поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
17 июля 2008  распечатать

Павел Умнов

Крещение Руси – праздник Украины и Константинополя?

Источник: Русский журнал

Украина и Россия готовятся встретить 1020-летие Крещения Руси. Основные торжества начнутся в конце этого месяца, но уже сейчас это событие обрастает всякими скандалами и взаимными уколами. То президент Ющенко пригласит в Киев Константинопольского патриарха Варфоломея, а РПЦ МП заявит, что без приглашения от патриарха Алексия II этот визит может рассматриваться как недружественный, то лидер непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата "патриарх" Филарет Денисенко заявит, что Россия вообще и Москва в частности не имеет права называться Русью, поскольку в X-XI веках Москвы еще не было.

Обстоятельства, сопровождающие подготовку к юбилею, поразительно напоминают ту непростую обстановку, в которой и произошло Крещение Руси, а потому мы сперва отправимся в далекое прошлое, чтобы посмотреть на те отношения, которые сложились между Киевской Русью и Константинополем в конце X-XI веков.

Начиная с княгини Ольги, чьим внуком был Владимир, принятие православия так или иначе рассматривалось не только как акт веры, но и как определенное направление внешней политики. С одной стороны, и Запад и Византия хотели включить Русь в сферу своего влияния, а потому во второй половине Х века были предприняты попытки миссии среди славян как со стороны православных, так и со стороны католиков. В свою очередь и правители русские могли выбирать, к какой Церкви и на каких условиях принадлежать.

Широко известно летописное сказание о том, как византийский император, пораженный красотой Ольги, решил на ней жениться. В ответ Ольга сперва отказывается от брака под предлогом того, что она не христианка, и предлагает византийскому правителю стать ее крестным отцом, а после крещения она вновь отказывает императору на основании того, что крестный отец не может жениться на своей духовной дочери. Эта история слишком красивая, чтобы быть до конца правдивой. Ольга вернулась на Русь, не получив от Константинополя реальной помощи в основании Русской церкви. С ней приехало несколько священнослужителей, но их явно было недостаточно для массовой проповеди христианства, а потому основание Русской церкви, или Крещение Руси, было отложено на неопределенный срок.

Столь же запутанная история связана и с крещением Владимира. По одной из версий, к нему приходят представители разных религий и "рекламируют" каждый свою веру. У Владимира каждому из послов находится свой ответ, и лишь проповедь православного о Страшном суде западает в душу киевского князя. Однако Владимир не удовлетворяется лишь "рекламными проспектами" и посылает гонцов посмотреть на разные формы богослужения. Бояре, побывавшие в храме Святой Софии в Константинополе, рассказывают о чудесной службе, которая их поразила, и Владимир после совета с боярами принимает крещение сам и крестит киевлян.

Другую версию происходящего передает "Корсунская легенда", рассказывающая о том, как Владимир осадил Херсонес за то, что византийцы сразу не выполнили своего обещания и не разрешили жениться на сестре византийского императора Анне. Во время осады Владимир слепнет и исцеляется лишь после крещения.

Как видим, уже в XI веке существовали как минимум две версии Крещения Руси, причем в обеих историях греки выглядят не слишком достойно. В первом случае перед нами житийная легенда, в которой активная роль принадлежит киевскому князю, выбирающему для страны веру, как помидоры на базаре, во втором – мы имеем дело с весьма коварным партнером, который не держит своих обещаний, а само крещение Владимира выглядит скорее вынужденной мерой, чем сознательным актом.

Оставим в стороне житийные легенды и скажем несколько слов о реальных отношениях Киева и Константинополя в X-XI веках. Основная проблема молодой Русской церкви состояла в том, что она практически сразу хотела быть самостоятельной. М.Д.Приселков предполагал, что греки обещали Владимиру именно самостоятельный статус для Русской церкви, почему тот и принял крещение, но Византия в очередной раз не сдержала своего обещания. Статус Русской церкви в составе Константинополя был даже не митрополией, а обыкновенной епископией, что не могло не огорчать русских князей. Уже Ярослав Мудрый вместе с Собором русских епископов поставил во главе Русской церкви митрополита Илариона (автора Слова о законе и благодати), но такой шаг, естественно, не понравился Константинополю, и новый митрополит был вынужден уйти с кафедры после кончины Ярослава Мудрого.

Подобные же столкновения с греками происходили и при создании Киево-Печерского монастыря, который быстро стал крупным церковным и культурным центром Киевской Руси. Однако его основание в середине XI века также прошло без участия греческой митрополии, которая долгое время предпочитала не замечать новую обитель.

В результате после Крещения Руси практически сразу возникло два исторических парадокса. Греки полагали, что поскольку славяне приняли православие от них, то Византия в определенном смысле может считать себя учителем. Однако русские христиане в свою очередь не испытывали особого пиетета перед греками, практически сразу решив так или иначе следовать евангельскому идеалу напрямую. Они не рассматривали православное христианство как "греческую веру", а верили в легенду, согласно которой возле Киева побывал апостол Андрей, который и предсказал большое будущее русскому христианству.

Уже в наши дни мы видим похожие процессы – украинские власти, забывая об общей истории, всеми силами хотят представить Крещение Руси как праздник, на котором нет места РПЦ МП как главной Церкви. Напротив, многие действия украинских политиков, и прежде всего Виктора Ющенко, свидетельствуют о том, что в 988 году произошло крещение Украины, объявившей себя единственной наследницей Киевской Руси. Конечно, этот процесс украинизации истории начался не сегодня. Еще в 90-е годы прошлого века (не будем углубляться далеко) можно было прослушать курс древнерусской украинской литературы и узнать о том, что Феодосий Печерский – первый украинский святой. Из Москвы такие вещи смотрелись довольно забавно, но игра на тему "Украина – не Россия", кажется, приобретает все более грустный характер. Украинские власти вмешиваются в церковные дела и сами приглашают предстоятелей других православных церквей на каноническую территорию РПЦ МП (такое положение может не нравиться, но оно признается всеми православными церквами, а УПЦ КП или УАПЦ являются непризнанными "церквами"). К сожалению, активные попытки Виктора Ющенко создать Поместную православную церковь на Украине путем более или менее механического объединения всех православных может иметь печальные последствия вплоть до новых расколов. В результате юбилей Крещения Руси способствует не объединению двух братских народов, а их дальнейшему разобщению.

И наконец, главный вопрос – стоит ли приглашать Константинопольского патриарха на празднование? Конечно, если бы РПЦ МП подтвердила приглашение Ющенко для патриарха Варфоломея, то встреча предстоятелей всех православных церквей могла бы стать толчком к налаживанию диалога между православными.

Что же касается празднования 1020-летия Крещения Руси, то оно также открывает возможности для диалога между православными двух стран. В какой мере он будет плодотворным и смогут ли Москва и Константинополь преодолеть те противоречия, которые накопились за тысячелетнюю историю, а Киев и Москва спокойно обсудить существующие проблемы – покажет ближайший месяц. В любом случае такие юбилеи – исторический шанс для преодоления всех разногласий, осталось им только воспользоваться.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Павел Умнов

сюжеты:

1020-летие крещения Руси

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

06.12.2019

В Ярославле открылся музей старообрядчества

Медведев: участие государства в восстановлении храмов не зависит от их конфессии

В РПЦ призвали не приравнивать суррогатное материнство к донорству

05.12.2019

Портал Богослов.ru возобновил работу в новом формате

В одиннадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойное богослужение в Богоявленском соборе г. Москвы

Предстоятель Православной Церкви в Америке прибыл в Москву

В.Р. Легойда: Со стороны законодателя есть готовность выслушать церковную позицию о насилии в семье

04.12.2019

РПЦ призвала отказаться от принятия закона о семейном насилии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

29.11.2019

Инвест-Форсайт:
Константин Фрумкин
На похоронах либерализма было весело

28.11.2019

MK.RU Ставрополь Кавказ:
Элла Щербина
В Чечне законопроект о семейно-бытовом насилии считают неприемлемым

25.11.2019

Студия русской культуры Капитолины Кокшеневой:
Капитолина Кокшенева
Фирса велено забыть

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Кривой эфир

russculture.ru:
Анастасия Корсунская
О поэзии Олега Охапкина в контексте философии Татьяны Горичевой

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты