Владимир Кабаков О конференции, посвящённой памяти Владыки Антония Сурожского... Источник: Русская неделя Прошло уже почти пять лет со дня кончины Митрополита Антония Сурожского...
Сегодня о нём сделан фильм, издаются его труды, как отдельными книгами, так и двухтомным сборником. В Москве фондом "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" и библиотекой-фондом "Русское Зарубежье" проводится конференция в память Владыки Антония. Принимают участие и выступают на конференции достойные люди, однако, странно, что из Сурожской Епархии, никто не был приглашён на эту конференцию и организовывают её люди, которые совсем недавно, ушли в "раскол", нарушив один из главных заветов Митрополита Антония, который он не раз настойчиво повторял – что бы не случилось необходимо сохранять верность Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви. Наверное, этим можно объяснить и то, что конференция проводится не в Лондоне, где жил, пастырствовал и умер Владыка Антоний, а в Москве, где никто не знает подробностей и правды раскола, а есть люди, для которых Митрополит Антоний Сурожский, был символом возрождения Русского Православия и которые, ничего не подозревая, дали согласие участвовать в этой конференции. Настораживает, что группа людей, занимающаяся организацией конференции, судя по их поведению, "приватизировала" духовное наследие Митрополита Антония, пользуясь и оправдываясь тем, что они были близки к Владыке в последние годы его жизни.
Cоздаётся впечатление, что, монополизируя право на память о Владыке, как большом Учителе и духовном Пастыре, эти люди делают это не из соображений почитания памяти Митрополита, но из мирских расчётов, не из христианских, Божьих побуждений, а руководствуясь определённого вида идеологией и собственными материальными интересами.
Их поведение можно было бы оправдать, тем что их близость к Владыке, была для них опасна и они тем самым рисковали бы своим жизненным благополучием, общаясь с ним. Но это не так, так как Владыка был почитаем всем православным сообществом и был одним из известнейших представителей Русской Православной Церкви, не только в России, но и за рубежом, в Западной Европе и во всём христианском и религиозном мире... Напомню, что Митрополит Антоний Сурожский, долгое время был экзархом РПЦ в Западной Европе, и вместе с тем возглавлял Сурожскую епархию Московского Патриархата, в Великобритании до самой своей смерти на восемьдесят девятом году жизни...
И тут мы подходим к феномену, проявлявшемуся прежде и в наши дни... Этот феномен – политизация обыденной жизни и перенос идеологической борьбы, происходившей во времена холодной войны, к сожалению, продолжающейся и сегодня, даже в христианские отношения.
Во многих случаях, раскольническая деятельность в Русской Православной Церкви, особенно за рубежом, обусловлена не только мирскими устремлениями и заботами лидеров раскольников, особенностями их характеров, но спровоцирована желанием угодить "власть имеющим", "политикам", то есть Кесарю. Однако, сегодня во всём мире началось собирание русских православных христиан в одну общину, под руководством Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Тому свидетельство недавнее воссоединение в совместном евхаристическом служении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Поведение же некоторых прихожан в Сурожской епархии, во главе с Владыкой Василием резко противоречит начавшемуся объединению...
У всех на памяти недавние события в Сурожской епархии, когда часть прихода Собора Успения Божьей Матери и Всех Святых в Лондоне, вдруг, решила перейти под омофор Константинопольской Патриархии вопреки воле подавляющего большинства русскоговорящей общины. Сделано это было тайно, без разрешения на то Московского Патриархата и главное без согласия остальных членов прихода.
Оправдывались эти действия идеологическими спекуляциями, суть которых, если отбросит лицемерную риторику, сводилась к привычным формулировкам обывательского, безрелигиозного, фарисейского сознания лидеров раскольников – "Понаехали тут всякие!", то есть противопоставление себя, как "продвинутых" членов Русской Церкви, "отсталым" и "неправильно" верующим, недавно приехавшим в Англию, новым членам приходов Сурожской епархии. При этом раскольники, лицемерно использовали имя и авторитет умершего Владыки Антония, толкуя на свой лад некоторые высказывания Владыки Антония, полагая, что остальная часть русскоговорящего прихода безропотно согласиться с ними...
Но конечно это было не так и не могло быть так...
Тогда, используя юридическое крючкотворство, "раскольники" решили действовать в двух направлениях. Во-первых, они хотят через светский суд, оттягать сам храм и все принадлежащие епархии счета и материальные ценности, а во-вторых, представить себя подлинными наследниками памяти и трудов Владыки Антония Сурожского... К сожалению, сегодня, такое лицемерие и фарисейские методы, очень распространены в среде российской "образованщины" пытающейся изображать себя религиозными людьми и как бы стали приметой времени, а точнее безвременья, воцарившегося в душах некоторых наших нынешних и бывших сограждан, которые вдруг почувствовали себя сливками общества, как сегодня говорят "элитой".
Это в определённом смысле и конфликт поколений, и продолжение той идеологической борьбы, которая велась долгие годы против Русской Православной Церкви из-за рубежа. В одном из своих рассказов, Владыка Антоний вспоминал, что во время войны, в оккупированном Париже, представители духовенства Русской Православной Церкви за рубежом служили молебны за победу гитлеровского оружия над Советской Россией. А когда он прибыл в Лондон и пришёл в гости к священнику из РПЦЗ, тот отказался с ним разговаривать и повёл себя очень дерзко.... Если разбираться в сути конфликта возникшего уже в наше время, в нашем приходе, то он сводится к противостоянию старых членов прихода, среди которых были и англичане, и новых, приехавших сравнительно недавно из России...
Действительно, можно согласиться, что русские эмигранты первой волны, были из богатых интеллигентных семей и своё привилегированное положение в русском тогдашнем обществе и в Церкви, объясняли вековыми установлениями и традициями, которые разрушила русская Революция. И сегодня, когда в Британии существует большая община русских и русскоговорящих верующих, эти потомки аристократических семей, семей крупной буржуазии и диссидентов, вдруг решили, что они ближе к Иисусу Христу, чем все остальные, которые недостойны находиться в одном храме с "избранными". Но они привычно забывают слова Иисуса Христа: "Блаженны нищие духом, и кроткие которые наследуют царствие небесное". И ещё Иисус Христос говорил: "Не для праведников я явился в мир, но для грешников, ибо врач нужен больным, а не здоровым". И сегодня надо откровенно сказать, что среди людей, считающих себя "избранными", есть стремление веровать как-то иначе, чем простые прихожане и создавать "своих" святых, чтобы поклоняться им, а не Господу нашему, Иисусу Христу. Иногда создаётся впечатление, что эти "элитные" верующие гнушаются обществом и даже присутствием с ними в одном храме простых, "верующих граждан". Странная форма снобизма, в Православной Церкви, не правда ли?
Видимо некоторые англичане, члены приходов Сурожской епархии, не совсем понимая особенности русской ситуации, решили поддержать очередных "бунтарей", и тем самым невольно впали в ошибку.
Более того, и Владыка Василий, который был ревностным сторонником и последователем Владыки Антония, поддался на уговоры своей "мятежной" паствы и стал во главе раскола...
И вот сегодня, упорствуя в заблуждении, группа раскольников, клянясь светлой памятью владыки, пытается использовать его имя в своих корыстных материально – идеологических интересах...
И может быть, можно было бы простить им их тщеславие, если эти люди действительно почитали бы память Владыки.
Но вот только один пример. После похорон владыки на кладбище в Бромптоне, тогдашние руководители Сурожской епархии, обещали, что через год вместо деревянного, недолговечного креста, они поставят каменное надгробье на вечную память Учителя – Митрополита Антония Сурожского...
И что же? Прошло более четырёх лет с тех печальных дней, но никто из "раскольников" не спешит исполнять свои обещания, занятые неблаговидной юридической тяжбой, за отнятие у тысяч православных русских и русскоговорящих их храма. А их, этих простых людей, именно тысячи и тысячи. И это видно по тому количеству верующих которые приходят на воскресные службы и особенно на службы в престольные праздники... Многие нынешние руководители епархии и прихожане, видя плачевное состояние могилы Владыки Антония, готовы сами участвовать в создании и установке надгробия и даже памятника...
Однако, раскольники, используя какие-то казуистические юридические причины и сами не делают и не дают это сделать членам прихода Храма Успения Божией Матери и Всех Святых... Невольно вспоминаются обличающие фарисеев, слова Христа: "Имея ключи от Царствия и сами не входят и другим не позволяют..."
Второй пример. При попытке сделать фильм о праздновании пятидесятилетия Сурожской епархии и Храма Успения Божьей Матери и Всех Святых, который открывал и которым руководил Владыка Антоний, создатели фильма, запросили разрешения у режиссёра фильма о жизни Владыки, использовать фрагменты из него в новой работе и получили отказ...
Этот фильм о Владыке продаётся и в Храме довольно дорого, но на вопрос, почему бы его не показать всем верующим в России по телевидению, говорят, что там за него дадут малую цену. Но разве можно деньгами или какими-то другими выгодами мерить память о таком замечательном пастыре, как Владыка Антоний! Разве, когда мы хороним своих родных и близких: отца, мать, жену или мужа, сыновей или дочерей, мы высчитываем выгоды о увековечивании их памяти? И разве не фарисейство такой подход к памяти нашего общего духовного отца, Владыки Антония...
Сурожская епархия, постепенно залечивает душевные раны, последствий раскола и неожиданного ухода части прихода вслед за Владыкой Василием под Константинопольский Патриархат. И сожалея об этом, невольно начинаешь сострадать тем жертвам раскола, которые не по своей воле, а следуя за вождями раскола, оказались вдалеке от родного прихода. Вызывает сочувствие и фигура самого Владыки Василия, который, на наш взгляд, стал жертвой интриг фарисеев-образованцев, которые в силу своего характера и воспитания постоянно политиканствуют или интригуют, забывая, что Церковь всегда была далека от политики и тем более от идеологии правящих "элит", старалась "заботиться о Божьем, а не о человеческом", помогая сирым и убогим... И нам всем очень бы хотелось, чтобы ушедшие вернулись и тем самым восстановили здесь в Англии единство православных христиан в Храме, восстановили мир и любовь, к чему призывал своих учеников и последователей сам Иисус Христос...
И ещё хотелось бы попросить ушедших в раскол, не держать в душе обиды на тех кто остался верен Русской Православной Церкви и Московскому Патриархату, а дать возможность вине, пусть в большинстве случае и невольной, подвигнуть нас всех к покаянной молитве, и тем самым залечить душевные раны, нанесённые разъединением и друзей и знакомых, оказавшихся по разные стороны. А мы в свою очередь, помня заветы незабвенного Митрополита Антония, который так много делал при жизни для объединения русских православных христиан и поднятия авторитета Русской Православной Церкви Московского Патриархата и в бывшем СССР и за границей, который делает это и сейчас, через свои труды и проповеди, вместе стали бы изучать его наследие и стараться быть лучшими христианами, чем мы есть сейчас.
Обиды, к сожалению, только закрывают путь к взаимной любви и уважению и толкают на неправедные поступки, за которые рано или поздно будет стыдно! И от лица всех прихожан Сурожской епархии Московского Патриархата, мы призываем объединиться в деле увековечивания памяти Митрополита Антония, объявить конкурс в России и в Великобритании на создание проекта надгробного памятника Митрополиту Антонию Сурожскому на Бромтонском кладбище Лондона...
Лондон. 05. 09. 2007 года.
|