Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_41867.html


23 мая 2007

Виктор Тростников

Снова у одной чаши

Источник: http://www.aif.ru АИФ

СНОВА У ОДНОЙ ЧАШИ.

Теперь, когда Русская православная церковь опять едина, можно вспомнить, каким трудным был путь к этому.

СЛУЧИЛОСЬ так, что я стал первым православным мирянином из России, легально посетившим Русскую православную церковь за рубежом. Этот визит был связан с 1000-летием Крещения Руси (1988). Устраивая по этому поводу торжества, РПЦЗ пригласила двух не очень официальных в Советском Союзе лиц: священника Димитрия Дудко и меня, опубликовавшего к тому времени в Париже книгу "Мысли перед рассветом". Однако в последний момент у отца Димитрия умерла матушка, и поехать он не смог, так что я оказался единственным делегатом из России.

В Россию со своим приходом

НА МЕРОПРИЯТИЯХ и особенно на встречах "без галстуков" я чувствовал, как жадно и внимательно мои американские соотечественники ко мне присматриваются... После нескольких дней пребывания в эмигрантской среде стало понятно отношение этой среды к нам, живущим в России. Это отношение с гениальной краткостью выразила тогда красавица Ирина Кулеша: "Теперь я поняла, в чем состояла промыслительная миссия нашей эмиграции: вы там разучились креститься, а мы вас этому научим".

Конечно, не все высказывались в такой откровенно обидной форме, кое-кто в Америке, наверное, знал, что в Загорске давно уже восстановлена Духовная академия с высочайшим уровнем богословских кадров. Разумеется, подоплекой этого убеждения было чувство, которое иначе как гордыней не назовешь. В Нью-Йорке я целый час беседовал с епископом Григорием (Граббе) – выдающимся богословом, бывшим когда-то юным другом митрополита Антония (Храповицкого), основателя РПЦЗ. "Владыка, – сказал я ему, – почему вы так строги к нашей Церкви, ведь она не впала ни в какую ересь, а значит, не она повинна в разделении, а политические обстоятельства? "

"Нет, – ответил архипастырь, – ваша Церковь именно впала в ересь и должна быть обвинена в расколе. Ее ересь заключается в том, что, согласно Декларации митрополита Сергия 1927 года, получается, что существуют две истины – одна евангельская, а другая большевистская. Ведь в Декларации признается правота большевиков, поддержанных народом, а они отрицают Бога".

Этот богословский тезис был для меня неожиданным, и я не мог что-то ему противопоставить. Что же сейчас, после многих лет раздумий, я мог бы ему ответить? Я много думал, и вот что получилось.

Вы знаете, кто правил Римом в тот момент, когда апостол Павел сказал своей пастве: "Подчиняйтесь всякому человеческому начальству"? Чудовище Нерон, устроивший первое гонение на христиан. Намного ли он лучше был безбожных большевиков?

Для Бога нет невозможного

СОВЕТСКАЯ власть наконец рухнула, в России началось церковное строительство, тысячи и тысячи людей потекли в храмы. Но отказаться от своих амбиций зарубежникам было не так просто, во всяком случае РПЦЗ стала открывать свои приходы на нашей территории. Туда сразу потекли карьеристы, корыстолюбцы, люди, не поладившие из-за своих грехов с родной для них Церковью. Им казалось, что в зарубежных приходах их осыпят золотым дождем, прославят как правдоискателей, будут приглашать за кордон. В общем, просили у зарубежной Церкви что-то вроде "политического убежища". В таких условиях казалось очевидным, что соединению не суждено состояться. Но оно состоялось, и это, конечно, чудо Божие.

Господь, однако, действует через людей. Здесь не перечислить всех тех, кто исполнял Его волю, но некоторые имена назвать необходимо. И, может быть, первое из них – В. Путин. Будучи по делам в Америке, он встретился с митрополитом Лавром, и за полчаса дело сдвинулось с мертвой точки. Искренность и обаяние нашего президента сломали лед недоверия, и глава РПЦЗ понял, что Церковь в России действительно свободна. А значит, настал момент, оговоренный в постановлениях РПЦЗ еще в 1970-х годах (падение в России безбожной власти), и пора соединяться. Немалую роль сыграло здесь то, что владыка Лавр увидел в Путине истинно православного человека.

Во славу Божию поработали на объединение также Патриарх Алексий II, митрополит Лавр и архиепископ Германский и Великобританский Марк. Но главным действующим лицом тут была любовь к своей родине тех, кто вынужден был ее покинуть. Она и совершила чудо: впервые за 2000 лет сатана потерпел столь жестокое поражение, да еще в тот момент, когда его торжество казалось окончательным. Как тут не вспомнить библейскую фразу: "Бог поругаем не бывает".

РЕКЛАМА