Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51122.html


25 января 2008

Виктор Яковлев

Сжитие со свету

Настоятеля храма Святых Жен Мироносиц священника Павла Адельгейма

Источник: Псковская губернiя

На днях настоятель Псковского храма Святых Жен-Мироносиц получил... как бы это сказать... "приглашение" в Епархиальный суд. По телефону. От Председателя Епархиального суда протоиерея Петра Нетребы. На вопрос: "С какой целью и в качестве кого? " – последовало: "Просто побеседовать..."

"Невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27)

Крайне напряженная и всерьез тревожная ситуация сложилась в нашем приходе Свв. Жен Мироносиц – именно она и побудила меня к этой публикации. Это, прежде всего, тревога о здоровье и самой жизни нашего уважаемого, горячо любимого пастыря и отца-настоятеля священника Павла Адельгейма.

По установившемуся порядку в ц. Свв. Жен Мироносиц богослужения проходят ежедневно утром и вечером в соответствии с Церковным Уставом. Каждый день (за исключением особых дней Великого поста) служится Божественная Литургия. В штате прихода два священника, кроме о. Павла – иерей Владимир Будилин, между ними и распределяются богослужения. Но с некоторых пор, а именно с 2003 года, о. Владимир все чаще нарушает церковную дисциплину, пренебрегает своими обязанностями, демонстративно не подчиняется отцу-настоятелю.

Поступки, а вернее, проступки о. Владимира носят, во-первых, дисциплинарный характер. Это не только отказ выполнять распоряжения настоятеля, но и регулярные опоздания к началу богослужений (до 60 минут) и прогулы – сначала единичные, потом недельные, теперь – на несколько месяцев. Прогулы, на словах объясняемые болезнью, на деле же ни разу не подтвержденные медицинскими документами.

Во-вторых, самое заурядное бесчеловечное хамство со стороны сравнительно молодого иерея в адрес почтенного и уважаемого священника, чему я сам неоднократно был свидетелем. Перед Божественной Литургией или в самом начале ее о. Владимир входит в алтарь, чтобы взять с Престола св. Крест и Евангелие для совершения исповеди. На неизменное – с поклоном – приветствие о. Павла: "Здравствуйте, отец Владимир", – в ответ – либо гробовое молчание и уход с гордо поднятой головой, либо, в лучшем случае, кивок затылком. Это и истерики с потоками брани и оскорблений в ответ на любые замечания настоятеля, будь то просьба не говорить в алтаре по мобильному телефону, или не вносить в алтарь сумки, полные продуктов, или экономить электричество и не включать лишний свет.

В третьих, и это самое главное, – канонические нарушения, допускаемые иереем Владимиром Будилиным во время совершения таинств и богослужений, причем такие, за которые, согласно канонам, священника извергают из сана. Не стану их перечислять, они подробно и канонически обоснованно изложены в многочисленных письмах и докладных записках настоятеля на имя Правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего архиепископа Евсевия и благочинного Пскова, настоятеля Свято-Троицкого собора протоиерея Иоанна Муханова. На все эти послания должной и адекватной реакции не последовало. Как и на письма настоятеля и Приходского совета с неоднократными просьбами отозвать священника Владимира Будилина из церкви Свв. Жен Мироносиц.

Вот тут-то и встает во весь рост главный вопрос: почему о. Владимиру сходят с рук проступки, за малую часть которых любой другой священник давно был бы запрещен в богослужении? Чего стоит один отказ (читай – раскол! ) от евхаристического общения с настоятелем, неучастие в богослужениях Великих праздников (даже в дни Рождества и Пасхи Христовой! ), не говоря уже о воскресных днях.

Тревога всех, кому дорог о. Павел, имеет более чем достаточные основания, ибо сейчас он несет совершенно непосильную даже для здорового человека нагрузку: 70-летний священник, инвалид (вместо одной ноги – протез) в течение уже нескольких месяцев служит утром и вечером каждый день (! ), а еще ежедневные требы (крестины, венчания, отпевания, освящение домов и проч.), а еще преподавание в Православной школе Регентов, посещение больных, заботы о приюте сирот-инвалидов, открытом о. Павлом 14 лет назад в Писковичах. Совершенно очевидно, что жизнь в таком режиме выше человеческих сил и возможна только с Божьего на то произволения. Воистину: "Невозможное человекам возможно Богу"! (Лк. 18, 27.)

Но в чем же все-таки причина архиерейских попущений поведению о. Владимира Будилина?

"Требует подчинения даже там, где расходится с канонами Церкви"

Отношения между о. Павлом и правящим Архиереем начали обостряться после выхода в 2002 г. книги о. Павла "Догмат о Церкви в канонах и практике", вызвавшей большой резонанс – в целом положительный – в церковной общественности, той ее части, что ищет осмысленного существования в Церкви Христовой. Главная тема книги – несоответствия поступков церковных и, прежде всего, епархиальных властей существующим канонам и правилам, на которых строится жизнь Православной Церкви. Или

– говоря проще и понятней – архиерейский произвол, своего рода церковная "троекуровщина". Потому-то книга и вызвала резкое неприятие правящего архиерея и иже с ним. Началом же противостояния и гонений на о. Павла стало приснопамятное обсуждение книги на Епархиальном Совете в Пскове, стенограмма которого ("Благодатные лучи", N 2 (66), 2003 г.) наглядно показала, что ни о каком правовом развитии событий не может быть и речи. О. Павлу в присутствии на обсуждении было отказано, и его письмо к членам Епархиального Совета зачитано не было.

Желающее потрафить Владыке подавляющее большинство Совета кинулось обвинять о. Павла в клевете, расколе, лжи, но с некой странной особенностью: все высказывания оказывались не более чем мнением выступающих, ярлыками на пустых флаконах, поскольку ни одного факта клеветы, а, стало быть, и его опровержения так и не было приведено. Владыка обиделся? Это понять можно. Обиделись, хоть и с разной степенью искренности, священники? Тоже объяснимо. Но выходит, что обиделись на факты, ни одного из которых не опровергли. В целом тон обсуждения (осуждения, если быть точным) был выдержан в лучших традициях советских времен, когда собрания трудовых коллективов клеймили врагов советской власти, требуя расправы:

"Книга является вредной для всех времен и народов... Автор поставил себя вряд Иуды, нераскаявшегося разбойника, Демьяна Бедного и других "ревнителей" Церкви". – Архимандрит Сергий Стуров (1)

"Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на то страшное состояние, в которое впал о. Павел, потеряв любовь и почтение к правящему священноначальнику..." – Протоиерей Михаил Мельник. (2)

"Новый Арий явился! Братия, в нашем стаде появились волки". – Архимандрит Лев Дмитроченков. (3) (Здесь и далее выделено мной. – Авт.)

И так далее, и в том же духе, почти все (как же отрадно звучит здесь это "почти"! ). Невольно вспоминаются строки из песни Александра Галича памяти затравленного нобелевского лауреата Бориса Пастернака: "Мы поименно вспомним всех, кто поднял руку !.."

Выступающие высасывали из пальца (чьего? ) "доказательства" "порочности" о. Павла, и сами при этом оказывались в роли клеветников. Пример? Извольте.

Протоиерей Георгий Быков, настоятель церкви Архангела Михаила: "Пылая ненавистью к Православию, о. Павел очень благосклонно относится к католикам, протестантам, получает от них материальную помощь, которая неизвестно как расходуется, а деньги шлют немалые. Например, только одна религиозная организация перечислила ему как разовую помощь, 120 тысяч немецких марок"?

С таким же успехом можно было назвать любую сумму, но видимо воображения о. Георгия хватило только на 120 тысяч в иностранной валюте. Одно из двух: либо о. Георгий обязан представить доказательства приведенного факта, на основании которых должно быть заведено следствие с последующим судебным разбирательством, либо сам предстать перед судом как клеветник

Да, о. Павлу, как общественно и социально активному человеку и авторитетному в Христианском мире православному священнику оказывалась помощь: и на создание приюта для сирот-инвалидов, и на Православную школу Регентов, и на строительство храма св. целителя Пантелеймона на территории областной Психиатрической больницы в Богданове, в том числе и церковными объединениями, и отдельными приходами Западной Европы. Только суммы были на порядок ниже, а их получение и расходование зарегистрированы документально.

Доходило и до подлогов: тот же о. Георгий Быков: "Ни для кого не секрет, что о. Павел выставлял свою кандидатуру на выборах в органы законодательной власти. Видимо ему очень хотелось приобщиться к антицерковной деятельности таких личностей, как Глеб Якунин". (5)

Тогда, на первых более-менее демократических выборах в 1989-м, я был доверенным лицом о. Павла, но бывшая еще в силе КПСС выстроила неодолимые барьеры на пути регистрации священника кандидатом в депутаты. Вот только о. Георгий "забыл" (преднамеренно? ), что в тот Верховный совет СССР были избраны не только Глеб Якунин, но и многие другие священники, и епархиальные архиереи, и некоторые члены Священного Синода, и среди них, между прочим, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.

Заканчивается же сия знаменательная стенограмма Открытым письмом о. Павлу самого Владыки Евсевия: "..Как бы вы не преподносили свои суждения и сколько бы вы не приводили цитат о соборности, о единстве Церкви, и как бы вы лукаво не изощрялись в своей правоте, все-таки вы лжец и слуга отца лжи – оиавола"! (6)

Но все эти запротоколированные голоса оказались каплей в море положительных и благодарных отзывов на книгу в российских СМИ. Дабы не утонуть в цитатах, приведу лишь одну, из подробной рецензии в "Независимой Газете": "В книге, прежде всего, чувствуется боль человека, искренне служащего Церкви и не могущего смириться с тем, что происходит с ней сегодня. ..Архиепископ Псковский требует подчинения даже там, где его действия расходятся с канонами Церкви. Он любит говорить о единстве, церковной дисциплине и послушании епископу как главе местной Церкви. Но на деле это единство распадается как карточный домик, когда он одного запрещает в служении, другого переводит за штат и т. д. Достичь единства Владыка хочет путем отсечения непослушных членов. О нахождении общего языка с паствой нет и речи. Последствия такой политики предсказуемы" (7)

"Я с радостью покаюсь, но не соглашусь на самооговор"

Как бы там ни было, с этого времени храм Свв. Жен Мироносиц в Пскове для Владыки практически перестал существовать. Он, несмотря на регулярные приглашения, ни разу не почтил нас в день престольного праздника, о. Павла перестали приглашать на епархиальные собрания, вокруг Прихода возникла искусственно созданная "зона отчуждения". Между тем, сам о. Павел регулярно, перед каждым постом и большим праздником пишет Владыке письма, пытаясь объясниться (в личной встрече ему отказано):

"Факты, приведенные в моей книге, задели Ваше самолюбие. Вы не можете переступить через него и простить. В книге нет клеветы. Она написана не в обиду Вам, а в защиту Церкви. Ваше имя упоминается только в подписанных Вами Указах. Если я не прав, укажите мою ошибку. Я признаю ее, и мы примиримся, как заповедал Христос. Я с радостью покаюсь, но не соглашусь на самооговор. Чекисты принуждали к самооговору пытками и остались злодеями на темных страницах русской истории. Это моя личная драма: они опорочили и замучили двух моих дедов, отца, мать, их друзей и сослуживцев. В течение года меня держали в тюрьме госбезопасности, требуя самооговора и отречения от Христа в СМИ..." (13.03.05 г., Прощеный день.) (8)

Все письма заканчиваются одной мыслью, одним чаянием:

"Я прошу у Вас, Владыко Святый, прощения. От всего сердца каюсь в причиненных огорчениях. Простите меня ради Христа, как Он нас всех прощает. Давайте забудем взаимные обиды и скажем друг другу с открытым сердцем: – Христос посреди нас! – Есть и будет! "

Ответа – пока – не последовало, час утешения еще не настал. Доколе, Господи?

"Блаженны изгнанные правды ради" (Мф.5, 10)

Думаю, есть серьезные основания сомневаться в утверждении, что Владыка не трогает (не запрещает, не отправляет за штат) о. Павла исключительно из милосердия. Вероятно, история запрещения и изгнания архимандрита Зинона, получившая фактически всемирную огласку и бурное обсуждение и закончившаяся беспрецедентным снятием запрета самим Патриархом, не прошла зря, и Владыка не хочет ее повторения. Ведь имя о. Павла Адельгейма как проповедника, богослова и церковного публициста, широко известно. Его работы постоянно публикуются в значимых изданиях, он – желанный участник многих конференций. В прошлом году он получил персональное приглашение и на Рождественские чтения, проходящие в Москве ежегодно под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но Владыка отказался включить его в состав псковской делегации. Подготовленный доклад ("Сокровище веры") опубликовала газета "Кифа", предварив его редакционным пояснением: "Из стоявшего в повестке дня Рождественских чтений 2006 г. и не прочитанного из-за запрета архиепископа Псковского Евсевия доклада протоиерея Павла Адельгейма". (9) Более того, известно, что на примирении настаивает и Патриарх. Но...

Здесь, судя по всему, и кроется ответ, почему иерею Владимиру Будилину сходят с рук и прогулы, и хамство, и серьезнейшие канонические проступки. Директива проста: ввиду невозможности применить к о. Павлу архиерейские санкции, создать ему невыносимые условия существования. Проще говоря – СЖИТЬ СО СВЕТУ. А то, что помимо деяний человеческих, существуют и деяния Божий, Его суд и воля, в расчет, видимо, не принимается.

Многое проясняет недавно опубликованное в той же "Кифе" письмо о. Павла бывшему другу и однокашнику по Киевской семинарии Высокопреосвященейшему Макарию, митрополиту Винницкому и Могилев-Подольскому от 15 октября 2006 г.:

"Ваше Высокопреосвященство, мы вместе приближаемся к своему пределу, и пора подвести итоги, чтобы нежданная Гостья с косой застала нас готовыми дать Богу отчет за подаренную жизнь. Не знаю как Вас, а меня беспокоит: может быть, я в чем-то виноват перед Вами и не осознал своей вины? Подскажите, чтобы я мог покаяться и попросить прощения у Вас и у Бога. В 1961 году наша дружба иссякла без всякого повода. Наши пути разошлись, и общение прекратилось. Или в этом есть моя вина? Скажите.

Последняя весточка от Вас была роковой. В 1969 году меня, служившего тогда в Узбекистане, арестовали по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде(ст.190-1 УК). При ознакомлении с делом в череде документов я прочел и Ваш донос, сообщивший знакомым детским почерком:

"В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями" (Лист дела 178, т. 2).Эту выдержку из доноса я цитирую по тексту Приговора, поскольку целиком он хранится в уголовном деле. Ваш почерк и Ваша подпись исключают сомнения в авторстве, смысл которого я не мог себе объяснить...

После освобождения наш друг, прот. Милий Руднев, объяснил мне, что в безвыходное положение Вас поставил Филарет Денисенко, Блаженнейший Патриарх Киевский и всея Украины. Он предложил написать донос (скорее всего, по запросу КГБ Узбекистана) в качестве шанса сделать карьеру: "Напишешь – будешь епископом. Это твои шанс". Комментировать эту информацию не берусь. Некоторое подтверждение дает сопоставление дат и событии.

07 июня 1970 г. совершилась Ваша хиротония во епископа.

17 июля 1970 г. я был осужден на три года лагерей и поехал отбывать свой срок в пустыню Кызыл-Кум, на рудниках золотопромышленного комбината "Бессопан". Лагерный срок не был безоблачным. В связи с беспорядками, произошедшими в лагере Кизил-Тепа УЯ 64/44, я лишился правой ноги, и в декабре 1972 года освободился из заключения инвалидом. Вот уже сорок лет я совершаю богослужение на протезах. Только 28.04-2006 г. Президиум Верховного суда Узбекистана признал меня невиновным и отменил Приговор Ташкентского и Определение Верховного судов. Теперь я оправдан и реабилитирован.

Ваш поступок я не оправдываю, но понимаю. В нашей стране тысячи людей по своей и чужой воле становились случайными винтиками мясорубки, перемалывающей человеческие судьбы.

В моей Псковской эпопее, начавшейся с приходом архиепископа Евсевия Саввина в 1993 г., снова мелькнула Ваша тень. В день знакомства архиепископ пояснил в очень агрессивной форме, что знает меня по слухам от общего знакомого. Архиепископ подчеркнул, что дурное мнение обо мне не изменит. С тех пор он выживает меня из епархии. В оправдание неприязни архиеп. Евсевий ссылается на отрицательные отзывы епископа, который меня хорошо знал. До Псковской епархии я служил под омофором четырех епископов, о которых храню благоговейную память. Ни с одним из них архиеп. Евсевий не дружил. Ни один из них не мог сказать обо мне худого слова. Архиепископ рассказывал, что вы учились вместе и касались в беседах моего имени. Может, запало случайное слово и стало семенем неприязни? Если Вы не храните на меня обид, помогите. Если Вы говорили с архиеп. Евсевием обо мне, поправьте дело добрым словом, чтобы никто не сказал: собрались два архиерея и съели одного попа.

Храни Вас Бог в мире, здравии и благополучии, – свящ. Павел Адельгейм".

Надо ли говорить, что и это письмо осталось безответным...

"Не стану соучастником процесса, организованного вопреки каноническим правилам"

Из выступления на обсуждении книги "Догмат о Церкви" Председателя Епархиального суда, благочинного Невельского округа, настоятеля Свято-Троицкого храма в Себеже протоиерея Петра Нетребы: "Мне пришлось в течение трех лет служить с протоиереем Павлом. Могу сказать, не скрывая, с болью в сердце, что у этого человека нет слова правды. И мне пришлось это испытать на себе". (10) Это – ложь. И в данном случае нет ни слова правды у Председателя Епархиального суда: священники Петр Нетреба и Павел Адельгейм не служили вместе, в одном храме, ни одного дня, что подтверждается их послужными списками.

Заседание Епархиального суда, на которое "приглашается" о. Павел, назначено на 25 декабря. Так что же это будет за суд и не превратится ли он в очередное судилище? Вероятно, постановление (или приговор? ) уже готово и выражает волю архиепископа Евсевия. Процессуальные нарушения уже начались, они сформулированы в последнем от 15.12.07 письме о. Павла Правящему архиерею:

"Ваше Высокопреосвященство!

12.12.07 г. Председатель Епархиального суда прот. П. Нетреба, по телефону вызвал меня в Епархиальный суд на 25 декабря 07 г.Председатель не объяснил суть правонарушения и мой статус в судебном процессе... Он отказался указать, какое правонарушение будет рассматривать суд, и в качестве кого меня вызывает.

Сперва Председатель предложил вызвать меня в качестве "заявителя" в порядке ст. 17.

Заявителем я не могу быть, поскольку не писал заявление в суд. Председатель возразил, что я писал докладные архиепископу, а он передал их в суд. Это возражение неверно. На основании ст. 14, п. 3, заявление в суд подается по установленной форме...

Затем Председатель предложил вызвать меня в качестве "свидетеля". "Свидетелем является лицо, которому известны какие-либо сведения об относящихся к делу обстоятельствах" (Положение, ст. 25, 1). Поскольку мне не сообщают о каком "деле" идет речь, я отказываюсь быть свидетелем о неизвестном правонарушении, в порядке ст. 25, п. 4: "Лицо, согласное выступить в качестве свидетеля" – свидетельство осуществляется на добровольной основе. Положение не принуждает к свидетельству.

Тогда Председатель предложил явиться в суд вместе с о. В. Будилиным, чтобы "урегулировать возникший между вами конфликт".

На это предложение я высказал два возражения.

1. Положение определяет перечень дел, подлежащих ведению епархиального суда... Указанный перечень не содержит рассмотрение конфликтов между клириками.

2. Между настоятелем храма и Приходским собранием – с одной стороны, и свящ. В. Будилиным – с другой, возникло противостояние, которое не может быть сведено к конфликту на почве личных отношений.

Свящ. В. Будилин нарушает дисциплину в храме, богослужебный устав, порядок совершения Таинств, распоряжения Святейшего Патриарха, вероучение Православной Церкви, прекратил евхаристическое общение с настоятелем храма вопреки апост. 31 и не участвует в воскресных и праздничных богослужениях. Подобные правонарушения подлежат церковному суду, согласно Положению ст. 5, п. 1. Вы называете "конфликтом" выполнение должностных обязанностей и приглашаете меня на Епархиальный суд, нарушая процессуальный порядок, установленный Положением...

Лучше сохранить неповрежденными принципы церковного судопроизводства, утвержденные Вашей подписью среди подписей всех членов Архиерейского собора.

Ожидаю и без прекословия подчинюсь законно составленному вызову, но не стану соучастником процесса, организованного вопреки каноническим, правилам.

Настоятель храма Сев. Жен Мироносиц, свящ. Павел Адельгейм.

"...Бог ли не защитит избранных Своих? " (Лк. 18, 1, 7-8}

Почему человек честный, правдивый, взыскующий истины практически всегда гоним? Почему священники, которые могли бы стяжать славу и высокий авторитет Псковской епархии в Православном мире своей проповедью, иконописью, богословскими трудами и социальным служением оказываются у епархиальной власти в изгоях, отщепенцах, "слугах дьявола"?

В силу основной своей профессии мне пришлось объездить почти всю страну, бывать в ближнем и дальнем зарубежье, и везде я старался посетить православные храмы. Но нигде я не слышал проповеди, равной по силе воздействия проповеди о. Павла, благодаря которой и сам когда-то – раз и навсегда – переступил порог Церкви, – проповеди, которая каждым из стоящих в храме воспринимается как обращение лично к нему. Он венчал нас, крестил детей, освящал наши жилища.

Я бесконечно благодарен Богу за встречу с таким пастырем. Как и за встречу и близкое общение с архимандритом Зиноном, беседы с которым, как и его дивные иконы, стали новой ступенью на пути богооткровений. Я мог бы с благодарностью назвать еще много имен священников и в Пскове, и других городах, служителей Слова, встречи с которыми были и продолжают быть жизнеопределяющими. Сам собой сложился некий ряд имен, взыскующих истины, стремящихся во всем "дойти до самой сути", твердо стоящих на пути постижения изначального смысла Веры, Церкви, Спасения, – вот основные из них: Святители Филарет Дроздов и Игнатий Брянчанинов, митрополит Антоний Сурожский и протопресвитер Александр Шмеман, архимандрит Зинон и протоиерей Павел Адельгейм. Я вместе с о. Павлом скорблю о непримиренности его отношений с епископом, чье имя мы молитвенно поминаем в церкви и дома вслед за именем Патриарха.

Что ж, самое время помнить, что "должно всегда молиться и не унывать. ...Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре". (Лк. 18, 1, 7-8) Тем более что о. Павел не одинок, и за развитием ситуации следит множество сочувствующих глаз. Уже появились публикации о предстоящем суде на известном портале Credo.ru, уже раздаются звонки и приходят письма. В них – не только сочувствие и поддержка, но и надежда на благополучное разрешение ситуации.

Виктор ЯКОВЛЕВ, председатель Приходского совета церкви Свв. Жен Мироносиц, Заслуженный артист России.


1 "Благодатные лучи", N 2 (66), 2003 г., с. 10.

2 Там же, с. 10.

3 Там же, с. 12.

4 Там же, с. 11.

5 Там же, с. 12.

6 Там же, с 14.

7 А. Карелина. Властелин сердец // "Независимая Газета" ("НГ-Религии)", N 21, 5 февраля 2003 г. 8 Фрагменты писем о. Павла Адельгейма публикуются с согласия автора.

9 "Кифа", N 11 (49), июнь 2006 г.

10 "Благодатные лучи", N 2 (66), 2003 г., с. 11.

19.12.2007

РЕКЛАМА