поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
20 августа 2007  распечатать

Олег Недумов

Главная задача Церкви сегодня ― воцерковление православного народа

На вопросы "Религии и СМИ" отвечает епископ Саратовский и Вольский Лонгин

– Ваше Высокопреосвященство, Саратовская епархия выпускает журнал "Саратовские епархиальные ведомости", который затрагивает не только епархиальную жизнь, но и самые широкие проблемы современности. Как в этом издании удается находить православный поход к столь сложным и неоднозначным темам?

– Я бы сказал, что мы еще только ищем этот подход. Что-то удается, что-то не вполне. Пока издание является ежеквартальным, увидели свет всего три номера журнала. О том, что процесс поиска идет активно, свидетельствует хотя бы тот факт, что первые два номера журнала вышли под названием "Саратовские епархиальные ведомости" с подзаголовком "Православие и современность", а уже в третьем номере они поменялись местами, название "Православие и современность" стало основным.

Думаю, что подобные тенденции характерны сегодня для многих церковных средств массовой информации. Они ищут выход из того изолированного пространства, в котором оказались в силу многих исторических причин, ищут язык для адекватного разговора с современным обществом, с современным миром. Нам нельзя жить замкнутой, "параллельной" жизнью, но при этом нельзя и приспосабливаться к миру, заискивать перед ним, говоря, что вот, посмотрите, как здорово ― мы верим в Бога, но мы такие же, как и вы...

Необходимо найти язык, на котором можно говорить с миром о вещах, миру иноприродных ― о слове Божием. Церковные СМИ должны откликаться на все, что происходит вокруг нас, но при этом давать всем событиям православную оценку, более того ― приучать к этой оценке окружающий нас мир. Современному обществу пора осознать и привыкнуть к тому, что, помимо оценок общепринятых, навязываемых светской прессой, есть еще точка зрения, основанная на истине Евангелия, религиозном знании о мире и человеке. Именно по этому пути идут сегодня многие православные издания.

– В разные периоды истории Русская Церковь оказывалась перед различными вызовами. В советский период это был государственный атеизм, в постсоветский – религиозные секты. Что, на Ваш взгляд, является наиболее актуальной для РПЦ проблемой в настоящее время?

– Самая главная задача Церкви сегодня ― это воцерковление православного народа. Если эта проблема будет решена, решатся и прочие, в том числе, и те, о которых вы говорите: и государственный атеизм, отголоски которого слышны и в настоящее время, и распространение сектантских учений.

Дело в том, что любые секты ― это суррогат религиозности. Человеческая душа по природе своей религиозна. Она ищет Бога, и когда по какой-либо причине не находит здравого подлинного церковного учения, начинает утолять голод, питаясь различными суррогатами. Что же касается атеизма, то эта идеология никогда в истории не играла какой-либо значительной роли в обществе без государственной поддержки и топора палача, который за ней стоял (вспомним Великую французскую революцию, Октябрьскую в России, события в Мексике в 1930-е годы ХХ века). Да, атеисты были, есть и будут. Но чаще всего атеизм для человека ― это просто способ успокоить совесть, заглушить ее голос, потому что совесть ― это закон Божий, вложенный в сердце человека, и она часто обличает, тревожит, заставляет сердце болеть, искать ответы на самые важные, но неудобные вопросы.

Проблема воцерковления народа решается постепенно. Основные пути ее решения ― строительство православных храмов, так, чтобы они были доступны всем, и воспитание кадров, духовенства ― духовенства самоотверженного, которое не боится полностью отдавать себя своему служению, для которого духовное просвещение народа станет жизненной целью.

– Сейчас идет много споров о причинах демографического кризиса в нашей стране. Что Вы думаете об этом и что нужно сделать, чтобы преодолеть этот кризис?

– Если перефразировать классика, кризис в данном случае ― в головах. Поскольку современный человек воспитывается на принципах гедонистических, ему с младенчества внушают, что главный жизненный принцип ― "Бери от жизни все", рождение и воспитание детей становится для него жертвой, которую он не может и не хочет приносить. Ведь подвиг родительский ― это подвиг жертвенный. Человек, приученный только брать, не умеет отдавать. Наоборот, он живет с таким чувством, что все вокруг него ему что-то должны.

Те шаги, которые предпринимаются государством для "экономического" стимулирования рождаемости, очень важны. Но посмотрите: в тех семьях, которые считаются достаточно обеспеченными, даже богатыми, редко бывает больше одного-двух детей. Поэтому я убежден, что без религиозной мотивации эта проблема не может быть решена. Таким образом, снова приходится возвращаться к проблеме воцерковления. Жизнь в Церкви, участие в таинствах помогает человеку многое осознать и глубоко прочувствовать, в том числе и ту простую истину, что ребенок ― это дар Божий, что жизнь человека бесценна потому, что каждый человек для Бога безмерно дорог и любим Им.

– В последнее время появляется все больше сообщений о межнациональных столкновениях в России, в которых есть и религиозная составляющая. В чем, на ваш взгляд, причина таких обострений? Можно ли в нашей стране реализовать такую модель межнациональных отношений, которая позволила бы избежать серьезных конфликтов между различными народами?

– Причин таких обострений очень много. Я думаю, что религиозная составляющая в подобных случаях минимальна. Пока все-таки, по милости Божией, в нашей стране межрелигиозных конфликтов не было и нет. Есть отдельные люди, которые хотят прославиться в качестве политических деятелей, хотя формально они считаются деятелями религиозными, поэтому время от времени они выступают с какими-то экстремистскими призывами, критикой власти и других религий. Примеры у всех на слуху. Но пока они все-таки не имеют большой популярности и, будем надеяться, не будут ее иметь и в дальнейшем.

И в этом случае, я думаю, всеобщее религиозное воспитание могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую должна занимать вера в Бога, чтобы ее не заменяли всякого рода псевдорелигиозные суррогаты. В том числе ― политизированные идеологии, прикрываясь которыми кто-то пытается решить свои собственные политические и коммерческие проблемы.

История показала, что в России "модель межнациональных отношений, которая позволила бы избежать конфликтов" может быть только одна ― сильная государственная власть, которая добросовестно исполняет свои обязанности по отношению к обществу и потому может на поддержку этого общества опираться.

– В России уже давно идут споры по поводу введения в школах Основ православной культуры. Должен ли, на Ваш взгляд, такой предмет присутствовать в учебной программе и в каком виде – как факультативный или обязательный?

– Действительно, дискуссия о преподавании "Основ православной культуры" проходит в прессе, в обществе достаточно давно ― уже в течение нескольких лет, и за это время спорящие, и сторонники, и противники ОПК исчерпали все существующие доказательства. Повторять их не имеет смысла. Лично я считаю, что этот предмет должен присутствовать в учебной программе, в оптимальном случае ― как обязательный.

Справка

Епископ Лонгин (Корчагин Владимир Сергеевич) родился 31 июля 1961 г. в Сухуми, в семье служащих.

В 1977 г. окончил среднюю школу, в этом же году поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского государственного университета.

С октября 1983 по май 1985 г. служил в рядах Вооруженных Сил. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1986 г. пострижен в монашество с именем Лонгин, в честь мученика Лонгина Сотника. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1988 г. – во иеромонаха.

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был принят в Московскую духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Болгарию, в Софийскую духовную академию св. Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русской церкви святителя Николая в Софии.

15 декабря 1992 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

В 1994 г. возведен в сан игумена.

В 2000 г. возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 г. назначен епископом Саратовским и Вольским. 26 августа 2003 г. епископ Лонгин вступил в управление Саратовской епархией.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Олег Недумов

сюжеты:

Архипастыри о Церкви, людях и стране

персоналии:

Митрополит Лонгин

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

03.07.2020

РПЦ: голосование показало, что большая часть общества нравственно здорова

Александр Щипков: три года назад турецкие власти не рискнули бы выставить Святую Софию на политические торги

Церковный суд лишил сана схиигумена Сергия

02.07.2020

Муфтий Таджуддин предлагает сделать Святую Софию единым домом молитвы для мусульман и христиан

Издательство Московской Патриархии реализует проект "Лето – время читать"

В ФЕОР считают, что мир еще оценит важность поправки о браке как союзе мужчины и женщины

01.07.2020

Щипков: депутат предложил прямое вмешательство государства в жизнь Церкви

Всеукраинский крестный ход ко Дню Крещения Руси в этом году не состоится из-за карантина

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты