основам веры, то теперь у нас в Московской епархии на богослужениях часто поют детские хоры, а духовное просвещение осуществляется в более чем в 700 воскресных школах. Мне часто приходится освящать отреставрированные или вновь построенные храмы. И я наблюдаю при этом, что детей и молодежи значительно больше, чем пожилых людей.

– 17 мая ожидается подписание Акта о каноническом общении Православных Церквей. Будет ли делегация РПЦ3 принимать участие в мероприятиях Дня Славянской письменности и культуры? Каково сегодня значение Русского Православия в мире?

– Да, это историческое событие назначено на 17 мая этого года. Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей уже подвели итоги проделанной подготовительной работы и одобрили их. Что касается участи "представителей РПЦЗ в праздновании Дня славянской письменности и культуры, то архиепископ Берлинский и Западногерманский Марк дал согласие прибыть на торжества. Плодами миссионерской деятельности нашей Церкви являются ныне автокефальная Православная Церковь в Америке и автономная Японская Православная Церковь. Ныне по всему миру действуют около 600 приходов Русской Православной Церкви. В самом центре Святого града Иерусалима находится Русская духовная миссия. Влияние русского православия постоянно расширяется. Думаю, что история русского православия на протяжении последних двух десятилетий – я имею в виду его возрождение почти из пепла – дает всему миру убедительный урок истинности обетования Господня о том, что врата ада не одолеют врат Церкви.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Милена Фаустова

персоналии:

Митрополит Ювеналий (Поярков)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты