поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 февраля 2008  распечатать

Игумен Нектарий (Морозов)

Христианство – это образ действий

Источник: Русский курьер

Вдруг оказалось, что во все более секуляризирующемся обществе – этот процесс на протяжении двадцатого века происходил во всем мире – религия не утрачивает свое влияние и даже, наоборот, набирает его, в особенности это касается ислама. Однако и православие в России завоевывает свои позиции столь стремительно, что сегодня большинство россиян (58,5%) отвечают положительно на вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали в школе основы православной культуры?". В этих условиях неминуемы споры о клерикализации, о том, хорошо ли для общества усиление влияния церкви. Свою позицию проясняет игумен Нектарий (Морозов), главный редактор информационно-аналитического портала Саратовской епархии "Православие и современность" и одноименного журнала

СВОБОДА ЖЕЛАННАЯ, НО ПОКА НЕДОСТИЖИМАЯ

Если посмотреть, как толкуют понятие "клерикализм" различные энциклопедии, то в общем мысль можно выразить так: клерикализмом называется политическое направление, добивающееся первенствующей роли Церкви и духовенства в общественной, культурной и, опять-таки, политической жизни общества. Происходит ли это в наши дни в России или же наличествует нечто иное?

На мой взгляд, идет процесс естественного возвращения наших современников к "вере отцов". Среди этих современников есть люди различных культурных и социальных слоев. В том числе политики, бизнесмены, журналисты, то есть представители той части общества, которая обладает наибольшими "ресурсами влияния". Православие – религия, которая не может и ни в коем случае не должна быть "вещью в себе". Христианин, являющийся, как принято говорить, "верующим в душе", – нонсенс. Он в таком случае, по слову Апокалипсиса, лишь "носит имя, будто жив, а на деле мертв" (ср.: Откр. 3, 1). Христианство – образ жизни, образ взаимоотношений с реальностью, а следовательно, и образ действий, определенных поступков. И в этом, мне кажется, все дело: христиане как-то действуют, как-то поступают – на самых разных уровнях, и происходят те изменения в стране, которые кто-то толкует как клерикализацию, но которые в действительности есть лишь реализация свободы христиан.

Вся беда в том, что за годы, пока Церковь в России сначала уничтожалась, а потом просто была стеснена в своих правах до самого последнего предела, в нашем Отечестве слишком многие успели к этому положению привыкнуть, так, что оно воспринимается ими как единственная возможная данность. А жизнь теперь свидетельствует о другом, и мириться приходится с данностью принципиально иной. Мириться же не хочется – отсюда и накал страстей.

Чем же опасно усиление – нет, не влияния, а присутствия Церкви в жизни общества? Разве кого-то принуждают учить Закон Божий насильно, гонят строем в храм, заставляют синхронно класть поклоны и хором повторять слова молитв на непонятном церковнославянском языке? Нет. Тогда почему для Церкви и ее чад свобода по-прежнему остается чем-то желанным, но недостижимым?

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ "БОРЬБЫ ЗА ВЛИЯНИЕ"

Когда говорят, что Церковь "борется за влияние", то очень хочется спросить: а каков механизм этой борьбы? Церковь бедна, что бы и кто бы ни говорил о ее богатствах. Ее финансовые ресурсы на порядки скромней, нежели ресурсы мусульман, католиков, сектантов. Можно ли предположить, что в числе представителей русского православного епископата и духовенства находится значительное количество выдающихся "лоббистов"?Во-первых, опыт свидетельствует о том, что это не так. Во-вторых, на чем вообще основывается успешность лоббирования чьих-либо интересов? На финансовых и материальных активах. А у Церкви они крайне скудны, разбогатевших чиновников ими не соблазнишь.

На чем же основывается неизменно растущее на протяжении последних 17-18 лет влияние Церкви? Что у нее в активе? Ответ прост – только люди. И правда, если воспринимать Церковь как "организацию", то нет больше ни одной организации, куда люди в России добровольно приходили бы в таком количестве и которой бы они так доверяли. Группа верующих в нашем обществе, чаще всего представляющем совершенно разобщенных между собой людей, в сравнительном отношении очень велика. Не считаться с этим трудно. Вот, кажется, и все, что можно сказать о "новом русском клерикализме"... Впрочем, кое-что стоит еще добавить: слухи о нем весьма преувеличены. Потому хотя бы, что слишком часто приходится Правящим Архиереям буквально стену пробивать, чтобы возвратить епархии так и не возвращенный за все постсоветское время храм или в одной отдельно взятой школе, откликаясь на просьбы родителей, ввести факультатив по основам православной культуры. И слишком многие из них лишились и лишаются в такой героической борьбе здоровья и сил, очередной раз подтверждая пословицу: плетью обуха не перешибешь. Так что, если спуститься с заоблачных высот теории к низинам практики, то идея о наличии "государственной религии" оказывается чем-то совершенно мифическим.

Что вообще может внушать тревогу в новом витке развития Православия в России тем, кто с Православием не знаком? Даже во времена, когда оно являлось господствующим для нашей страны, Русь не знала ужасов, подобных католической инквизиции, у нас не было крестовых походов, не было такой борьбы за власть в Церкви, как на Западе, где папы сменяли друг друга на престоле с поистине космической скоростью. Так что же?

ТРУДНЫМ ПУТЕМ К ЛЮБВИ И СЧАСТЬЮ

Церковь в советской России слишком долго была сжата до предельно "малого стада". Однако она быстро растет на протяжении вот уже более полутора десятилетий. Естественно, что налицо и некоторые болезни роста. Большая часть из них имеет своим источником, с одной стороны, ничтожно малый опыт церковной жизни некоторых непутевых чад Церкви, с другой – их же непомерную уверенность в своей праведности и правоте, чего бы это ни касалось. Тут и борьба с ИНН, и противостояние глобализации, и война с жидомасонством... Но вряд ли всерьез можно говорить о том, что именно это – лицо Церкви. Во всяком случае, ее негативное отношение к таким "нездоровостям" очевидно – об этом свидетельствует позиция абсолютного большинства священноначалия.

Может быть, лучше не искать угрозу там, где ее нет, а постараться понять: что в Церкви хорошего при всех кажущихся или реальных недостатках? Что приводит людей в Церковь, что заставляет навсегда связывать с ней свою жизнь – неважно, в качестве священника, монаха или прихожанина храма? Ведь православные миссионеры не врываются в квартиры мирных граждан подобно свидетелям Иеговы, не практикуют "бомбардировку любовью", как, например, муниты. Наоборот, нас часто ругают за то, что мы "живем в своем замкнутом мире", а уж жалобы на "страшных православных бабушек" давно стали для критиков Церкви правилом хорошего тона. А люди все равно приходят и все равно остаются. Почему? Потому что действует и всегда будет действовать в Церкви сила – исцеляющая, изменяющая, совершенно перерождающая человека, дающая ему смысл и полноту бытия. Сила, принадлежащая Тому, Кто эту Церковь основал, Чьим Телом она является. Бог действует в Своей Церкви и в ней открывается людям как любовь и как счастье, как что-то неизведанное и в то же время невыразимо знакомое, родное. В этом ее тайна, в этом и корни того, что именуют клерикализацией, ясное и очень простое объяснение этого сложного слова.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Игумен Нектарий (Морозов)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты