Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_46912.html


31 октября 2007

Любовь Балакирева

Наталья Нарочницкая: "Ничто так хорошо не освобождает от чувства превосходства над другими, как поиск спасения"

– Наталья Алексеевна, вы баллотируетесь в Государственную Думу от партии "Справедливая Россия". Ваша партия выдвинула лозунг "Многонациональной стране – эффективную национальную политику!". Что вы вкладываете в понятие эффективная национальная политика?

– Эффективная национальная политика – это, прежде всего, создание такого климата в стране, когда каждый народ полнокровно может развивать свою культуру. С другой стороны, принадлежность к целому, как это было всегда в истории России, являлась источником ценностей.

Вспомним, что к русскому государству присоединялись многие народы и, в основном, добровольно. Они сохранили верность русскому государству во всех испытаниях. И даже, когда "цивилизованные" поляки хозяйничали в кремлевских соборах, казанские татарские старейшины собрали деньги, ополчение и помогли Минину и Пожарскому. Их не смущали ни колокольные звоны, ни кресты. Они понимали, что в русском православном царстве у них – достойное место.

С другой стороны, этот климат не должен отнимать особенно у русского народа, основателя российской государственности, чувство самостояния в мировой истории.

– Современные конфликты на национальной почве – в чем их причина, на ваш взгляд?

– Многие национальные трения сейчас происходят не от гипертрофированного национального чувства, наоборот, от чувства неуверенности в нем. Поэтому нужно, чтобы все народы не стеснялись быть тем, кем они есть. Я не считаю очень правильным насильно заставлять русских называть себя только россиянами.

Тот плохой русский, кто перестанет чувствовать свои корни, он станет и плохим россиянином. Родина у него будет там, где будут ниже налоги. Поэтому мы как россияне, граждане России совершенствуем парламентаризм, законы, вместе боремся за равный доступ к социальным благам, строим социальное государство.

Здесь, мне кажется, не надо бояться и преподавания основ православной культуры, потому что сущность православного поиска личности, знаете в чем заключается – в преодолении соблазна собственной гордыни. Ничто так хорошо не освобождает от чувства превосходства над другими, как поиск спасения. Мы к причастию идем и говорим, что я самый первый грешник.

Именно при вырождении национального чувства, если оно не освящено высшими ценностями, происходит деградация в зоологический этноцентризм.

Нужно делать так, чтобы национальное чувство было побуждением к историческому творчеству, а не к поиску врага. Любовь к своему, но не ненависть к иному. Только тот, кто любит и ценит свое наследие, способен с почитанием и уважением относиться к подобным чувствам других. Вот эта гармония, этот разносторонний подход и должен обеспечить ту многонациональную уникальность, которую Россия доказала в целом за 1000 лет своего существования. Даже в дохристианский период в дружине киевского князя-язычника, пишет Ключевский, был целый интернационал.

– Это был только российский путь?

– В западной Европе шли по пути моноэтнических и моноконфессиональных государств. Там были жуткие войны между католиками и протестантами, когда треть населения центральной Европы была вырезана. Ассимиляция народов – чудовищное надругательство над свободой совести. Действовал принцип аугсбурского религиозного мира: чья страна – того и вера.

Для России это было бы совершенно немыслимым надругательством над свободой совести. Западная Европа – это кладбище народов, которых европейцы либо насильно ассимилировали, либо изгнали, либо истребили.

Россия в этом отношении представляет собой модель, как можно жить вместе, оставаясь самим собой.

– Вы выступаете за воссоздание Министерства по национальной политике. Почему?

– Это серьезная сфера, и ей должны заниматься люди достаточно глубоко мыслящие и учитывающие все особенности и целого, и отдельность каждого. Поэтому в многонациональной стране это естественно.

– Есть правовые нормы, а есть жизнь. Как быть здесь?

– Не секрет, что во многих регионах России миграция – это черта современной жизни, от которой никуда не денешься. Возникают общины, возникают различные проблемы между населением и приезжими. Государство часто действует абстрактно, принимает какую-то правовую норму. Но существует еще и жизнь, которая не вмещается в эти правовые нормы, если не гармонизировать все эти проблемы не сближать людей, например, через Общественные межнациональные советы, о которых говорится в программе партии "Справедливая Россия". В эти советы могли бы войти авторитетные глубокомыслящие лидеры общественного мнения всех национальностей, проживающих в данном регионе. Мне кажется, так лучше достичь согласия на человеческом уровне, не дожидаясь, чтоб были приняты какие-то правовые нормы.

– Проблема мигрантов сегодня – очень острая проблема. "Справедливая Россия", например, хочет установить ограничения на создание компактных поселений мигрантов по этническому признаку.

– Я очень поддерживаю это, потому что миграция – черта современной жизни, и в демократическом обществе ее невозможно остановить.

При разнице в культурно-цивилизационном смысле, если приезжих очень много – формируется некий клан, и внутриклановая этика превосходит общегражданскую. Могут начаться трения. Надо реально смотреть на вещи. Не стесняться, не закрывать глаза.

Надо планировать миграцию, чтобы не получалось так, что в каком-то христианском районе возникала община совершенно другой цивилизации, объединенная совершенно другими ценностями. Лучше вовремя предотвращать структурное оформление, с которым потом очень трудно будет находить согласие и в бизнесе, и в управлении. Предупреждать умной миграционной политикой.

– Какие нам нужны законы, на ваш взгляд, чтобы миграционная политика стала умной?

– В первую очередь законы, направленные на предотвращение формирования компактных поселений. Должны быть введены какие-то критерии с учетом демографических рекомендаций, экономических, учитывая склонность тех или иных общин к определенным видам деятельности. Должна быть гармония. Даже в советское время была такая дисциплина, как развитие и размещение производительных сил. Трудовые ресурсы тоже являются производительными силами. Поэтому нужно думать об их размещении.

РЕКЛАМА