поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 октября 2007  распечатать

Выступление епископа Венского и Австрийского Илариона, представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях, на открытии Европейского русского форума

Уважаемые дамы и господа!

Вслед за Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием я хотел бы сердечно приветствовать всех вас от своего имени, а также от имени митрополита Кирилла, который, к сожалению, не смог принять личное участие в нашем форуме, поскольку сопровождает Святейшего Патриарха в его поездке во Францию. 3 октября мы все будем иметь возможность получить благословение Его Святейшества в Париже, куда мы отправимся по окончании нашей брюссельской повестки дня.

Нынешний Европейский Русский Форум является первым мероприятием подобного рода, проходящим в стенах Европейского Парламента, однако мы надеемся, что в дальнейшем он будет проходить на ежегодной основе и станет уникальной площадкой для диалога и эффективного взаимодействия всех заинтересованных партнеров со стороны гражданского общества, бизнеса, традиционных конфессий и русскоязычного сообщества Европы.

Данный проект – инициатива Европейского Русского Альянса и его председателя Татьяны Жданок, единственного русскоязычного депутата Европарламента, представляющего интересы многомиллионной русской диаспоры ЕС. Хотелось бы выразить самые теплые чувства в адрес Татьяны Аркадьевны, поблагодарить ее за труды и пожелать ей помощи Божией в дальнейшей общественной и политической деятельности.

Тема настоящего Форума заявлена как "Русскоязычное сообщество Европы и его роль в отношениях ЕС-Россия". Однако, как подчеркивают организаторы Форума, данное мероприятие не является просто очередной конференцией по поддержке соотечественников, поскольку сама тема рассматривается в более широком контексте развития неправительственного диалога России и Евросоюза, что позволяет поднять вопрос о роли российских соотечественников в Европе на качественно новый уровень. Именно сохранение духовной, языковой, культурной идентичности и связи с Россией при полноценной социальной, экономической и политической интеграции в странах проживания обусловливают особую консолидирующую роль российских соотечественников в качестве субъекта данного диалога.

Уникальность мероприятия обусловлена также тем, что в его рамках наши соотечественники встречаются не только друг с другом и с приехавшими из Москвы высокими гостями, но и с представителями европейской политической элиты.

Организаторы Форума убеждены, что модернизация России и Европейское строительство являются уникальными инновационными проектами, которые едины в главном, – в своем творческом потенциале, динамизме и устремленности в будущее. Это может быть на самом деле как источником противоречий и даже конфликтов, так и вызовом для творческого взаимодействия и сотрудничества, в частности, в поисках ответов на глобальные вызовы в сфере экономической и цивилизационной безопасности.

Отсутствие системных и реально работающих механизмов неправительственного диалога между ЕС и Россией открывает широкие возможности для Форума, под эгидой которого планируется создать постоянно действующие экспертные группы по вопросам политического диалога и безопасности; правозащитной проблематике и миграции; экономическому сотрудничеству; консолидации русскоязычного населения ЕС и по целому ряду других направлений. По итогам мероприятия планируется подготовка рекомендаций, которые будут направлены руководству Российской Федерации и Европейского союза в преддверии предстоящего саммита ЕС-Россия.

Партнером Европейского Русского Альянса в осуществлении данного проекта является Московский Патриархат – крупнейшая Православная Церковь мира и вторая по величине христианская Церковь после Римско-Католической. Многомиллионная паства Московского Патриархата проживает на территории разных стран – не только России, но и Украины, Белоруссии, Молдавии, стран Балтии, государств Средней Азии.

На территории Европейского Союза у Московского Патриархата несколько епархий, несколько сотен приходов и несколько миллионов верующих. Поэтому для нас отнюдь не безразлично, что происходит в ЕС на общественном и политическом уровне, и мы стараемся через наши представительства в Брюсселе и Страсбурге вести полномасштабный двусторонний диалог со структурами Европейского Союза. Одновременно мы участвуем в многостороннем диалоге Церквей и религиозных организаций с ЕС – том диалоге, необходимость которого была отражена в проекте Европейской Конституции.

Паства Московского Патриархата в Европе многонациональна: это не только россияне, украинцы, белорусы и молдаване, но и представители местного населения, для которых наша Церковь стала духовной родиной. Так например, значительная часть прихожан нашей епархии в Венгрии – коренные венгры, а из десяти священнослужителей восемь являются венграми. В составе клира Австрийской епархии есть не только русские, но и австрийцы, голландец, серб, американец, представители других национальностей. Мы отнюдь не ощущаем себя русским анклавом в Европе, каким-то культурным или этническим гетто. Наши приходы в Европе являются зримым выражением вселенского призвания Церкви, отраженного в событии Пятидесятницы, когда представители разных народов объединились под действием Святого Духа, и каждый слышал апостолов говорящими на своем родном языке.

Однако наряду с этим наднациональным призванием нашей Церкви мы ясно сознаем необходимость проявлять особое внимание к тем нашим соотечественникам, которые в силу исторических обстоятельств оказались за пределами родины, но которые стремятся сохранить родной язык, родную культуру и – что самое главное – веру своих предков. Именно сознанием этой необходимости обусловлена та особая забота, которую Московский Патриархат проявляет по отношению к многомиллионной русскоязычной диаспоре Европейского Союза. Для многих наших верующих Церковь становится не только домом молитвы, но и тем местом, где они могут встретить своих соотечественников, услышать родную речь, почувствовать себя на родине.

Церковь помогает людям интегрироваться в общество тех стран, в которых они живут, но в то же время не забыть о своих культурных и духовных корнях. Эта двуединая задача Церкви является неотъемлемой частью ее миссии – не только в Европе, но и за ее пределами.

В большинстве наших приходов действуют воскресные школы, где дети не только изучают закон Божий, но и имеют возможность говорить со своими сверстниками на родном языке. Не побоюсь сказать, что многие наши молодые соотечественники не забыли русский язык именно благодаря тому, что посещали приходские школы, где на это всегда обращается особое внимание.

Воспитание детей и юношества – задача особой важности. От того, насколько успешно мы решим эту задачу, зависит будущее наших стран, наших народов. Непонятны опасения тех людей в России, кто считает, что преподавание религии, преподавание основ православной культуры не должно вестить в светских школах. Чему плохому могут научить детей преподаватели религии? Говорят: это усилит противоречия между светским характером государства и религиозными конфессиями, будет способствовать межрелигиозным конфликтам. Смею вас заверить, что это не так.

Достаточно посмотреть на опыт тех европейских стран, где законом одобряется преподавание религии в школах. В Австрии, например, каждый ребенок имеет право получать в светской школе религиозное образование в соответствии со своей верой, с собственным выбором или выбором родителей. Австрия – светское государство, но преподаватели религии в школах (главным образом это священнослужители) получают зарплату от государства. В моем венском приходе двое клириков – священник-серб и диакон-американец – на регулярной основе преподают религию в светских школах и получают за это зарплату.

Так почему же, спрашивается, в Австрии – стране с преобладающим католическим населением – православный священник беспрепятственно приходит в школу и учит детей религии, а в России православный священник не может прийти в школу и учить православных детей основам православной культуры?

Одной из задач, которые Русская Православная Церковь ставит перед собой в Европе, является активное участие в диалоге со структурами Евросоюза по вопросам, касающимся места и роли религии в европейском обществе. Наша Церковь обеспокоена тем, что в современной Европе многие политики стремятся вытеснить религию из общественной сферы, стремятся создать такую ситуацию, при которой религия и Церковь воспринимались бы исключительно как частное дело отдельных индивидуумов, а политический дискурс не допускал бы никаких упоминаний о религии. Создается положение, при котором человек, вовлеченный в политическую или общественную деятельность, не может открыто говорить о своих религиозных убеждениях. Такая принципиальная установка в Европе существует, и мы с ней не согласны, так как Церковь является интегральной частью общества и ее голос должен звучать на общественном поле. Кроме того, у Церкви есть миссионерский императив – миссия Церкви должна осуществляться в обществе, а для этого должны быть условия, при которых эта деятельность возможна. Мы никому не хотим навязывать свое мировоззрение, но хотим иметь право говорить о нем открыто, чтобы люди могли слышать о Церкви не только в стенах храма, но и там, где происходит общественная дискуссия по тем или иным темам, волнующим современного человека.

Сейчас создается единое европейское пространство, происходит процесс формирования ЕС не только как политической структуры, но и как единого идеологического поля. Мы считаем, что в общеевропейской идеологии должен присутствовать религиозный и церковный элемент, потому что большинство людей в Европе отождествляют себя с христианством или с другими традиционными религиями. Атеистов в Европе не так уж много, хотя среди политиков их процент больше, чем среди обычных людей.

Необходим системный диалог между религиозными деятелями и политическими структурами. Такой диалог сейчас идет, но он не имеет системного характера. От неофициальных встреч, участники которых не несут ответственности друг перед другом, мы должны прийти к вполне официальному диалогу, в котором европейские политики и представители церквей будут участвовать на равных. Только в этом случае диалог между ЕС и церквами и религиозными организациями будет поистине открытым, транспарентным и регулярным.

Диалог между Евросоюзом и представителями Церквей необходим для гармонизации тех систем ценностей, которые сейчас существуют в Европе. Одна система ценностей основана на либеральном мировоззрении, на представлении о том, что человек является мерой всех вещей, что человек должен обладать свободой, которая простиралась бы настолько далеко, насколько она не нарушает свободу других людей. Эта либерально-мировоззренческая модель по сути исключает представление об абсолютной нравственной норме и нравственной ответственности человека перед Богом и перед другими людьми. Она также исключает само понятие греха: нет ничего, что было бы греховно само по себе, есть только то, что противозаконно, или то, что нарушает свободу других людей.

С другой стороны, существует традиционная нравственная установка, которая в значительной степени является общей для трех основных монотеистических религий, присутствующих в Европе, – христианства, ислама и иудаизма. Эта нравственная установка предполагает наличие абсолютной нравственной нормы, наличие Богом установленного нравственного закона, который выражен в заповедях Божьих. В соответствии с представлениями о греховности тех или иных форм нравственного поведения религиозные конфессии и воспитывают своих верующих.

Если либеральная модель будет признана универсальной и единственно легитимной на территории Евросоюза, то неизбежно религиозные организации окажутся маргинализованными и будут исключены из созидательного процесса. Тогда верующим будет намного труднее жить в соответствии с духовно-нравственными установками, которые они исповедуют.

Есть целый ряд позиций, по которым мы фундаментально расходимся с секулярным гуманизмом. Традиционные Церкви защищают институт брака, говорят о благе чадородия, о недопустимости аборта, а либеральный гуманизм очень настойчиво и последовательно проводит в жизнь принцип свободы на всех уровнях – свободы от всего, во всем и для всего, в том числе свободы для греха. Мы наблюдаем то же фундаментальное расхождение в спорах, касающихся эвтаназии, когда христианство настаивает на праве человека на жизнь, а либеральный гуманизм отстаивает "право на смерть". Речь идет об очень серьезных понятиях антропологического характера, и я думаю, что именно сейчас, как никогда раньше, необходим серьезный и внимательный диалог между западной либеральной цивилизацией с одной стороны и традиционными религиозными конфессиями с другой.

Для нас очень важно, чтобы те ценности, которые исповедует Православная Церковь, были признаны легитимными и имеющими право на существование в рамках ЕС. Этот диалог непростой, но у нас нет альтернативы – мы не можем изолироваться от тех процессов, которые происходят в Европе, хотя бы потому, что сотни тысяч наших верующих проживают на территории ЕС. Нам не безразлично, каким будет европейское законодательство, какое место будет отведено церквам и религиозным общинам в общественной жизни Европы. И смогут ли христиане, для которых дороги традиционные ценности, жить в соответствии со своими нравственными установками.

Когда появился первый проект европейской конституции, всеобщее возмущение всех христиан – и католиков, и православных, и значительной части протестантов – вызвало то, что в преамбуле основного закона в качестве идеологических корней Европы было упомянуто наследие греко-римской цивилизации и эпохи Просвещения. А христианство вообще не было упомянуто. Двухтысячелетняя христианская культура, которая буквально сформировала Европу, была просто проигнорирована, вычеркнута, как будто ее вообще не существовало, как будто в европейских городах не стоят чуть ли не на каждом перекрестке христианские храмы. Тогда покойный Папа Римский публично выступил с критикой проекта, и Русская Православная Церковь сделала специальное заявление по этому поводу. И хотя упоминание о христианстве в преамбулу конституции внесено не было, но она была все же изменена: в нее было внесено упоминание о культурных, религиозных и гуманистических корнях Европы. Кроме того, в 52-й статье конституции сказано, что ЕС будет вести открытый диалог с церквами и религиозными общинами и не будет вмешиваться в законодательства европейских стран, определяющие взаимоотношения между церковью и государством. Это очень важный пункт, и включение его в конституцию произошло благодаря настойчиваости тех религиозных лидеров, которые приняли участие в обсуждении проекта конституции, в том числе представителей Русской Православной Церкви.

Я хотел бы закончить свои размышления пожеланием успеха Европейскому Русскому Форуму и помощи Божией всем его участникам.

Брюссель,

1 октября 2007 г.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Европейский русский форум

персоналии:

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты