Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_44423.html


15 августа 2007

Кирилл Бенедиктов

Кто в России боится ОПК?

Круглый стол в "Политическом Журнале"

Во вторник в "Политическом Журнале" прошел круглый стол, посвященный проблемам, связанным с введением в школьный курс предмета "Основы православной культуры". В круглом столе принимали участие известные политологи и журналисты.

Открывая дискуссию, главный редактор "Политического Журнала" Петр Акопов заметил, что, на его взгляд, речь идет о гораздо более серьезных вещах, нежели введение еще одного школьного предмета. Речь идет, по сути, об историческом выборе будущего России, и дискуссия об ОПК – лишь первая среди тех, которые неизбежно будут происходить в обществе по вопросу о том, куда идет Россия. Будет ли Россия бездуховным сырьевым придатком технологической и утилитарной западной цивилизации, или все же сумеет выстроить свою собственную цивилизационную модель, опирающуюся на традиционные, исторические культурные и религиозные ценности.

Против введения ОПК выступают как либералы, так и часть национальных диаспор. Однако многие мусульмане, по словам Акопова, не против введения ОПК, так как рассчитывают, что им будет предоставлена аналогичная возможность изучения в школе основ ислама. Также против ОПК выступает Запад во всех его ипостасях.

За те 15 лет, что идет дискуссия о введении ОПК в школах, никакого общественного действия, связанного с православием, не было. Все, что делалось, делалось Церковью, но страна в целом, общество, государство (если не считать отдельных инициатив президента) не предпринимала никаких осознанных шагов, направленных на укрепление православия в России. "Введение ОПК может стать первым таким шагом, показывающим, что мы – русские, мы – православные, мы не боимся в собственной стране преподавать свою историю", – заявил Петр Акопов.

Лауреат премии Президента РФ в области образования, член коллегии ЛФГ "Бастион", Дмитрий Володихин в своем выступлении затронул цивилизационные аспекты рассматриваемой проблемы. С точки зрения Володихина, Россия – основная территория самостоятельной цивилизации, которая в перспективе должна стать самодостаточной. Она была таковой на протяжении многих веков, однако впоследствии эта самодостаточность была утрачена и в значительной степени лишилась идентифицирующих моментов. Важнейшим идентифицирующим моментом является православное вероисповедание. Ни одна цивилизация не может существовать, не имея сверхценности, не имея религиозной доминанты. Для России такой доминантой должно стать православие.

Модный в последнее время мультикультурализм, равноправное отношение ко всем верам, ко всем культурам, присутствующим на большом имперском пространстве, ведут лишь к тому, что та культура, то вероисповедание, или то агрессивное отрицание каких-либо вероисповеданий, наиболее активно навязывающее свои правила игры, становится доминирующим. По мнению Володихина, мультикультурализм на равноправных основах невозможен, да и не нужен. Необходимо официальное выдвижение православия на роль доминирующей конфессии в России.

В связи с этим необходимо широчайшее распространение ОПК, выпуск качественных учебников, хрестоматий, справочных пособий, энциклопедических изданий электронных игр, баз данных, которые могли бы способствовать качественному ведению педагогического процесса в школах.

Володихин подчеркнул, что с его точки зрения, аргумент, который звучит достаточно часто – якобы преподавание православной тематики в школах научит детей ненавидеть православие, поскольку они ненавидят все школьные предметы, неправомерен. Дело в том, что на этой стадии почти любая учеба проходит через принуждение, однако обойтись без нее невозможно. Из-за того, что ребенок не любит физику, литературу или уроки труда, их никто не отменяет. Другое дело, что перед православной общественностью и для

РПЦ встает задача приложить максимум усилий, чтобы учебный процесс в данном случае был максимально легок и интересен для детей.

В России сейчас мало задач, которые были бы столь же важны, подчеркнул Володихин.

Писатель и политолог, член Координационного Совета Лиги Консервативной Журналистики Кирилл Бенедиктов остановился на некоторых практических аспектах проблемы. По мнению Бенедиктова, решение вопроса о введении ОПК в список школьных предметов на федеральном уровне возможно лишь в следующем политическом цикле, который начнется после выборов президента РФ в марте 2008 г. Необходимым условием для введения ОПК является смена министра образования, который является одним из наиболее последовательных противников этого нововведения.

Введение ОПК как первый шаг на пути возвращения к своим традиционным корням абсолютно необходимо. Без этого Россия очень скоро окажется в ситуации, с которой уже вплотную столкнулись многие западноевропейские страны и вот-вот столкнутся США – ситуации противостояния светского государства и объединенных религиозной идентичностью агрессивных мусульманских общин. Религиозной пассионарности светское государство адекватно противостоять не может. Чем скорее будет преодолен в России драматический раскол между церковью и государством, тем более подготовленной выйдет Россия к рубежу "столкновения цивилизаций", первые признаки которого проявились в чеченском терроризме конца 90-х – начала 2000-х, терактах 11 сентября 2001 года и столкновениях на парижских улицах.

Введение ОПК в школах, по мнению Бенедиктова, поможет решить и еще одну крайне актуальную для нынешней России задачу – а именно, задачу максимально безболезненной культурной адаптации мигрантов. В условиях растущей миграции в Россию из ряда бывших союзных республик, а также Китая, введение ОПК для всех без исключения школьников России может стать хорошим подспорьем для включения детей мигрантов в русский историко-культурный и религиозный контекст. Тем более, что история России знала множество случаев, когда переходившие на службу русскому царю представители других национальностей принимали православие и начинали идентифицировать себя, как русских.

Глава православного электронного ресурса "Правая.Ру" Илья Бражников, заверив собравшихся в том, что он является горячим сторонником введения православных дисциплин в школе, выступил с "критикой справа" проекта введения ОПК в школах. С точки зрения Бражникова, крайне неудачным является и само название ОПК, вызывающее ассоциации с такими школьными предметами, как НВП, УПК и т.д. Однако самое важное – то, что позиционирование ОПК как культурологического предмета, является недопустимой уступкой либеральным противникам православия. "Они спят и видят, чтобы это страшное православие, которого они боятся как огня, превратилось бы в такую безопасную культурку", – заявил Бражников. Культурология безопасна для либералов, в отличие от изучения основ религии, поскольку, по выражению Бражникова, переводит духовную вертикаль в социальную горизонталь. В отличие от протестантизма, введению основ которого в школьные программы отечественные либералы были бы, по мнению Бражникова, только рады, православие принципиально не вписывается в формат либерально-демократического государства. Между ними существуют принципиальные, неснимаемые противоречия и их сосуществование может окончиться только поглощением одного другим. Либо светское либерально-демократическое государство поглотит православие и сделает его безболезненным и безопасным, в виде той же культурологии, либо церковь, пытаясь приспособиться к нему, может сама демократизироваться и либерализироваться, как это произошло с католицизмом, не говоря уже о протестантизме.

Бражников обратил внимание собравшихся на явный недостаток ресурсов, которые можно будет задействовать для популяризации православия в обществе в целом. 15 тысяч священников и 150 иерархов – недостаточно для того, чтобы осуществить настоящую православную революцию в обществе.

Это утверждение Бражникова вызвало оживленную дискуссию. Ряд выступавших сослался на курсы катехизаторов, открывающиеся в последнее время по всей стране. С точки зрения Дмитрия Володихина, готовят на этих курсах очень неплохо и ресурс для возрождения православия в России, безусловно, есть.

Кроме того, Илья Бражников считает неправильным введение одного конкретного школьного предмета, посвященного изучению основ православия. "Это все равно будет десятый по значимости предмет после русского языка, алгебры, и даже физкультуры", – предостерег он. Бражников сослался на опыт советского периода, когда в списке школьных предметов отсутствовал предмет "основы марксистско-ленинской философии", однако все обучение было буквально пропитано духом господствующей в стране идеологии. По мнению Бражникова, православие должно стать своего рода незримым центром всей школьной программы, а его влияние должно ощущаться во всех предметах – от биологии до физики. "Православие – это не предмет, а среда, которая русского человека постепенно делает русским человеком", – заявил Бражников.

Координатор общественного движения "Народный собор" Олег Кассин заявил, что для него не стоит вопрос, вводить или не вводить ОПК в школах. "Безусловно, нужно вводить ОПК. Что плохого, если детям в школах будут давать первоначальные понятия о добре и зле, о заповедях?" – задал вопрос Кассин.

В качестве примера он упомянул о своем диалоге с муфтием, членом Общественной палаты. "Когда он начал рассказывать, как в одном из регионов русские подростки убили мусульманского юношу, я ему ответил – вот что значит отсутствие ОПК в школе. Если бы у этих ребят было бы сформировано правильное православное представление об отношении к другим людям, подобные вещи не происходили бы. На этом дискуссия прекратилась, поскольку муфтий не нашелся, что возразить", – сказал Кассин.

По словам Кассина, за последние 15 лет торжества либерализма в России только РПЦ противостояла натиску чуждых русской культуре ценностей. Но 15 лет экспансии не прошли бесследно для страны. "Сейчас ситуация катастрофическая. Как минимум одно поколение мы уже потеряли. Необходимо предпринимать экстраординарные меры, чтобы предотвратить процесс дальнейшего разложения общества. Здесь огромную роль должно сыграть введение ОПК в школе", – считает Кассин.

РЕКЛАМА