поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 октября 2007  распечатать

Наталья Нарочницкая, Андрей Сигутин

Патриотизм глазами православного политика

Беседа с депутатом Государственной Думы РФ Н.А. Нарочницкой

Источник: Русская линия

Согласно толковому словарю, "патриотизм" – это преданность, любовь к своему Отечеству и народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь (Агапе), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15).

Церковь всегда благословляла наше героическое воинство на защиту родного Отечества. Однако ни в одном светском учебнике по истории России не сказано об этой духовной составляющей патриотизма, о роли православной веры. Хотя без нее не было бы той доблестной истории государства Российского, которой мы сейчас так гордимся. К примеру, кто из нас не восхищался подвигами и мужеством Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, святого Меркурия Смоленского (по велению Богородицы, он единолично вступил в схватку с неприятельским полчищем и обратил его в бегство), Александра Суворова, Федора Ушакова – а ведь все они были глубоко верующими людьми, понимающими, что без Бога победить невозможно. Наши воины защищали не только Родину, но и веру Православную. Не зря св. Александр Невский перед тем, как со своей небольшой дружиной напасть на многочисленное вражеское войско, молился: "... Владыко, услышь гордые лова врага, похваляющегося разорить святую Церковь Твою, истребить веру православную... Восстань на помощь и защити нас...". И по благословению владыки Серапиона святой князь вступил в неравную битву с агрессором и победил! Причем, несмотря на то, что сражение длилось с утра до вечера, русских погибло всего 20 человек.

История повторяется. Прошло 140 лет, и св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву – и снова победа! (Кстати, Мамаево побоище совпало с праздником Рождества Пресвятой Богородицы). Прав был Александр Суворов, в сражениях не потерпевший ни единого поражения, говоря: "Чудо-богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал... Молись Богу! От него победа!".

Давайте опять обратимся к истории. Ведь "память – сила, сплачивающая всякое предыдущее со всяким последующим. С ней только человек делается личностью, народ – нацией, страна – государством" (И.М. Сеченов). Великая Отечественная война началась в день, когда Церковь празднует память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась в день празднования памяти св. Георгия Победоносца, да еще на Пасху. В тяжелую годину для нашей страны, Сталин внял совету ливийского старца Илии: облететь на самолете с иконой вокруг Москвы, Ленинграда (Верховный главнокомандующий распорядился на всякий случай обнести иконой по воздуху еще и Сталинград), а также открыть храмы и монастыри, освободить из тюрем священников, прекратить гонения на Церковь... По сути, советское воинство на защиту Родины было вновь благословлено Свыше. И снова – великая победа! Можно уверенно сказать: в течение многих столетий Православие объединяло наш народ в борьбе с врагами Отечества. Однако слова "патриотизм" и "православие" – не синонимы. Из патриотизма нельзя делать идола...

Разобраться в такой сложнейшей теме мы попросили православного политика, доктора исторических наук, депутата Госдумы РФ – Наталию Алексеевну Нарочницкую.

– Уважаемая Наталия Алексеевна, известно, Вы – человек верующий, православный. Как Вы считаете, что такое патриотизм с позиции православия?

– Христианское, в особенности, православное сознание рождает совсем иное национально-государственное мышление – ощущение принадлежности к священному Отечеству, которое отнюдь не тождественно государству – политическому институту со всеми его несовершенствами и грехами. Но такое отношение возникает, конечно, только у глубоко религиозного народа, ощущающего сакральность не только личного, но и национально-государственного бытия как дара Божия. В таком переживании Отечество – это метафизическое понятие, а не обожествляемое конкретное государство с его институтами.

Именно поэтому русские люди – не только истово верующие, но и православные в душе пишут (и мыслят) Отечество с большой буквы.

Для верующего Отечество понимается как дар, врученный и для непрерывного активного созидания. Поэтому все взлеты и неизбежные падения в стране не отчуждают от Родины верующего человека, может быть, разочарованного сегодняшним положением в государстве. Такой человек никогда не сможет презирать свою страну и глумиться над собственной историей. Как правило, верующие люди с философским терпением относятся к сиюминутным катаклизмам, потому что ими больше движет служение неким вечным идеалам. И они не отождествляют государство – институт греховный и несовершенный – с Отечеством, с землей, которая воспринимается тоже как дар Божий. Как писал Ефесянам апостол Павел: "Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле".

Для верующего государство – это ценность сама по себе, а не потому, что оно совершенно – такого государства не было и вряд ли когда будет. Для религиозного человека государство, если хотите, – это общество семейного типа.

Именно религиозно-философское осмысление жизни – личной, национальной, государственной – помогает верующему всегда отличать добро и зло, грех и добродетель, красоту и уродство.

Христианская политика – это задача никогда не забывать о нравственной оценке поступка, государственного решения, законодательной инициативы. Это поиск политического и общественного проекта, исходя из христианской картины мира и представления о смысле и долге человека перед Богом и людьми. Думать не только о том, что нужно и рационально правильно, но и о том, что должно и праведно. Наверное, так. Конечно, никто не сможет полностью соответствовать такому призыву, не сможет дать идеальные ответы, но хотелось бы не отказываться от осознанного поиска. К сожалению, сегодня мало кто задумывается о таком.

– Что Вы вкладываете в понятие "русский человек"?

– Он очень разный. В социологии существуют термины "средний американец", "средний француз". Но в социологии нет "среднего русского". И, слава Богу. Каждый сам себе поэт, философ, мы друг с другом больше спорим, чем с внешними оппонентами. Мы все спорим о том, куда идем, зачем живем...

Пока этот спор есть, конец мира не наступит. Пока Россия – единственная страна, где думают об этом. На Западе об этом говорить – "неполиткорректно".

И хватит нам запрещать называть себя русскими! Во-первых, потому что мы живем в стране, названной нашим именем, на земле политой нашей кровью. Потому мы имеем на это право. А во-вторых, это противопоставление россиян и русских не выдерживает никакой критики в философско-историческом смысле. Россиянин – это гражданское состояние, гражданская нация. И это тоже великое завоевание человечества. На Руси, в отличие от европейской практики, не было неприятия инородцев. Русь изначально строилась как "целый интернационал", так пишет Ключевский про дружину киевского князя. Россиянин – это и русский, и башкир, и этнический немец, и калмык... Как гражданская нация мы совершенствуем политические институты, достигаем каких-то оптимальных решений в обществе. Но россияне не рождают культуры. Великих гениев культуры и шедевры искусства, даже басни и сказки, рождают только нации – немцы, калмыки, русские, татары...

И гений вселенский – всегда гений национальный. Просто он достиг таких высот. Когда национальному напитку, как писал Константин Леонтьев, тесно в сосуде, он изливается, и все народы утоляют им жажду свою. Мы хоть и живем неслиянно с другими культурами и нациями, но нераздельно. Знаете, когда человек утрачивает эту связь с национальным, перестает ощущать себя носителем национальной культуры, он из гражданина России обязательно превратится в гражданина мира. И родина для него будет там, где ниже налоги. Поэтому, чтобы быть хорошим россиянином, нужно быть настоящим полноценным русским, татарином, калмыком и так далее. Я в этом абсолютно убеждена. Не бойтесь тех, кто любит и ценит собственное национальное наследие, потому что они способны с уважением относиться к таким же чувствам других. Не бойтесь, что мы русские.

История уже не раз доказала: возрождение великой России возможно только на основе национальных традиций. Нельзя запрещать русским называться русскими. Дискуссии о том, кто мы – русские или россияне, – надуманны и безосновательны. Это две взаимосвязанные ипостаси. Россияне – граждане страны, налогоплательщики, избиратели. А русские – носители культуры, обычаев. Если человек становится плохим русским, утрачивает культурные корни, он неизбежно станет плохим россиянином, плохим гражданином. Потому что родина для него будет там, где ниже налоги.

– Как распознать среди политиков тех, кто слоган "Мы за русских, мы за бедных" использует лишь в качестве пиар-хода и не более того?

– Да надо посмотреть – как такие голосуют в Думе: всегда конъюнктурно, никогда с мыслью о том, что должно и праведно, высчитывая лишь, насколько выгодно. Шутовской гаерский тон компрометирует русских балаганом, маргинализацией всей русской темы. Но это занимает нишу на радость врагам, которым выгодно, чтобы тему русского национального и православного возрождения озвучивали нереспектабельные личности, а это только дает нашим врагам повод смеяться. Вспомним, что такие болтали еще недавно о демографической ситуации – что надо многоженство вводить! Что здесь от русской картины мира? – Пасквиль...

Пусть кто-то сочтет мои слова капитулянтскими, но сейчас выжить нации поможет лишь идея национальной солидарности, осознанного общенационального сверхусилия, а не идеология революций и противопоставления богатых и бедных.

Не перестаю удивляться утверждениям, что всех политика портит – разве не наоборот? Разве не сами люди своими грехами портят государство и государственную политику? Современные средства массовой информации обожают смаковать отталкивающие истории о коррупции, подлогах, корыстных соображениях. Но я уверена, что на каждое преступление приходится в жизни больше, чем один подвиг – поэтому жизнь и продолжается.

К сожалению, из-под пальто от Версаче у наших экономистов торчит сюртук Карла Маркса и при этом остается непонимание того, что в стране с православной культурой богатство бесчестья неизбежно привело к вакханалии, продемонстрировав своеобразный талант русского народа – способность в одночасье превратиться из секретарей райкомов в успешных менеджеров и лидеров. Между тем, слово русского купца в дореволюционной России не нуждалось даже в подписи, потому что человек, нарушивший слово, становился изгоем. "Прибыль дороже всего, но честь дороже прибыли" – вот принцип, которому следовал купец. Поэтому так важно уже с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, отечество, любовь – главные ценности, а все остальное – лишь инструменты. Без установления этических норм сначала в жизни вообще и, как следствие – в бизнесе, невозможно обойтись.

У меня нет сомнения в том, что нам надо объединить все силы государства, Церкви и семьи для того, чтобы воспитывать следующее поколение на основе православных ценностей. Хоть либералы и обвиняют нас в этом, а я бы ввела еще на добровольной основе и Закон Божий.

Основы православной культуры как раз призваны возродить в человеке чувство связи времен. Те высшие ценности, которые каждый народ в России претворил в жизнь по-своему, пронизали эстетическое и культурное сознание, они отражены и в русском культурном наследии.

Поэтому надо развенчивать миф о том, что православное воспитание и образование в школе может якобы разобщить многонациональную и многоконфессиональную страну. Наоборот, именно отсутствие такового приводит к деградации и вырождению национального чувства в зоологический эгоцентризм, побуждая человека искать ответ на вопрос "против кого он?". В то же время подлинная освященность высшими духовными ценностями и идеалами, национальное чувство стремится ответить на вопрос "за что оно?".

Вот либералы говорят: смысл внешней политики России – демократия, права человека. На самом деле ее истинный смысл в создании наилучших условий для воспроизведения высоконравственного поколения, то есть продолжения жизни, и отстаивания своих исторических интересов.

– В своей книге Вы точно подметили: "Православие требует смирять гордыню, отсюда – извечное русское самокопание, самокритика". Уважаемая Наталия Алексеевна, а что такое, по Вашему мнению, подлинное смирение? И должен ли современный патриот быть смиренным человеком?

– Я думаю, у русского народа, прежде всего, должно восстановиться внутренне чувство самодостаточности, желание продолжать быть русским. Без этого нет державы и нации, нет даже национальных интересов. Для чего, в конце концов, нужны выходы к морю, безопасность и внешняя политика? Не для движения мира к идеальному универсальному обществу, а для того, чтобы обеспечить возможность продолжения из поколения в поколение национальной жизни – себя как явления мировой истории и культуры. Сегодня же вера в свою способность к историческому бытию очень поколеблена. Но я не склонна к апокалипсическим оценкам, потому что слишком это большая величина – Россия и русский народ. Придет день, он восстанет из тлена и заявит о своих правах. Я верю в это. Другое дело, процесс этот достаточно долгий.

Русский и вообще православный человек, с одной стороны, страстно веруя в Бога, с другой – породил сомнение и скепсис. Даже нигилизм. Но это нигилизм в отношении всего, что творит человек в этом мире. "Мы русские, апокалиптики или нигилисты" – писал именно в этом смысле Н. Бердяев в своей "Русской идее". К сожалению, такой скепсис также есть порождение гордыни, которая не может смириться с собственным несовершенством и теряет стимул к деятельности в области несовершенного и обреченного.

Но даже атеистом русский становится из противоположных побуждений: из сострадания к твари земной. В своем вселенском чувстве он простирает взор далеко за пределы своего "я". Он больше не хочет совместить страданий, которые видит вокруг себя, с благостью Бога... Он, как Иван Карамазов, теряет веру в Бога из-за слезы невинно страдающего ребенка. Из сострадания к испытывающим мучения русский даже становится ненавистником Бога.

Забавно и грустно слушать, как некоторые упрямцы, цитируя Большую Советскую Энциклопедию, говорят, что Православие, мол, учит рабскому смирению перед злом. Все наоборот! Долг христианина – быть нетерпимым ко греху, ко злу. Об этом и Ветхий Завет свидетельствует – там пороки изливают гнев на нечестивых царей и царствования...

– Согласен с Вашим высказыванием, что "презирающий себя русский народ обречен, он станет лишь помехой на пути исторического развития". Скажите, пожалуйста, как русскому народу повышать свою самооценку, чтобы при этом не впасть в другую крайность: превозношение и гордость?

– Прежде всего, я совершенно не считаю Россию неуспешной страной. Мы – единственная нация, которая расширялась в глубь Евразии, построила большие города и промышленность в таких зонах, где никто нигде не живет и не работает. Это само по себе – подвиг. Аналогичные районы Канады, например, практически безлюдны. И то, что после разрушительных катаклизмов минувшего века мы сумели все-таки сохраниться, удержать потенциал, не может не впечатлять. Так что большой вопрос – кто кого успешнее?

Но если народу с утра до вечера внушать, что он неудачник мировой истории, что патриотом может быть только негодяй, что апофеоз свободы – это парады содомитов и транссексуалов, то русскому человеку, конечно, совершенно не захочется в этой мировоззренческой системе чего-то достигать. Теряется социальная личная энергия, становится возможной демографическая катастрофа, потому что утрачивается даже естественное библейское чувство – желание продолжения рода. Ведь и самому простому человеку, мне кажется, небезразлично – для чего мы живем? И человек, и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент, в конце концов. А для чего?

Что касается гордыни... В православной культуре вообще это невозможно, потому что сущность христианского поиска, а православного особенно – это преодоление греха собственной гордыни. И где уж тут чувство превосходства одной личности над другой и одной нации над другой? Нам, скорее, как мы говорили, самобичевание свойственно.

– Недавно Вы сказали: "стало опасно говорить о национализме – его воспринимают шовинизмом. Поэтому я не употребляю слово "национализм"...". Как Вы думаете, почему сейчас понятие "национализм" связывают не с любовью к своему народу, а с агрессивной ненавистью к чужакам? По каким признакам можно отличить, выражаясь словами профессора И.А. Ильина, больной национализм от здорового?

– Национализм, действительно, часто отождествляют с шовинизмом – то есть ощущением превосходства одной нации над другой.

Тем не менее, многонациональность нашей России, конечно, есть неоспоримый факт. Но именно разрушение русского стержня, русского народа как явления мировой культуры и истории стало причиной межнациональных трений. И двадцатый век – тому свидетельство. Ибо русские сами не могут вызвать уважения, если они занимаются глумлением над собственной историей.

Но радикальные экзальтированные группки "националистов" не выражают ни одной из преемственных целей и ценностей русского национального бытия. Они знают только против кого выступать, а за что – не знают. "Против кого" – это временный фактор, сопутствующий ослаблению – сегодня кто-то мешает осуществлять цели; завтра, когда мы стали сильными – все хотят сотрудничать. С другой стороны, две космополитические доктрины – либеральная и марксистская, ведущие к стиранию границ и наций, считают национализм синонимом шовинизма, то есть превосходства одной нации над другой. В истинном, освященном христианством национализме вообще нет этому места, потому что главная суть православного поиска – это преодоление собственных грехов, какое уж тут чувство превосходства собственной личности над другими, а значит, и собственной нации над другими? У русских идея самобичевания за грехи даже приняла гипертрофированную форму, которая не присуща ни одному западному христианскому народу.

Мы многонациональны и окружены иными цивилизациями, а не просто государствами, и потому, что живем на огромной территории с тяжелейшими природными условиями, недооцененными как большевиками, так и нынешними идеологами. Те и другие оказались утопистами, веря во всесилие идеальных общественных институтов для Африки и Сербии, тундры и Франции. Это иллюзия. Но слово "национализм" я все же стараюсь не употреблять, потому что понимаю: даже у людей, сочувствующих русскому национальному возрождению, этот термин вызывает сейчас некое беспокойство и тревогу. Как бы не обвинили в нелюбви к другим! Но любовь к своему не есть ненависть к иному. Мы свою мать любим, а не чужую, которая может быть красивее, успешнее, образованнее. Национальное чувство неискоренимо. А вот если ему не давать развиваться, освящаться высшими идеалами, то оно из побуждения к историческому творчеству вырождается в зоологический этноцентризм, который приносит уродливые социальные плоды.

О национальном разучились говорить, этой темы боятся. XX век всех разучил, и стало опасно говорить о национализме – его воспринимают шовинизмом. Поэтому я действительно не употребляю слово "национализм", а говорю о чувстве национального возрождения, побуждении к историческому творческому акту в мировой истории. "Каждый народ получил дар Святого Духа и претворил по-своему", – писал тот же Иван Ильин. И большая ошибка – полагать, что для многонационального государства нужен атеистический, безнациональный стержень. Все развалится! Нужно бояться не тех, кто кладет кресты, а тех, кто их срывает. Только тот, кто ценит и любит свое наследие, способен с уважением относиться к таким же чувствам других. Очень трудно человеку, не знавшему материнства, понять слезы сына над гробом матери.

Когда национальное чувство подавляют, оно деградирует в зоологическое чувство, этноцентризм, противопоставление "Я – не я", "свой – чужой". Это несвойственно человеку, ему всегда было присуще искать гармонию национального и универсального, индивидуального и всеобщего.

Национализма не стоило бы бояться. Это минувший век разучил на эту тему говорить респектабельно. Ведь в XIX веке слово "национализм" не имело негативного смысла, это было продолжение национального и вовсе не означало ксенофобии. Но в XX веке у нас соперничали две ветви философии и "прогресса" – либерализм и марксизм. На самом деле, не антиподы, как многие думают, а двоюродные братья – кузены. И те, и другие, при всей разнице методов, конечную цель видят в построении единого безнационального, безрелигиозного глобального сверхобщества.

– Считается, что христианство – наднационально... Вместе с тем, в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано: "Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели право на национальную самобытность, национальное самосознание. Напротив, Церковь соединяет в себе вселенское начало с национальным...". По Вашему мнению, каким должен быть православный национализм?

– История доказала, что империя прочна лишь на национальном стержне, а не на космополитическом начале, которое, каким бы привлекательным не казалось, неизбежно ее разрушит... Почему другие народы присоединились к русскому государству? Они бы в ужасе отшатнулись от "общечеловеческого" государства. Ведь это было сугубо национальное и православное, религиозное государство. И именно таковое, оно давало возможность "молиться своим богам", при этом принадлежность к целому была источником ценностей. Народы осознанно присоединялись к русскому православному царству, потому что видели, что именно в нем им найдется достойное место. Вспомним, в какое государство вступали народы российские по мере расширения нашей страны. В сообщество, декларирующее примат общечеловеческих ценностей без религиозной и национальной идеи? Да они бы в ужасе отшатнулись от подобного государственного устройства, как от шайтанового изобретения. Они сознательно вступали в Русское православное царство, зная, что в нем им найдется достойное место, и они смогут молиться своему Богу. При этом принадлежность целому все равно оставалось идейной ценностью. Вспомните, например, "Поединок" Куприна – кто там приводил к присяге российских подданных? Не только православный священник – поляков принимал ксендз, штабс-капитан Дитс за неимением пастыря привел нескольких лютеран, мулла привел татар и даже единственному язычнику Черемису был на конце шпаги принесен кусок хлеба и он клялся небом и землей в верности государю, который всех объединял. В какой армии демократического, безнационального и безрелигиозного государства есть такое уважение к национальным традициям каждого и одновременно связь с целым, единство во множестве, неслиянно и нераздельно.

Трагичность сознания проявляется на любом уровне православной государственности, если она действительно приближается к идеалу.

– Сейчас о покаянии говорят даже светские люди и политики. А как Вы понимаете покаяние?

– Покаяние относится к душе человека, это глубоко личное. Коллективные организмы не имеют души, так что эти призывы чисто политические: они внушают нации неуверенность в своей истории, нигилизм и безверие в свои силы. Осознавая и признавая с христианским смирением грехи и преступления революции, мы тем не менее не можем отрекаться от своего Отечества, которое переживало за тысячу лет своего странствия по мировой истории много взлетов и падений, грехов и заблуждений. Ибо легко любить Отечество, когда оно сильно и все им восхищаются, но даже когда мать грешна, осмеяна и покинута всеми, – только тот сын, что не пройдет мимо и защитит от поругания.

Я считаю, для русского мира сейчас главнейшая задача – прекратить самоуничижение и глумление над собственной историей. Да, у нас были грехи. А у кого их нет? Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь погубила раз в пять больше народа, чем Иван Грозный за все время своего царствования. Английский король Генрих VIII обезглавил кучу жен, а заодно и гуманиста Томаса Мора. Но кто на Западе стыдится своих изуверов? Все говорят только об их победных завоеваниях. Это вытекает из протестантского учения о спасении, где преодоление собственных грехов отходит на второй план, уступая место подсчету своих "добрых дел". Православие, наоборот, требует смирять гордыню, отсюда – извечное русское самокопание, самокритика. Запад намеренно демонизирует образ "русских деспотов". Почему все говорят о сталинских репрессиях и умалчивают о ленинских? Потому что Ленин развалил великую империю, раздал часть территорий. При Сталине после войны Россия в образе СССР стала великой державой. Политизированный пересмотр истории, постоянные попытки подвести Россию к публичному покаянию и самотерзанию имеют единственную цель – лишить народ политической воли, отколоть от страны исторические территории.

Одно дело – когда сам критикуешь свою страну, другое дело – когда набрасываются чужие, те, которые и сами небезгрешны.

– В Священном Писании есть такое понятие, как "желание сердца"... О чем Вы хотели бы сказать по нашей теме, что не прозвучало в предлагаемых вопросах?

– Русским более всего не хватает единства, такой скрепой духовной всегда была православная вера. Будет вера – будет из народонаселения нация, а будет нация – единый преемственно живущий организм с едиными представлениями о добре и зле, общими историческими переживаниями – будет и великая держава! Я верю в Россию!..

– Уважаемая Наталия Алексеевна, благодарю Вас за глубокую беседу.

Позвольте пожелать Вам помощи Божией в трудах на благо нашего Отечества. Спаси Вас Господи!

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Наталья Нарочницкая

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты