Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_53330.html


22 апреля 2008

Святая Земля требует от русских терпения, любви и решимости

Российские журналисты встретились с архиепископом Марком

11 апреля в Вифании делегация российских журналистов встретилась с архиепископом Берлинским и Германским Марком, управляющим делами РПЦЗ на Святой Земле. Встреча была организована Фондом Андрея Первозванного и касалась разных аспектов русского присутствия на Святой Земле. Портал "Религия и СМИ" публикует фрагменты этой беседы.


О положении русских приходов на Святой Земле в довоенный и военный период

Святая Земля в духовном смысле всегда стояла в центре нашего внимания. Положение монашествующих здесь было трагическое. Монахини, особенно в военные годы, работали на самых тяжелых работах, чтобы сохранить русские монастыри. Во время британского мандата они выходили на строительство дорог, самое тяжелое, что можно себе представить. Они утром читали молитвы и расходились по работам. Вечером полу убитые приходили домой. Поддержка со стороны верующего народа до 60-х годов была минимальная, потому что в материальном отношении эмиграция не была обеспечена.

На Святой земле соотношение между разными структурами русского присутствия довольно сложное. Они были таковыми с самого начала. Но осложнялись в течение всего 20-го века в силу того, что связь с Россией после 1920-го года была полностью потеряна, те структуры, которые здесь существовали, вынужденным образом продолжали существовать сами по себе. Материально в те годы мы не были в состоянии поддерживать их.

Отношения между РПЦЗ и Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО)

В 20-е годы отношения между разными структурами, сиречь между Русской Духовной Миссией, монастырями и ИППО были вынужденно нормальные. Потому что не было времени для каких-то ссор, слава Богу. Но со стороны Палестинского общества всегда присутствовала тенденция обособляться или как-то подчеркивать свою определенную независимость. Поэтому отношения между чисто церковными структурами и Палестинским обществом были довольно интересные, пестрые и не всегда ровные. В целом, должен сказать, что люди были цивилизованные и умели договариваться.

В наше время Палестинское общество с нашей стороны занимается, прежде всего, сохранением того, что есть. Невероятных усилий, массу времени и средств требовала защита, как нашего церковного имущества, так и имущества Палестинского общества.

Ситуация с Александровским подворьем в Иерусалиме

В 19-м веке, когда было создано Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), его отношения с церковью были ясны и не нуждались ни в каких толкованиях. Нами было достигнуто соглашение, по которому ИППО находится под омофором РПЦЗ. Председатель Синода первоиерарх РПЦЗ ex officio есть председатель общего Совета ИППО. Это не означало, что он может диктовать что-то, это только означало, что он имеет голос. Это соглашение было нарушено, когда один из председателей ИППО был лишен сана и ушел из нашей Церкви, стал подчиняться каким-то старостильным грекам. Он стал действовать самостоятельно. Из этой неприятной истории осталась маленькая группа людей в Америке, которые считают, что они и есть настоящее ИППО. Александровское подворье в Иерусалиме в настоящий момент находится у представителей этой группировки.

Перспективы возвращения Александровского подворья

Для нас как церковных людей самое важное то, что мы имеем возможность служить литургию на подворье. Мы совершает богослужение каждую неделю по четвергам и, по договоренности, в другие дни. Конечно, желательно, чтобы все действия, связанные с этим объектом, были бы согласованы с нами и направлены в правильном русле. Я надеюсь, что договориться по-человечески в какой-то момент станет возможным, что мы объединимся и будем действовать совместно. С моей стороны, я готов встречаться в любое время. Если ради благой цели мы будем готовы содействовать переговорному процессу, тогда мы сможем достичь нормальных отношений. Но это зависит от доброй воли с обеих сторон.

О сотрудничестве с российским Императорским православным палестинским обществом

Этот вопрос ставится естественным образом с того момента, как наша Церковь находится в общении. Поэтому мы считаем естественным, что две ветви некогда единого Палестинского общества начнут сотрудничать. Эту работу мы начали еще несколько месяцев назад. Теперь перед нами стоит задача охраны объектов, за которые мы беремся совместно, чтобы проверить, как мы можем сотрудничать.

Иерусалимский патриархат не позволяет клирикам РПЦЗ служить у Гроба Господня

Я бы этому не придавал особого значения. Надо помнить, что грекам удалось сохранить свои крепости здесь. Это большое достижение. Мы это понимаем и знаем, как было трудно сохранить святыни и имущество. Надо отдать им должное, они с этим справились.

О существовании на Святой Земле двух РДМ (Русская Духовная Миссия). Перспективы объединения

Я думаю, в конечном итоге будет восстановлено такое положение, при котором будет одна Миссия. Может быть, с двумя ветвями и с какими-то своими особенностями. Но как скоро, я бы совершенно не решился дать ответ на этот вопрос. Пока мы условились так: мы сохраняем "статус-кво". Вы, наверное, не первый раз слышите это слово здесь, на Святой Земле. Здесь его считают средством от всех болезней. Вы видели вчера, что я совершил литию в Горнинском монастыре. Год назад это было бы немыслимо. У меня были очень хорошие отношения с одной группой греческих старостильников, но я перестал с ними общаться, когда понял, что они меня клюют, потому что я хочу общаться с русскими. Я молюсь в Русской церкви и не могу общаться с русскими – какой бред! Было время, когда мы не имели этой возможности, к сожалению, но мы все это прошли и находимся теперь в другом пространстве. Теперь нам требуется много терпения, любви и решимости. Я думаю, процесс пойдет намного быстрее, чем кажется.

17 мая будет отмечаться годовщина подписания акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. Трудности переходного периода

Самый трудный момент заключается в том, чтобы люди пошли навстречу друг другу, открыли сердце, познакомились друг с другом. Мы были лишены возможности нормального общения в течение многих лет. И надо просто познакомиться. Совершенно естественно, что за 80 лет отдельного существования у нас у всех развились разные взгляды. Вы жили в условиях диктатуры, мы жили в других условиях. И, прежде всего, нам нужно с открытым сердцем идти навстречу друг к другу. Мы это делаем, и делаем с большим успехом.

О судьбе владыки Евтихия (Курочкина)

Владыка Евтихий стал викарным Святейшего Патриарха Алексия, он управляет всеми приходами, которые не нашли возможным сию минуту перейти в ведение местного архиерея. Он управляет такими приходами, чтобы постепенно приводить их к этому. И одновременно он остается членом Зарубежного Собора. Это уникальное положение, которое было создано именно с учетом особенностей нашей ситуации.

Часть паствы и духовенства ушло из РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении. В чем причины?

Опасности в этом я не вижу, потому, что люди, которые имели сомнения, ушли. За ними никто не последует. Этот процесс завершен. С другой стороны, есть приходы, в которые священники вернулись, я надеюсь и молюсь, чтобы этот процесс продолжался.

Самое трагическое произошло в Южной Америке. Там ушли все, за исключением двух приходов. Примерно 8-10 приходов, не так и много. Ушли, в основном, священники. Я уверен, что это произошло из-за недостаточной информированности людей. Люди живут на отшибе не только географически, но и душевно. Они не чувствуют России. Я помню, что когда из Америки приезжали к нам священнослужители в Германию в 60-70-е гг., они очень удивлялись, что мы рассылаем в Россию Евангелия на тонкой бумаге. Они просто не понимали, что мы живем Россией. Вся Америка по-другому построена. Она построена так, чтобы всасывать людей, поэтому и психология людей изменяется. Отход Южной Америки меня в этом отношении не удивляет. Я питаю надежду, что там хотя бы часть священников вернется.

В Северной Америке ушли, кажется, около 20-ти приходов. Правда, некоторые уже вернулись. В Австралии три или четыре священника ушли, но без приходов. В Германии – один священник с маленькой группой из своего прихода ушел и два монастыря, в которых по 5-6 человек монашествующих. В Англии ушел один священник и два монастыря, они ушли к старостильным грекам.

О положении русской школы для девочек в Вифании (РПЦЗ)

В силу нашей малочисленности у нас не хватает сил по-настоящему вести эту школу так, как мы хотели бы. У нас не хватает русскоязычного персонала. Я говорил недавно с представителем ИППО в Москве, чтобы они прислали учительницу русского языка. Мы десятилетиями имели в своих монастырях арабских монахинь, которые в основном через эту школу и говорят по-русски совершенно свободно. А теперь уже много лет у нас нет преподавания русского языка. Об этом достигнута договоренность, и, если Бог даст, то во второй половине года мы получим учительницу. Нам нужны сиделки, женщины, которые могут посидеть с детьми, потому что эти дети нуждаются в женской руке. Наши сестры выбиваются из сил, но не справляются. В нашей школе в Вифании учится 348 девочек. В основном, это мусульманки.

О взаимоотношениях православных верующих русской традиции в Европе

Самый трудный момент в этом вопросе – это та часть православной паствы, которая проживает в основном во Франции и находится под управлением Истамбульского патриархата. Они попали действительно в очень сложное положение. Они несколько раз меняли свою юрисдикцию и находились то под Константинополем, то под Москвой, то вообще в безвоздушном пространстве. Конечно, все это оставило свои следы. И теперь многие из них не знают, как разрешить этот вопрос. Потому что, есть очень сильные круги, которые готовы разрушать все русское наследие. Это очень неприятно для нас, воспитанных на русских традициях. Люди, особенно старшего поколения, которые еще чувствуют приверженность к русской традиции, чувствуют себя обездоленными, поэтому вопрос о создании митрополичьего округа в Западной Европе не потерял своей актуальности. Однако, вместе с тем, мы не должны допустить, чтобы там возник раскол. Мы двигаемся по очень тонкому льду. Мы стараемся поддерживать тех, кто искренне переживает. Этот вопрос нуждается в обсуждении внутри Русской церкви. Я думаю, если мы вместе сядем и обсудим этот вопрос, то сможем двигаться в этом направлении дальше.

В преддверии Архиерейского Собора РПЦЗ: возможные претенденты на место первоиерарха

Предстоящий Собор в мае 2008 года имеет на повестке фактически один вопрос – это выборы нового первоиерарха. Конечно, будут обсуждаться другие вопросы, но они не столь важны. Собор экстренный и созывается именно с этой целью. Среди архиереев, священников и мирян есть определенные ожидания. На последнем Архиерейском Соборе в Сан-Франциско после Всезарубежного Собора, имея ввиду возможные перемены, мы совершенно сознательно, выбрали первым заместителем Председателя Архиерейского Синода архиепископа Илариона Сиднейского и Австралийского. И, насколько я ориентируюсь среди наших архипастырей, преобладающее большинство считает, что именно он должен занять это место. Это естественная замена, потому что владыка Иларион вырос в том же монастыре, что и владыка Лавр, и по складу характера он человек такой же мягкий, как на Западе говорят – "интегрирующая личность". Поэтому я думаю, что это, скорее всего, будет именно он. Как бы там ни было, соборы – очень интересное явление, и Дух Святой действует иногда совсем по-другому, чем мы думаем.

Материал подготовила Любовь Балакирева

РЕКЛАМА