RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
23 мая 2007 Виктор Тростников Снова у одной чаши Источник: http://www.aif.ru АИФ СНОВА У ОДНОЙ ЧАШИ. Теперь, когда Русская православная церковь опять едина, можно вспомнить, каким трудным был путь к этому. СЛУЧИЛОСЬ так, что я стал первым православным мирянином из России, легально посетившим Русскую православную церковь за рубежом. Этот визит был связан с 1000-летием Крещения Руси (1988). Устраивая по этому поводу торжества, РПЦЗ пригласила двух не очень официальных в Советском Союзе лиц: священника Димитрия Дудко и меня, опубликовавшего к тому времени в Париже книгу "Мысли перед рассветом". Однако в последний момент у отца Димитрия умерла матушка, и поехать он не смог, так что я оказался единственным делегатом из России. В Россию со своим приходом НА МЕРОПРИЯТИЯХ и особенно на встречах "без галстуков" я чувствовал, как жадно и внимательно мои американские соотечественники ко мне присматриваются... После нескольких дней пребывания в эмигрантской среде стало понятно отношение этой среды к нам, живущим в России. Это отношение с гениальной краткостью выразила тогда красавица Ирина Кулеша: "Теперь я поняла, в чем состояла промыслительная миссия нашей эмиграции: вы там разучились креститься, а мы вас этому научим". Конечно, не все высказывались в такой откровенно обидной форме, кое-кто в Америке, наверное, знал, что в Загорске давно уже восстановлена Духовная академия с высочайшим уровнем богословских кадров. Разумеется, подоплекой этого убеждения было чувство, которое иначе как гордыней не назовешь. В Нью-Йорке я целый час беседовал с епископом Григорием (Граббе) выдающимся богословом, бывшим когда-то юным другом митрополита Антония (Храповицкого), основателя РПЦЗ. "Владыка, сказал я ему, почему вы так строги к нашей Церкви, ведь она не впала ни в какую ересь, а значит, не она повинна в разделении, а политические обстоятельства? " "Нет, ответил архипастырь, ваша Церковь именно впала в ересь и должна быть обвинена в расколе. Ее ересь заключается в том, что, согласно Декларации митрополита Сергия 1927 года, получается, что существуют две истины одна евангельская, а другая большевистская. Ведь в Декларации признается правота большевиков, поддержанных народом, а они отрицают Бога". Этот богословский тезис был для меня неожиданным, и я не мог что-то ему противопоставить. Что же сейчас, после многих лет раздумий, я мог бы ему ответить? Я много думал, и вот что получилось. Вы знаете, кто правил Римом в тот момент, когда апостол Павел сказал своей пастве: "Подчиняйтесь всякому человеческому начальству"? Чудовище Нерон, устроивший первое гонение на христиан. Намного ли он лучше был безбожных большевиков? Для Бога нет невозможного СОВЕТСКАЯ власть наконец рухнула, в России началось церковное строительство, тысячи и тысячи людей потекли в храмы. Но отказаться от своих амбиций зарубежникам было не так просто, во всяком случае РПЦЗ стала открывать свои приходы на нашей территории. Туда сразу потекли карьеристы, корыстолюбцы, люди, не поладившие из-за своих грехов с родной для них Церковью. Им казалось, что в зарубежных приходах их осыпят золотым дождем, прославят как правдоискателей, будут приглашать за кордон. В общем, просили у зарубежной Церкви что-то вроде "политического убежища". В таких условиях казалось очевидным, что соединению не суждено состояться. Но оно состоялось, и это, конечно, чудо Божие. Господь, однако, действует через людей. Здесь не перечислить всех тех, кто исполнял Его волю, но некоторые имена назвать необходимо. И, может быть, первое из них В. Путин. Будучи по делам в Америке, он встретился с митрополитом Лавром, и за полчаса дело сдвинулось с мертвой точки. Искренность и обаяние нашего президента сломали лед недоверия, и глава РПЦЗ понял, что Церковь в России действительно свободна. А значит, настал момент, оговоренный в постановлениях РПЦЗ еще в 1970-х годах (падение в России безбожной власти), и пора соединяться. Немалую роль сыграло здесь то, что владыка Лавр увидел в Путине истинно православного человека. Во славу Божию поработали на объединение также Патриарх Алексий II, митрополит Лавр и архиепископ Германский и Великобританский Марк. Но главным действующим лицом тут была любовь к своей родине тех, кто вынужден был ее покинуть. Она и совершила чудо: впервые за 2000 лет сатана потерпел столь жестокое поражение, да еще в тот момент, когда его торжество казалось окончательным. Как тут не вспомнить библейскую фразу: "Бог поругаем не бывает". |
РЕКЛАМА |