поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
08 июня 2007  распечатать

Сергей Антоненко

Подвиг воссоединения

Источник: Родина

Церковное единство – условие восстановления Русского мира

Совершившееся в мае 2007 года восстановление канонического общения в Поместной Русской православной церкви может по праву быть названо явлением Софии, действием Божественного Промысла, ставящего пределы хаосу и раздорам. Так воспринимают свершившееся верующие. Но думается, что и для людей, далеких от религии, происходившее не лишено радостного значения. Ведь так редко в "век ссор, лжи и лицемерия" – а тем более в нашем славянском доме, где, кажется, расколоты уже все горшки, – встречаются впечатляющие примеры воли к объединению, способности пожертвовать личными амбициями и пренебречь ветхими обидами!..

Что принесет воссоединение Русской церкви нашей стране и всему миру? Евхаристическое общение означает, что православные христиане России и зарубежья, прежде входившие в две разные юрисдикции, теперь смогут беспрепятственно, без ущерба для своей совести исповедоваться, причащаться, а также участвовать в других таинствах в храмах друг у друга. Оказавшись за границей, мы сможем вместе с братьями из русского рассеяния молиться и подходить к святой чаше; наши соотечественники, приезжая на родину, также не почувствуют ни малейшего отчуждения в патриарших церквях. Каноническое единство, кроме того, подразумевает вхождение Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ) – на правах широкой автономии – в состав церковно-административного организма Русской православной церкви, глава которого – Патриарх. Представители Зарубежной церкви становятся членами Поместного, Архиерейского соборов и Священного синода Русской православной церкви (и, разумеется, признают их решения для себя обязательными). Патриарх утверждает избрание Первоиерарха РПЦЗ. Для православных христиан глубокого мистического значения исполнен тот факт, что теперь все русское зарубежье будет получать святое миро от Московского Патриарха.

После исторического события, пробуждающего в памяти эпоху великих вселенских соборов, наша единая Поместная церковь становится одной из ведущих религиозных организаций в мире, а русское православие – духовной силой международного масштаба. Объединение завершает процесс преодоления Смуты XX века: корабль изгнанников, проведенный своими кормчими – церковными иерархами – сквозь все бури эпохи, ныне причалил к берегу родины. По словам выдающегося духовного деятеля зарубежья архиепископа Марка (Арндта), РПЦЗ была единственной церковной общиной рассеяния, сохранявшей верность Русской церкви.

Уврачевание церковной раны произошло благодаря удивительному "окну возможности", созданному из-за того, что Предстоятелем Русской церкви является Патриарх Алексий – "зарубежник" по рождению, духовно связанный с культурой русского рассеяния; а Предстоятелем Русской церкви Заграницей стал митрополит Лавр – представитель истертого жерновами XX века народа русинов, верный сын русской православной традиции. Воссоединение Церкви состоялось во многом благодаря импульсу, данному Президентом В. В. Путиным, выступившим представителем традиции государей – инициаторов уврачевания расколов. Президент России стал продолжателем линии императоров – Константина Великого, Пульхерии и Маркиана, Юстиниана – и других светских правителей, прославивших свое имя инициативой преодоления церковной распри.

...На праздник Вознесения Господня мы стали свидетелями и участниками чуда единения. Завершился процесс, длившийся три с половиной года, начало которому положил визит осенью 2003 года в США Президента России. 24 сентября в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялась встреча В. В. Путина с Председателем Архиерейского синода РПЦЗ митрополитом Нью-Йоркским и Восточно-Американским Лавром. От своего имени и от имени Патриарха Президент пригласил владыку Лавра посетить Россию. В свидетельствах об исторической инициативе отмечалось, что в Президенте Путине наследники белой эмиграции увидели не последователя богоборцев-большевиков, ради прагматических целей носящего ризы "демократа", а человека, искренно преданного России, православного христианина, совершающего служение своему народу.

В ноябре того же года состоялась первая официальная поездка в Россию делегации РПЦЗ. Делегацию возглавлял архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) – немец по рождению, сознательно принявший православие, пастырь, обладающий кристально ясным каноническим мышлением, твердый ревнитель русской богослужебной традиции. В декабре того же года владыка Марк был назначен главой созданной по решению зарубежного Архиерейского собора комиссии для обсуждения вопросов, препятствующих объединению. В том же месяце подобную комиссию, под председательством архиепископа Корсуньского Иннокентия, создал и Священный синод Московского патриархата. В мае 2004 года, во время первого официального визита Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в Москву было решено, что комиссии приступят к совместной работе.

С июня 2004-го по октябрь 2006 года комиссии провели восемь совместных заседаний, половина из которых состоялась в Москве, а остальные – в разных странах русского рассеяния: Германии, Франции, США. Работа комиссий стала настоящим каноническим свершением: были обсуждены вопросы, на протяжении десятилетий вызывавшие горечь и раздражение у обеих сторон, и выработаны взаимоприемлемые решения. Среди основных тем диалога: определение статуса Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части единой Поместной церкви, прославление мучеников, отношения Церкви и государства, православия и инославия, проблема экуменизма... По признанию архиепископа Марка, "исходные позиции были порой диаметрально противоположными, и все же мы смогли выработать общий язык".

Важнейшей вехой, определившей стремление подавляющего большинства русской эмиграции к церковному воссоединению с Отечеством, стал IV Всезарубежный собор, происходивший в мае 2006 года в Сан-Франциско. После принципиального одобрения им курса на единство Русской церкви соответствующие решения, серьезно продвинувшие вперед процесс сближения, были выработаны очередным зарубежным Архиерейским собором... Зримым символом грядущего единства стал совместный проект Берлинско-Германской епархии Зарубежной церкви и Ставропольской и Владикавказской епархии Московского патриархата по возведению монастыря и реабилитационного центра в Беслане. Сложная и деликатная работа комиссий находилась под пристальным вниманием прессы. Наш журнал также обращался к теме церковного диалога: интервью митрополита Лавра было опубликовано в N 3 за 2007 год.

1 ноября был опубликован подготовленный комиссиями и одобренный обоими Синодами проект Акта о каноническом общении, согласно которому Зарубежная церковь, не теряя самоуправления, признается неотъемлемой частью Поместной русской церкви под омофором Патриарха Московского. Акт был принят митрополитом Лавром "купно с членами Архиерейского синода" 18 апреля 2007 года в Нью-Йорке и Патриархом Алексием II "купно с членами Священного синода" 16 мая 2007 года в Москве.

Наконец, настало 17 мая – день Вознесения Господня, праздник воссоединения братьев, разделенных страшным XX веком. Автору этих строк довелось находиться в числе журналистов, приглашенных на торжественную церемонию... Стояло свежее весеннее утро, столица была словно умыта легким дождиком. Нельзя было не ощущать особого трепета, поднимаясь под начинающийся колокольный перезвон по ступеням храма Христа Спасителя, приближаясь к размещенным на его стенах скульптурным фигурам святых хранителей Отечества. Вознесенный из небытия храм – не только живое подтверждение избывания Россией смуты, но и знак замыкания круга истории. Ведь именно в храме Христа Спасителя в 1917 году проходили заседания Поместного собора, избравшего патриарха Тихона – последнего Предстоятеля Русской церкви, необходимость верности заветам которого не вызывала сомнений ни у Патриархата, ни у зарубежья.

Для торжества подписания акта было разработано специальное чинопоследование, которое включало в себя такие моменты, как прибытие в храм вначале митрополита Лавра, затем патриарха Алексия, встречаемых священнослужителями Московского патриархата и Зарубежной церкви; прочтение Патриархом особой молитвы за Церковь Русскую, "в годину лютую скорби великия претерпевшую и сонмы мученик явившую". Словами молитвы возрождение утраченного единства вверяется Господу: "Благослови благое намерение наше и дело единения Церкве к славе Твоей Сам соверши".

Далее секретари обеих комиссий огласили текст постановлений Синодов об утверждении Акта о каноническом общении, после чего протодиакон с амвона зачитал сам акт. Наступил самый волнующий момент церемонии. У отверстых алтарных врат Святейший Патриарх и высокопреосвященный митрополит поставили свои подписи под историческим документом. Затем Патриарх обратился к своему собрату с древним апостольским приветствием: "Христос посреди нас!" "И есть, и будет!" – последовал ответ... После возглашений многолетия святители обменялись речами. Затем Патриарх обратился с приветствием к присутствовавшему в храме Главе Государства Российского.

В ответ Президент России выступил с поздравлением, в котором, в свойственной ему краткой и выразительной манере, отметил: "Подписание Акта о каноническом общении знаменует собой не только восстановление единства Русской православной церкви, это – событие поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения. Церковное разделение возникло в результате глубочайшего политического раскола самого российского общества. Вследствие ожесточенного противоборства сторон, прежде всего в Гражданской войне. И сейчас, спустя десятилетия разобщенности, можно утверждать: в этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и недоверия. Проиграло российское общество в целом. Возрождение церковного единства – это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего Русского мира, одной из духовных основ которого всегда была православная вера".

После подписания Акта о каноническом общении началась праздничная литургия, которая стала первым совместным богослужением членов теперь уже целостной Церкви – воплощением не только церковно-юридического, но и таинственного, мистического аспекта вновь достигнутого единства.

"Вечеря любви" завершилась причащением из одной чаши духовенства Русской церкви из разных стран, происходившим по пасхальному чину, при открытых вратах алтаря... Многие свидетели торжества не могли сдержать своих чувств, и у многих увлажнились глаза в тот момент. После окончания литургии Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским Словом: "Сегодня радуется и ликует весь сонм Новомучеников и Исповедников Российских – плод красный спасительного сеяния Господа нашего, взирая на чад Русской церкви, вновь объединенных вокруг Патриаршего престола святителей Московских... Исцеляется наш народ, восстанавливается его связь с духовными истоками Святой Руси".

Каждое из событий тех незабываемых дней открывается как бы в нескольких измерениях, имеет духовно-символический и социально-нравственный смысл. Литургическая программа включала совместное богослужение 19 мая в новопостроенном храме на Бутовском полигоне, на символической Голгофе Русской церкви и российского народа, и воскресную праздничную литургию 20 мая в Успенском соборе Кремля – в сердце русского православия, месте венчания на царство православных государей и упокоения предстоятелей Церкви. Зарубежное духовенство после службы имело возможность поклониться мощам святителей московских. 18 мая паломническая делегация Зарубежной церкви посетила духовную столицу православия – Троице-Сергиеву лавру. 19 мая прием в царственных стенах Грановитой палаты дал Президент России.

На итоговой пресс-конференции, завершившей радостный, но и многотрудный день 17 мая 2007 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предостерег от "триумфалистского" восприятия свершившегося: воссоединение не означает автоматического решения всех проблем, с которыми сталкивается Церковь в своем свидетельстве; состоявшееся следует воспринимать с великим смирением, ибо Господь провел Церковь через опыт уничижения, показывая, как не хватает сил человеческих для того, чтобы сохранить единство и любовь друг к другу. Очерчивая круг вопросов для сотрудничества воссоединенной Церкви, владыка Кирилл назвал формулирование соборного подхода в отношении иных религий, подготовку документа по свободам и правам человека, контакты со старообрядчеством. Архиепископ Марк среди сфер, в которых может быть полезен обмен опытом между двумя частями Русской церкви, обозначил соприкосновенне с инославным и иноверным окружением, воспитание детей в многоконфессиональном, плюралистическом обществе.

В заключение владыка Кирилл обрисовал горизонты деятельности Церкви, ее приоритетные задачи: "Все больше и больше людей должны мотивировать свои поступки христианскими идеями. Если вера станет частью процесса принятия решений в личной, семейной и общественной жизни, тогда мы сможем говорить о христианизации нашего народа. Тогда мы сможем быть абсолютно уверены в том, что революций больше не будет, что не будет гражданских потрясений и кризисов, не будет разрушения собственной страны, не будет уничижения России, что мы не повторим трагических ошибок XX века"....

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Диалог РПЦ с Русской Зарубежной Церковью

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты