поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
04 сентября 2007  распечатать

Афанасий Николаев

Современная религиозная ситуация в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы

История одного "скандала", или как провоцируют конфликты на религиозной почве

В конце 2006 г. – начале 2007 г. в некоторых российских и якутских интернет-изданиях и газетах появились материалы, связанные с якобы возникшим в это время "конфликтом" неопротестантских религиозных организаций республики и представителей органов власти республики. Хронология событий этого "конфликта" такова.

24-25 октября 2006 г. в г. Якутске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона".

31 октября 2006 г. руководители централизованной религиозной организации (ЦРО) "Ассоциация Церквей Евангельских Христиан" (АЦЕХ) Якутии М.Трубчик, ЦРО "Совет Церквей Христиан Веры Евангельской" Якутии В.Федосеенко, "Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня" г. Якутска М.Авраменко, регионального объединения "Российской Церкви Христиан Веры Евангельской" Д.Петров направили в адрес президента РС(Я) В.А.Штырова обращение, в котором выразили обеспокоенность в связи с проведением этой конференции, что такого рода мероприятия, по их мнению, "сеют зерна ксенофобии и религиозной нетерпимости".

27 ноября 2006 г. Департаментом по делам народов и федеративным отношениям (ДДНФО) РС(Я) был направлен официальный ответ представителям этих религиозных организаций.

5 декабря 2006 г. в г. Якутске состоялась плановая проверка ЦРО АЦЕХ Якутии представителями Управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) по РС(Я). Представители УФРС по РС(Я) пригласили, в соответствии с соглашениями о сотрудничестве между УФРС и УФСБ, УФРС и ДДНФО, в качестве наблюдателей представителей этих организаций. Это вызвало недовольство со стороны представителей АЦЕХ. Во избежание конфликта представители УФСБ и Департамента не стали настаивать на участии в этом мероприятии и ушли.

6 декабря 2006 г. на сайте Славянского правового центра (СПЦ) было опубликовано интервью заместителя председателя АЦЕХ Якутии В.Никоненко. В нём он обвинил представителей Департамента и УФСБ по РС(Я) в попытке незаконной проверки своей организации. Никоненко также связал сам факт этой проверки с их обращением на имя президента РС(Я) В.А.Штырова от 31.10.2007 г. и заявил, что представитель УФСБ якобы угрожал им. Никоненко отметил, что представители органов власти республики, якобы, "не пытались наладить отношения с руководством Ассоциации..., что лишь недавно лидеры протестантских церквей узнали о существовании Комиссии по вопросам религиозных объединений (КВРО) РС (Я)".

14 декабря 2006 года в интернет-издании "В Якутии.ру" было опубликовано "интервью" со мной с комментариями к этим событиям, хотя никакого интервью для этого издания я не давал. В своих комментариях к этому несуществующему "интервью", в поисках сенсации, скандальности, автор публикации Е.Тихонова договорилась до предположения о том, что этот "религиозный скандал" якобы был связан с главным политическим вопросом года республики, выборами Президента РС(Я).

15 декабря в газете "Якутск вечерний" была опубликована статья под броским названием "ФСБ проверяет церкви". Религиозный скандал в Якутии". В ней с присущим этому "жёлтому изданию" стиле живописались страдания несчастных верующих. Причины этого "скандала" журналисты этого издания увидели в невежестве и некомпетентности якутских чиновников.

18 января 2007 г. на сайте СПЦ было опубликовано новое интервью В.Никоненко. В ней он обвинил КВРО РС (Я) в ксенофобии и разжигании ненависти, что её представители "заняли агрессивную позицию в отношении всех религиозных меньшинств региона". Причём Никоненко заметил, что "протестанты всегда открыты для диалога". Сопредседатель СПЦ адвокат А.Пчелинцев, также заявил, что власти республики якобы "сеют вражду в обществе и распространяют ксенофобские идеи".

В марте 2007 г. со ссылкой на Никоненко на целом ряда интернет-сайтов, в основном протестантских, появляется информация о том, что власти республики якобы сорвали проведение в г. Якутске фестиваля христианской музыки.

Примечательно, что в качестве повода для раздувания скандала представители АЦЕХ использовали проведение в Якутске 25-26 октября 2006 г. межрегиональной научно-практической конференции "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона", которая проводилась по благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II совместно Департаментом по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) и Якутской епархией РПЦ. На этой конференции впервые религиозная ситуация не только в республике, но и Дальневосточном федеральном округе публично была рассмотрена в свете геополитики.

На мой взгляд, во-первых, этого конфликта на самом деле нет, во-вторых, информации о деятельности представителей органов власти нашей республики по насильственному "искоренению евангельского движения Якутии", "ксенофобии", "разжигании религиозной нетерпимости", "агрессивной позиции в отношении всех религиозных меньшинств региона" не соответствуют действительности.

Термин "конфликт" предполагает наличие двух сторон, которые конфликтуют, борются друг с другом, в данном случае второй, противной инициаторам "скандала" стороны нет, так как никто из представителей власти не пытается силовым путём "искоренить евангельское движение" Якутии, ни оказать давление на представителей этих религиозных организаций из-за их обращения к Президенту РС(Я) по поводу проведения конференции "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона". То есть, само понятие "конфликт" к данной ситуации не имеет отношения, а речь идёт о политической провокации,

Об отсутствии гонений со стороны властей республики на представителей религиозных меньшинств свидетельствуют следующие факты:

1.Отсутствие республиканских нормативно-правовых актов, противоречащих принципам свободы совести и вероисповедения;

2.Свободная деятельность на территории республики более 240 религиозных объединений представляющих 20 с лишним религиозных направлений;

3.Отсутствие документально подтверждённых нарушений законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания;

4.Сложившаяся практика взаимодействия Департамента с религиозными объединениями, основанного на взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела друг друга, постоянных личных встречах, участии в мероприятиях друг друга.

Информации о преследованиях представителей религиозных меньшинств, основаны лишь на неподтверждённых и недоказанных высказываниях одного человека, заместителя председателя АЦЕХ В.Никоненко.

По поводу якобы незаконного участия представителя нашего Департамента при проверке Ассоциации церквей евангельских христиан Якутии 5 декабря 2006 году, необходимо отметить, что речь шла лишь о присутствии нашего сотрудника при этой плановой проверке, которая в соответствии с действующим федеральным законодательством проводилась представителями УФРС по РС(Я). Есть существенная разница между проверкой религиозной организации и просто присутствием при этой проверке. Ведь по итогам этой проверки представители специально уполномоченного органа, Управления Федеральной регистрационной службы, а не мы, я подчёркиваю это, делает заключение о соблюдении религиозной организацией действующего законодательства. Мы знаем свои права и полномочия и никогда не вмешиваемся в компетенцию других органов власти;

Связи между этой проверкой и обращением на имя Президента РС(Я) от 26.10.2007 г., как утверждает Никоненко, нет потому, что план проверок утверждается в УФРС за полгода. То есть, в план работы УФРС проверка АЦЕХ попала ещё в мае 2006 г., задолго до проведения конференции "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона";

В период с 1994 по 2002 г. с Никоненко неоднократно встречалась сотрудница нашего тогда министерства С.С.Никитина, которая курировала работу с религиозными объединениями. Сотрудник нашего Департамента И.И.Прокопьев, курирующий вопросы взаимодействия с религиозными объединениями в 2005-2006 годах неоднократно разговаривал с ним по телефону и предлагал встретиться, на что Никоненко неизменно отвечал отказом. Мы со своей стороны не стали настаивать на встрече, уважая его права. Следовательно утверждения Никоненко в том, что они не знают о деятельности Комиссии по вопросам религиозных объединений РС(Я), нашего Департамента (до 2002 г. Министерства), что никто с нашей стороны не хочет с ними встречаться, взаимодействовать с ними, также неверны;

Моя личная оценка деятельности протестантов в РФ и РС(Я), как следствия "культурно-религиозной экспансии иностранных государств", основана на 5 моментах.

Во-первых, на последней редакции Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2007 г., где отмечалось, что "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров и... культурно-религиозной экспансии сопредельных стран на российскую территорию".

Во-вторых, на мнении целого ряда авторитетных российских религиоведов, как, например, ныне покойного, заведующего кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, доктора философских наук, профессора Н.А.Трофимчука. Так, в книге "Экспансия", написанной им в соавторстве с М.П.Свищевым отмечено: "В процессе геополитической экспансии многих государств, миссионеры сыграли важную роль тем, что способствовали распространению на обширных территориях интересов и влияния своих стран... Достигались такие результаты средствами религиозной пропаганды, превосходившими по своей эффективности все другие формы...".

В-третьих на информационно-аналитических материалах Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1995-1998 гг..

В-четвёртых, на экспертных заключений целого ряда научных, научно-практических конференций, авторитетных учёных, научных и образовательных учреждений.

В-пятых, на анализе религиозной ситуации в республике с 1990 по 2006 годы.

Обвинения в срыве властями республики фестиваля христианской авторской песни 18.03.2007 г. в г. Якутске голословны и не подтверждены ничем, кроме домыслов.

Обвинения Никоненко в том, что мы поддерживаем только Русскую Православную Церковь тоже неверно. Перед лицом законы все религиозные организации равны. Все они независимо от религиозной принадлежности в нашей республике регистрируются и проверяются по одним и тем же правилам установленным федеральным законодательством.

Что касается сотрудничества или отказа от сотрудничества представителей власти с религиозными организациями, то этот вопрос находится в компетенции представителей органов власти. Принцип светскости предполагает невмешательство не только государства во внутренние дела религиозных объединений, но и невмешательство религиозных организаций в деятельность органов власти.

И, тем не менее эти якобы имеющиеся факты преследований представителей АЦЕХ, СПЦ выдаются за реально существующие факты. Причём они игнорируют один из основных постулатов юриспруденции, понятие "презумпции невиновности". Такие серьёзные обвинения, как "ксенофобия", "разжигание религиозной розни", конкретные факты их проявлений необходимо доказать в суде, иначе это просто необходимо квалифицировать, как клевету и политическую провокацию.

Интересна также сама личность обличителя "гонителей евангельского движения" пастора В.Никоненко. Он является иностранным миссионером, гражданином Украины. Никоненко начал свою работу в Якутии в 1990 г., как представитель международной ассоциации "Свет Евангелия", 7 лет являлся проректором Донецкого христианского университета. Этот христианский, международный университет евангельских христиан-баптистов был основан в 1991 году международным миссионерским обществом "Свет Евангелия" при помощи Денверской семинарии (Колорадо, США). Цель университета – подготовка миссионеров для открытия новых церквей в Украине, России, других соседних странах. До сих пор значительную часть профессорско-преподавательского состава ДХУ составляют американские и европейские миссионеры. С 1991 г. по 2006 годы выпускниками ДХУ стали 663 человека. Они работают практически во всех регионах бывшего СССР. Примечательно, что на официальном сайте ДХУ, несмотря на исторические факты свидетельствующие, что христианизация Якутии началась православными миссионерами в XVII веке и завершилась XIX в., отмечается, что "в таких регионах, как Чукотка и Якутии наши выпускники были пионерами христианства". То есть, речь идёт об образовательном учреждении одного из харизматических новых протестантских церквей, созданных при поддержке американских миссией для массовой евангелизации в постсоветских государствах.

В этой связи представляется интересным мнение представителей протестантских церквей, давно укоренившихся в России, как, например, лютеранской церкви, к новым протестантским организациям. Так, например, в заявлении "Российского лютеранского центра по мониторингу СМИ и общественного мнения" от 28 мая 2004 г. отмечается: "Большинство современных российских "протестантов", никакого отношения ни к Лютеру, ни к Реформации не имеют... Обозначение их возможно словами "неопротестант" или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник и т.д.)... Идея "новой истины", "Евангелия Духа Святого", "проповеди не в слове, но в силе Духа" приводит их последователей к осознанию своей исключительной мессианской предназначенности. По их мнению все христиане, не обладающие "силой Духа", находятся вне благодати Божией и фактически не имеют общения с Христом. Исходя из этой логики, Россия уже не христианская страна, так как не следует "полному Евангелию", а является миссионерским полем, где необходимо провозглашение "Евангелия Духа Святого". "Протестантский взрыв" начала 90-х годов в России в своей массе имел именно такой характер. При этом доминировали именно представители "нового крещения Руси" и "новых теологий" из-за рубежа. "Теология преуспевания", "теология исцеления" являлись ни чем иным, как американскими, шведскими и корейскими моделями идей харизматических "генералов" (Б. Хина, У.Экмана, А.Ледяева и др.)... Эти теологические взгляды не имеют ничего общего с идеями Реформации, деструктивны по своей сущности как для личности верующего христианина, так и для Российского государства... Одним из важных аспектов будущности русских протестантов, является вопрос низкого теологического образования... Сегодня зачастую молодой человек, едва прочитавший Библию, мнит себя "пастором", знающим все и считает себя вправе учить других своим "особым откровениям"...".

В 1993 г. В.Никоненко официально зарегистрировал в Министерстве юстиции республики христианскую миссию "Евангелие-Востоку". В период с 1993 по 1996 годы, христианская миссия "Евангелие-Востоку" создала религиозные организации и группы в 23 населённых пунктах республики в 13 улусах (районах), городах республики. За период с 1993 по 1996 год христианская миссия "Евангелие-Востоку" крестила более 1000 человек в целом по республике и около 300 человек в г. Якутске. 15% верующих в миссии составляли саха и коренные малочисленные народы Севера. Миссия организовывала конференции для пасторов, оказывала помощь в организации новых церквей (проводила евангелизационные собрания, библейские беседы, кружки, дискуссии по темам духовности), издавала свой информационный бюллетень, занималась благотворительностью, распространяла религиозную литературу предоставляемую бесплатно Институтом перевода Библии, Библейской лигой.

При этом, по слова руководителя АЦЕХ М.П.Трубчика, христианская миссия "Евангелие-Востоку" активно сотрудничала и получала помощь от иностранных религиозных организаций. Их представители постоянно принимают участие в различных конференциях и семинарах организуемых их головными организациями и американскими миссиями.

Американские миссионеры неоднократно организовывали семинары для учителей школ и воспитателей детских садов, летние спортивно-оздоровительные лагеря.

Миссия "Евангелие – Востоку", а затем и АЦЕХ ежегодно приглашали и приглашают иностранных, в основном американских, миссионеров в республику. Так, например, только за 2005 г. республику по их приглашению посетило 20 иностранных миссионеров.

После этого отрицать свои связи с иностранными религиозными организациями, их роль в создании и укреплении своей организации, на мой взгляд, мягко говоря нелепо.

В этой связи не совсем понятно, почему Никоненко, являясь иностранным гражданином, представителем международного университета и международной религиозной миссии выдаёт себя за истинного патриота чужого государства, России, выразителя и защитника интересов всех "религиозных меньшинств региона", не имея на то никаких полномочий и сознательно путая представителей других религиозных меньшинств республики, традиционных, культурообразующих для многих народов России, религиозных организаций мусульман, буддистов, иудеев с представителями нетрадиционных религиозных организаций неопротестантов.

Подводя итоги рассмотрения этого надуманного "конфликта" хотелось бы отметить, что на самом деле смысл этой политической провокации заключается в том, чтобы, с одной стороны, объединить все неопротестанские религиозные организации республики перед лицом якобы имеющейся угрозы их "насильственного искоренения" со стороны властей, с другой стороны, привлечь к себе внимание своих покровителей из западных стран под предлогом якобы имеющихся фактов нарушения их прав на свободу совести и вероисповедания. Сценарий их действий однотипен: вначале начинаются различные жалобы и заявления внутри региона, затем идут обращения к единоверцам по стране, а потом уже за рубежом. Этим самым они отрабатывают те деньги, которые иностранные государства вкладывают в них под предлогом защиты прав и свобод человека в сфере религии. Роль связующего, координирующего звена здесь играет Славянский правовой центр, который призван доказать наличие религиозной нетерпимости в России.

Как отмечал Н.А.Трофимчук: "В России проводят миссионерскую работу представители зарубежных протестантских Церквей. Координирующим органом является Международный совет миссий, а ведущую роль в нем играют американские Церкви, финансирующие около половины протестантских миссий и посылающие около 50% миссионеров. Сегодня более 40 стран посылают своих миссионеров... Ежегодные расходы составляют около 12 млрд. долл. на более чем 420 тыс. миссионеров...Духовная безопасность стоит в одной ряду с национальной безопасностью...Общество должно представлять, в чем суть негативных последствий такого феномена, осмыслить и сделать выводы. Недооценка этих проблем может способствовать превращению России в третьестепенное государство... Внутренняя политика России должна учитывать геополитические аспекты деятельности миссий, видеть интересы государств, с территории которых они приезжали, и их связь с различными исследовательскими, пропагандистскими центрами, фондами, защищающими под лозунгами "защиты свободы совести", "прав человека", "свободы слова" интересы этих государств...".

Новые религиозные организации, подобные АЦЕХ, искусственно создаваемые и внедряемые в Россию иностранными миссиями имеют целью подмену традиционных, культурообразующих религий, лжерелигией американского типа, так называемой "гражданской религией". Как отмечает российский религиовед В.Легойда: "Гражданская религия не является заменителем другой религии; можно быть баптистом, католиком, буддистом, но находиться в то же время в сфере действия гражданской религии и подчиняться ее законам. Основное влияние, которое гражданская религия оказала на другие вероисповедания, заключается в низведении их до уровня хобби... Уровень религии-хобби предполагает внутренний раскол между личным и общественным "Я"... Как отмечал П.Сорокин: "По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, а в будние дни – в фондовую биржу"...".

Через эти новые религиозные организации в наше общество внедряют губительные для нашего многонационального народа ценности западной потребительской культуры. Насколько пагубна эта духовная отрава, свидетельствуют итоги пседводемократических реформ в нашей стране середины 80-х гг. ХХ века-начала ХХI века, глубочайший духовно-нравственный и экономический кризис, усугубление целого ряда социальных болезней, резкий рост алкоголизма, наркомании, преступности, самоубийств, появление сотен тысяч брошенных детей, увеличение числа абортов. Глубинные последствия этой трагической ситуации, подмены веры в Бога верой в искусственно созданную "гражданскую религию", а вернее утверждением примата материального начала над духовным предвидел великий русский религиозный философ ХХ в. Иван Ильин. Он писал: "Если человек верит только в чувственные наслаждения, то он сам неизбежно превратится в наслаждающееся бездуховное животное... Безбожники отвергают вместе с Богом и верою и начало совести... Вера в Бога есть абсолютная основа духовного характера в человеке, источник доброты, жертвенности, дисциплины и храбрости. Вера в Бога есть истинный фундамент благородного правосознания. Право есть форма жизни одухотворенного, нуждающегося в свободе и самодеятельности существа... Это духовная личность, способная иметь родину, любить ее, служить ей, бороться за нее и умирать за нее....Без Бога – вся культура человечества теряет свой смысл и свое значение... К быстрому, стихийно-катастрофическому крушению ведет безбожие, которое последовательно осуществляет активное и воинственное безверие и антихристианство. Тогда убивается в людях вдохновенное, извращается наука, мертвеет совесть, выдыхается искусство, разлагается характер, вырождается правосознание и распадается хозяйство...".


Использованная литература и источники

Ильин И.А. Кризис безбожия. Собр. Соч., М., 1996, т.1.

Легойда В. In God we trust? – религиозность по-американски. Сайт Aguarun.ru

Трофимчук Н.А. Духовная экспансия. Газета "НГ-религия". 29 ноября 2000 г.

Трофимчук Н.А., Свищев М.П.. Экспансия. М., 2000 г.

Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1977.

Никоненко В. Особенности благовестия в Якутии. Миссионерские вести, декабрь 2005 г.

Материалы сайтов Славянского правового центра, Донецкого христианского университета.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Афанасий Николаев

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

24.06.2019

Александр Щипков выступит на конференции, посвященной участию Церкви в сохранении и восстановлении архитектурно-культурного наследия

Вышли в свет издания о священнике-интеллектуале советской эпохи протопресвитере Виталии Боровом

Грузинский патриарх в связи с событиями в стране призвал не допустить ошибки

В УПЦ отмечают снижение числа захватов храмов при Зеленском

Александр Щипков: сериал "Чернобыль" – попытка Запада нанести удар по русской ядерной промышленности

23.06.2019

Щипков. "Чернобыль"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 89

22.06.2019

В День памяти и скорби Патриарший наместник Московской епархии возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

Сторонники "Православной церкви Украины" предприняли попытку силового захвата приходского дома в селе Постойное Ровенской области

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

26.05.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

18.05.2019

Федеральное агентство новостей:
Денис Тукмаков
Храм-на-Драме, Екатеринбург: сытые деньги, скверный протест, спящие власти

13.05.2019

Вести.ua:
Андрей Хрусталев, Артем Гавриленко
Вести: поместный православный Чернобыль – зачем Филарету возрождать Киевский патриархат

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты