Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_46195.html


12 октября 2007

Концепция духовного образования

Интервью с архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием

Источник: http://vstrecha-mpda.ru Журнал "Встреча"

Ваше Высокопреосвященство, принята первая Концепция духовного образования в истории Русской Православной Церкви. Почему возникла необходимость в ее принятии?

В принятой Священным Синодом Концепции высшего духовного образования говорится, что XX век был временем жестокого подавления Православия, а духовное образование в России уничтожалось атеистическим режимом. Возрожденные в 1940-е годы духовные школы в тяжелейших условиях гонений восстановили традиции духовного образования, но не было свободы в развитии в годы тоталитарного атеистического режима, с крушением которого у Церкви появилась такая возможность. Архиерейские соборы Русской Православной Церкви 1989 и 1994 годов приняли решение о развитии и реформировании системы духовного образования. Открытие и реформирование духовных учебных заведений находилось под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха и Священного Синода. Духовные семинарии и училища открывались по мере необходимости для удовлетворения нужд приходов в пастырях. В советское время было всего три семинарии, сейчас их тридцать семь. И хотя Учебный комитет контролировал процесс открытия духовных учебных заведений, однако отсутствие общецерковных регламентирующих документов в сфере духовного образования, конечно же, сказывалось на качестве подготовки священнослужителей, особенно в провинциальных школах. Прежде всего, ощущалась потребность в системном подходе к проблемам образования в нашей Церкви, потому Святейший Патриарх и учредил своим Указом Комиссию по разработке Концепции духовного образования. Необходимо отметить, что Концепция вырастала не из умозрительных схем, а из детального анализа положения в духовном образовании, в прове дении которого кроме членов Комиссии участвовали также преподаватели и студенты семинарий и академий. Подготовительные материалы по разработке Концепции насчитывают более десяти томов. Комиссия посетила ведущие школы и региональные семинарии. Были разосланы опросные листы и анкеты, касавшиеся существующих проблем в духовном образовании. Все материалы систематизировались рабочими группами и Комиссией, промежуточные итоги докладывались Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Работа шла не только в кабинетах. И хотя по объему Концепция – небольшой документ, однако в него вложен труд многих людей. Не будет преувеличением сказать, что это плод совместной работы священноначалия, архипастырей, пастырей, преподавателей и студентов. Как сказал Святейший Патриарх Алексий, по результатам работ Комиссии мы получили "соборный документ".

Что изменится в системе духовного образования в связи с введением этой Концепции?

Концепция и сопутствующие ей стандарты семинарии и академии задают параметры воспитательного и учебного процесса. Предусматривается, что все семинарии – высшие учебные заведения с пятилетним сроком обучения. Церковные образовательные стандарты – это не пожелания, а обязательные к исполнению документы. И хотя стандартом семинарии предусматривается известная доля свободы в учебном плане (20% от общего количества часов отводится на региональный ком понент), однако в нем есть и общие, обязательные для всех параметры. Аналогичным образом дело обстоит и с академическим стандартом. Хотел бы обратить внимание на заключительный раздел Концепции, который предусматривает разработку Учебным комитетом целого ряда регламентирующих документов, охватывающих всю сферу духовного образования – от поступления абитуриента в духовную школу до защиты церковным ученым докторской диссертации. Говоря юридическим языком, у нас появляется нормативная база, регулирующая весь процесс обучения. Таким образом, Концепция – это закономерный этап в жизни нашей Церкви. Однако Концепция не догма. Жизнь не стоит на месте, поэтому в самих этих документах заложены положения, предусматривающие адаптацию духовного образования к новым требованиям и запросам, выдвигаемым жизнью, с тем чтобы пастырь был всегда во всеоружии в своем служении, а церковная наука отвечала бы на вызовы времени.

Связана ли эта Концепция с внедрением стандарта "теология" в светских вузах?

Изначально задача заключалась в том, чтобы упорядочить процесс обучения в нашей церковной школе, поэтому с внедрением стандарта "теология" в светских вузах Концепция напрямую никак не связана. Хотя сам стандарт "теология" мы рассматривали, поскольку существовала точка зрения, что необходимо теологический стандарт либо адаптировать для семинарии, либо ввести

непосредственно в семинариях. Но возобладала та точка зрения, что это было бы неверно, поскольку задачи, решаемые в светском вузе и в духовной школе, различны, хотя, разумеется, некоторые разделы учебной программы могут совпадать.

Образование для будущих пастырей и образование для будущих церковных ученых – это совсем разные вещи. Кого именно готовит семинария?

Мы пришли к выводу, что было бы неверно разрывать подготовку будущего пастыря и будущего ученого, например, на факультетном уровне, поскольку в таком случае мы столкнемся с существенными проблемами. Разве пастырь не может быть церковным ученым и разве церковный ученый не может быть пастырем? Разве священник не должен иметь возможность поступать в академию? И разве церковная наука вырастает не из насущных задач пастырства в самом широком смысле этого слова? Разумеется, семинария готовит пастырей, это ее предназначение, но поскольку семинария – высшее учебное заведение, в ней должна наличествовать и научная составляющая. Мы понимаем, что здесь есть проблема. Выход предложен в принятых документах. В частности, в семинариях предусмотрено создание кафедр; вводятся элементы специализации по кафедрам в процессе написания студентами курсовых и дипломных работ (4-й и 5-й курсы, возможно, 3-й курс). Специализация в семинариях должна соответствовать специализации в академиях. Предусматривается введение системы спецкурсов в семинариях, что позволит учитывать способности и наклонности обучающихся и готовить некоторых из них к поступлению в духовные академии. Преподаватели семинарий должны стремиться к написанию и защите научных работ, вести научную и исследовательскую работу, теперь им могут присваиваться ученые звания доцента и профессора. Академии же должны получать таких выпускников семинарии, которые способны в течение трех лет обучения подготовить и защитить кандидатские диссертации. Принципиально важно то, что выпускники семинарии получают одинаковые дипломы, с указанием специализации; некоторые из них, возможно, займутся наукой в дальнейшей своей жизни. Ничего принципиально нового в этом нет. Если мы возьмем светский вуз, то мы увидим там такую же систему, например, на филологических факультетах университетов.

Что изменится в порядке получения ученых степеней в связи с введением Высшей церковной аттестационной комиссии?

В последнее время мы наблюдаем возрастание требований к научным работам не только в церковной, но и в светской высшей школе. Задача давно уже озвучивалась церковными учеными: поднять качество научных работ и обеспечить контроль за самостоятельностью проведения исследований. Этому и должно способствовать появление такого контролирующего органа, как Высшая церковная аттестационная комиссия. Предполагается, что в ее состав должны будут входить специалисты из всех наших академий; они должны будут рассматривать результаты защиты научных работ в диссертационных советах академий. Во-первых, это поднимет планку требований, поскольку над академиями и диссертационными советами появится независимая научная контролирующая инстанция. А во-вторых, это будет способствовать научной интеграции самих академических корпораций. Что касается порядка получения ученых степеней, то он должен быть определен в соответствующих положениях, разработка которых поручена Учебному комитету. Но стоит отметить, что для соискателя мало что изменится: ему необходимо будет подготовить качественное научное исследование, а после успешной защиты, принятия положительного решения ВЦАК и утверждения его Святейшим Патриархом ему выдадут диплом.

Как Вы предполагаете реализовывать в Тобольской семинарии обозначенные в Концепции принципы: преобладание духовенства среди преподавателей семинарии, доступность для студентов выхода в Интернет, приобретение студентами навыков церковной журналистики?

Первый из названных Вами принципов в нашей семинарии уже реализован. Достаточно ознакомиться со списком преподавателей, чтобы в этом удостовериться. Из общего числа преподавателей 75% в священном сане, из них 60% уже окончили Духовные академии, 10% составляют преподаватели из высших светских учебных заведений, имеющие ученые степени и звания. Что касается технического обеспечения учебного процесса, то в семинарии есть компьютерный класс, есть выход в Интернет. В Тобольских духовных школах имеется своя студенческая редакция и телестудия, издается студенческий журнал "Семинария", студенты готовят статьи в наши епархиальные издания – "Сибирскую православную газету", в молодежный журнал "Православный просветитель" и в детский журнал "Православный сибирячок". Кроме того, студенты готовят статьи и репортажи в светские печатные издания, в теле – и радиокомпании.

В заключение хочется пожелать всем труженикам и учащимся сферы духовного образования проникнуться стремлением к повышению уровня духовного образования и церковной науки. Для этого у нас сейчас есть историческая возможность, которую нельзя упускать. А для поднятия духовного образования на должный высокий уровень есть и надежный фундамент, заложенный предыдущими поколениями деятелей церковной науки. Нам нужно приложить усердие в познании величайшего духовного богатства Вселенской Православной Церкви и открыть доступ к этому сокровищу для нашего православного народа.

РЕКЛАМА