поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
13 августа 2007  распечатать

Татьяна Кириллина

В Феодоровском соборе Петербурга прошла встреча памяти митрополита Сурожского Антония (Блума)

Источник: Вода живая – Официальное издание Санкт-Петербургской епархии РПЦ

4 августа исполнилось четыре года со дня смерти митрополита Сурожского Антония (Блума, (1914-2003)). 5 августа в храме Феодоровской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, состоялась встреча с режиссером Валентиной Матвеевой, создателем серии фильмов "Апостол любви" о владыке Антонии (интервью с Валентиной Ивановной см. в восьмом номере журнала "Вода живая").

Открывая встречу, Валентина Матвеева сказала, что и богослужение, и отношения между собой прихожан Феодоровского собора напоминают ей о храме Успения Божией Матери в Лондоне, настоятелем которого был владыка Антоний. Далее был показан фильм из серии "Апостол любви" под названием "Выбор пути".

После просмотра Валентина Ивановна ответила на вопросы присутствующих.

– Валентина Ивановна, почему владыку Антония отпевал именно митрополит Минский и Слуцкий Филарет?

– У владыки Антония в России среди митрополитов были два больших и верных друга – это владыка Филарет (Вахромеев) и митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Когда владыка Антоний ушел от нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил митрополита Филарета отпевать владыку Антония, а митрополита Владимира в Англию не послали, потому что незадолго до этого он перенес инсульт и говорил с трудом. Митрополит Филарет в 1960-е годы, в бытность ректором Московской духовной академии, взял на себя смелость пригласить владыку Антония читать лекции. Мое-то поколение помнит, а молодые вряд ли, что такое были 1960-е годы, время хрущевских гонений на Церковь. Хрущев почему-то ненавидел Церковь и все обещал "показать последнего попа по телевизору". Мы знаем о сталинских репрессиях, а об этом времени – почти ничего, потому что все документы закрыты, их откроют только через 70 лет. В те времена прихожане могли вечером уйти из храма, а утром прийти – храма нет, разобрали. Устраивались провокации – во время крестного хода на Пасху в Александро-Невской лавре на деревьях вокруг Свято-Троицкого собора сидели голые девицы, а в Киеве безбожники пытались внести голую женщину в храм. В такие времена приглашать церковного деятеля из-за рубежа было просто опасно. Владыке Антонию запрещено было проповедовать в храме, поэтому желающие послушать его собирались на квартирах, ночью. В обыкновенные малогабаритные квартирки набивались по пятьдесят-сто человек. Рассказывают, что когда владыке Антонию из-за болей в спине – он всю жизнь от этого страдал – было невмоготу ни стоять, ни сидеть, он ложился на пол, и все из уважения к нему тоже ложились...

– Бывал ли митрополит Антоний в России после перестройки?

– Нет. Последний раз он приезжал в 1990 году, а в нашем городе был в 1982-м, служил в нескольких храмах.

– Расскажите, чем живет лондонский приход сегодня.

– О современной жизни прихода говорить не буду, потому что я ее не знаю. Давно не была в Лондоне, но, даже если после смерти владыки там есть какие-то трудности, я верю, что все образуется.

– Были ли в Лондоне случаи перехода в Православие священников других конфессий?

– По-моему, один такой случай был, но точно сказать не могу. Наверняка знаю, что сейчас пустующие англиканские храмы отдаются Православной церкви, причем безвозмездно. Потому что если в храме служат, то он не разрушается. Помните, у Арсения Тарковского: "Живите в доме, и не рухнет дом"? Вот фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре разрушаются, потому что нет церковной службы. Это даже ученые признали.

– Часто ли владыка Антоний объезжал епархию?

– Раз в год все священство и все прихожане епархии собирались в одном из городов на конференцию, которая шла четыре дня. Там читали и богословские доклады, и доклады о церковной жизни. В последние годы владыка вряд ли ездил по приходам – здоровье не позволяло. Своей машины у него никогда не было, а каждый раз договариваться с кем-то было хлопотно. А в молодые годы он, конечно, ездил по приходам – он же сам их обустраивал.

– Каков был взгляд владыки на необходимость катехизации?

– Желающих принять Православие владыка раньше чем через полгода до Крещения не допускал. А бывало, что и через год. Особенно это касалось тех, кто переходил из Англиканской церкви. Каждый четверг или сам владыка, или кто-нибудь из клириков проводил беседы с оглашаемыми.

– Была ли в приходе воскресная школа?

– Специального помещения у воскресной школы не было. Но по выходным дням в храме яблоку упасть было негде – везде занимались с детьми. У меня есть запись – одна мать ведет занятия по Закону Божию для самых маленьких... Были там группы и русские, и английские, и смешанные.

– Какие были отношения между владыкой Антонием и представителями РПЦЗ в Лондоне?

– Поначалу к нему относились очень плохо, называли даже посланцем сатаны. Потом стали терпимее, но тесных отношений не было.

– Валентина Ивановна, Вы несколько раз произнесли "митрополит СурОжский", а многие говорят "СУрожский". Так как же правильно?

– Правильно – "СурОжский". Владыка Антоний в одном из фильмов рассказывает, как получил этот титул. Когда он стал митрополитом, сначала решили называть его "митрополит Лондонский". Владыка спросил Лондонского епископа Англиканской церкви, как он к этому относится. Тот ответил, что это не очень хорошо, будет путаница. Стали думать. Сделать титулом название одного из районов Лондона – рискованно. В Париже одному иерарху дали титул по названию парижского квартала, а потом оказалось, что у этого квартала... не лучшая репутация. Тогда решили дать название русской епархии, которая прекратила свое существование. Был такой русский город – СурОж, куда первым дошло Православие из Византии. Сейчас этот город называется Судак.

– Почему Вы назвали свои фильмы "Апостол любви", а не, к примеру, "Современный апостол любви"?

– Название не я придумала. Так владыку Антония назвал в некрологе протоиерей Николай Ведерников, близко его знавший.

– На какую аудиторию рассчитаны Ваши фильмы?

– Все-таки – на подготовленных православных. В принципе, и человек нецерковный может ими заинтересоваться, но это скорее исключение: вера – призвание, и если человек не призван, он попросту ничего не воспримет. Бессмысленно же объяснять "подписантам" Алферову и Гинзбургу, в чем они не правы. Как-то меня пригласили на передачу "Принцип домино", и оппонентом у меня был... патологоанатом. Это был совершенно упертый человек, его невозможно было ни в чем убедить. Я ему: "Но ведь иконы мироточат!" А он: "Их на ночь опускают в постное масло". Ну что тут сделаешь! Я человек не слишком находчивый, к тому же это был прямой эфир. Потом-то мне пришел в голову хороший ответ. Я вспомнила, как архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) безбожники говорили, что при вскрытии, дескать, никакой души не обнаруживается. Владыка Лука на это ответил, что, будучи хирургом, много раз вскрывал черепную коробку, и никакого ума там тоже не нашел.

– Некоторые церковные деятели обвиняют владыку Антония в экуменизме и даже в положительном отношении к прерыванию беременности ...

– Совершенная чушь. Владыка Антоний не уставал говорить, что аборт – убийство, что душа младенца зарождается в момент зачатия, поэтому не может существовать никаких "допустимых сроков". Он говорил только, что если во время родов создается угроза жизни и матери, и ребенка, то прежде надо думать о том, как спасти жизнь матери. И об экуменизме владыка высказывался однозначно: епархия, несмотря на многонациональность, принадлежит Русской Православной Церкви. Да, он пускал в храм грузин, потому что у них не было своего помещения. Предоставил им комнатку для воскресной школы, и еще разрешил грузинским священникам исповедовать своих прихожан – и все. На 40-летие его хиротонии в храм Успения Божией Матери пришли священники других конфессий, но они не участвовали в богослужении – просто поздравляли его.

Конечно, рамки встречи были шире, чем просто ответы на вопросы. Валентина Матвеева много рассказывала о жизни владыки Антония. Оказывается, у него не только не было машины – квартиры тоже не было. Лишь под конец жизни появилась в храме небольшая каморка. Он был рад, что наконец-то живет в собственном углу, и, выходя, всегда с удовольствием говорил кому-нибудь: "Как у Христа за пазухой!". "В свое жилище он никого не пускал, – рассказала Валенитина Матвеева, – Мы вошли туда только после его смерти. Обстановка была очень скромная. В спальне снимать я не отважилась – говорят, что там стояла железная кровать, покрытая солдатским одеялом, а на полу лежала циновка, и владыка спал в основном на этой циновке. Да что квартиры – кабинета у него тоже никогда не было. Для фильмов нужно было создать иллюзию кабинета – он садился за стол, и я просто вешала на заднем плане старую занавеску".

Валентина Ивановна много говорила о будущем своем фильме – "Встречи в России", посвященном поездкам владыки Антония в Советский Союз. Фильм уже смонтирован, но к нему пока не написана музыка. А использовать готовую музыку нынче нельзя: "Союз композиторов строго следит за тем, чтобы не нарушалось авторское право. А вот те, кто снимает фильмы, ничего не могут сделать с пиратами. В Екатеринбурге часто показывают мои фильмы. Я позвонила на канал, который их крутит, и говорю: "Я такая-то, вы мои фильмы показываете". – "Ой, у нас нечем платить". – "Да я не об этом. Дайте мне телефон тех, кто предоставляет вам эти копии – они очень плохого качества, я лучше передам им хорошую копию, и абсолютно бесплатно". Молчат. Так что на екатеринбургском телевидении продолжают показывать мои фильмы в очень некачественных копиях. Ну, ладно. Пираты восполняют недостаток тиража – и слава Богу!".

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Антоний Сурожский (Блум)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты