поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 июля 2008  распечатать

Павел Умнов

Диомид Всея Руси

Источник: Русский журнал

Ну, кажется, все, приплыли. Диомид раскрыл карты. 17 июля он "анафематствовал" патриарха Алексия II, митрополита Кирилла (Гундяева) и "всех, всех, всех", объявил себя "Властелином кольца" и пообещал окормлять паству на "вдовствующих кафедрах". С большой вероятностью можно утверждать, что в России скоро появится еще одна истинная-истинная православная "церковь". "Начальник Чукотки" и по совместительству Диомид всея Руси будет жить либо в Москве, либо на севере Чукотки. В общем, "революция", о которой так долго говорили, практически свершилась. На 13 страницах мелкого текста "ревнитель" православия рассказывает о трех ересях, существующих в РПЦ МП: экуменизме, глобализме и цареборчестве, "доказывает" неправоту обвинений со стороны Архиерейского собора РПЦ МП и обещает защищать "православие". В общем, проект "Диомид" можно частично считать "удачным". РПЦ МП, похоже, потеряла одного из своих молодых епископов, а Диомид добился своего – со вчерашнего дня он фактически возглавляет собственную "церковь".

На самом деле, если перестать иронизировать, то на вопрос, что же произошло с российским православием 17 июля 2008 года, можно дать два ответа: с православием не произошло ничего или произошел раскол внешнеохранительного толка, который на самом деле отдает каким-то совершенно постмодернистским протестантизмом (такое старообрядчество-лайт). Исходя из этих двух пунктов, давайте посмотрим на "символ веры" диомидовства и подумаем, будет ли у него много последователей.

Нет законного правителя, кроме царя православного.

Смысл тезиса состоит в том, что православные якобы должны считать законной только монархию, а Церковь должна связать свою судьбу с определенной формой правления (самодержавием). Очевидно, епископа Диомида не смущает тот "малозначимый факт", что Церковь при монархах жила не так уж и хорошо. Достаточно вспомнить византийских императоров, которые неоднократно призывали Церковь к внешнему "единомыслию", не особо вдаваясь в догматические тонкости; о конфликте святителя Филиппа, митрополита Московского с Иваном Грозном напоминать епископу Диомиду как-то неловко. Не будем также вспоминать о том, как жена последнего русского императора называла епископов животными и как церковная политика Николая II во многом зависела от Распутина. Не будем останавливаться на такой "мелочи", как исповеднический подвиг патриарха Тихона, который сохранил Церковь после революции и призывал не умирать при большевиках за Христа, а всеми силами стараться жить и сохранить русское православие. Зачем все это говорить, ведь миф для владыки Диомида куда важнее реальности, а цитата из святителя Филарета, митрополита Московского, важнее текста апостола Павла и слов Христа о том, что "царство мое не от мира сего". Человек имеет право отстаивать свои убеждения, которые, к сожалению, не имеют ничего общего с православным христианством, а представляют собой характерную черту "диомидства".

Православные не должны иметь ничего общего с нынешней властью, поскольку она "антинародна".

В стране, где большое социальное расслоение, по телевизору показывают неприличные передачи, смертность превышает рождаемость, конечно, власть далеко не идеальная, и многие люди не считают связку "Путин-Медведев" своими президентами-премьерами. Все это так, но зачем же столь откровенно толкать РПЦ МП даже не в политические игры, а в какое-то дремучее сектантство, зачем превращать всю Церковь из влиятельного общественного института в маленькую общину пензенских сектантов, ждущих конца света? Зачем призывать церковную иерархию к провозглашению анафемы на светскую власть? Конечно, церковно-государственные отношения в современной России далеко не идеальны, но зачем же лечить головную боль с помощью топора? Зачем призывать епископат просто отталкивать руку светских властей? Да, быть может, власти иногда используют Церковь в своих интересов, но это не значит, что Церковь должна уйти в пещеру, это значит, что она должна отстаивать свои интересы и интересы народа. Впрочем, епископу Диомиду, вероятно, важнее сидеть в пещере, но зачем тогда он поддерживал отношения с Романом Абрамовичем? Впрочем, это уже совсем другая история. А сторонники диомидства должны осознавать, что пламенный трибун зовет в пещеры и превращает их в маргиналов. Оно вам надо? Тогда Диомид идет к вам.

Не имей ни паспорта российского, не носи значков октябрятских, не пользуйся пластиковыми картами, а иначе антихристов ты слуга.

Епископ Диомид, вопреки утверждениям Священного синода и просто здравому смыслу, полагает, что если человек был в детстве октябренком, а сейчас имеет пластиковую карту и российский паспорт, то он сознательный слуга антихриста и антихристианин, которому практически нет прощения. Иными словами, наличие у вас, дорогой читатель, российского паспорта или банковской карты само по себе исключает вас из числа христиан (то есть диомидовцев). Ну что тут скажешь? Вероятно, сам Иисус Христос не смог бы доказать владыке Диомиду свою православность – Он и налоги призывал платить языческому государству, а Пресвятая Богородица участвовала в переписи населения. В общем, диомидовцы могут себя поздравить с тем, что они нашли "абсолютно чистого православного", рядом с которым Христос, Богородица и святые просто жуткие "глобалисты".

Не общайтесь с христианами, мусульманами, иудеями, буддистами, атеистами, агностиками и вообще с людьми.

Славный тезис, который называется "крайний антиэкуменизм". Конечно, епископ Диомид говорит только о совместных молитвах, но мы-то с вами понимаем, что все люди на Земле в перспективе должны стать диомидовцами, а иначе все они попадают под действие анафемы и пребывают в состоянии "овец без пастырей". Что тут можно сказать? Можно только порадоваться за епископа Диомида, которому добрые люди уже купили в Москве землицы и собираются там построить храм или монастырь. А вот интересно: эти люди уже диомидовцы или еще попадают под страшное проклятие чукотского ревнителя? Если серьезно, то нельзя толкать Церковь к абсолютной изоляции, а самому в это время использовать все возможные способы для пропаганды своих идей. Впрочем, диомидовцам это не страшно, поскольку они "спасают православие".

Архиерейский собор, патриарх, члены Священного синода, многие священники и миряне РПЦ МП безблагодатны и еретичны, а владыка Диомид один стоит за истину и будет всех окормлять.

Как там у Гашека? "Господин капрал, – прервал его вольноопределяющийся, – бросаться направо и налево дерьмом – аргументация более или менее убедительная, но интеллигентный человек даже в состоянии раздражения или в споре не должен прибегать к подобным выражениям". Иными словами, нельзя одновременно быть борцом за справедливость, говорить о своем незаконном осуждении и при этом перещеголять весь Архиерейский собор в "терпимости" и "любви". После осуждения Диомида на Архиерейском соборе у него были сочувствующие, воспринимавшие его как человека, готового к дискуссиям и обсуждению проблем, но теперь их число весьма сильно уменьшилось. Что может выбрать и получить рядовой диомидовец? Ну уйдет он из якобы "еретичной", огосударствленной РПЦ МП и попадет в нежные и теплые руки владыки Диомида. Сомнительная альтернатива. Да, РПЦ МП, может быть, не всегда быстро реагирует на нужды рядовых священников и мирян, но чукотский ревнитель-то вообще слушать не будет – он сравнивает себя с преподобным Максимом Исповедником, он знает истину, он все знает. В общем, невеселые перспективы у подобного окормления.

Подведем итоги. Масштабного раскола, скорее всего, не будет. Слишком скудная идеологическая база – "дружить против". Не получилось из Диомида нового Аввакума – нет у него доступной положительной программы, "старого обряда", на которые можно поймать массы. Игра на страхах перед приходом Антихриста – вещь утомительная, да и непривлекательная, поскольку собрание невротиков не может быть жизнеспособным и массовым. Конечно, определенная опасность есть, но она больше угрожает самому епископу Диомиду. Он интересен до тех пор, пока он законный епископ РПЦ МП, пусть запрещенный, но законный. Как только он окончательно объявит себя новым "народным" патриархом, его покровители могут сильно потерять к нему интерес и выбросить вон, как отработанный материал. Остается надеяться, что в последний момент владыка Диомид все-таки заметит ту руку помощи, которую до сих пор протягивает ему Церковь.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Павел Умнов

сюжеты:

Дело епископа Диомида.

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

19.06.2019

На Кавказе открыли мемориал на месте второго крупнейшего в России захоронения жертв Холокоста

В Екатеринбурге на месте снесенного исторического собора проходит выставка "Храм в сердце и памяти. История Екатерининской горной церкви"

В Издательстве МДА вышел первый номер нового научного журнала "Вестник церковного искусства и археологии"

Издательский Совет проведет в Великом Новгороде конференцию, посвященную участию Церкви в сохранении и восстановлении архитектурно-культурного наследия

18.06.2019

Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это коллаборационизм

Россия на международном форуме поделится опытом борьбы с антисемитизмом

Госдума наделила религиозные организации исключительным правом на организацию паломничества

15 объектов культурного наследия отреставрируют к юбилею крещения Алании

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

26.05.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2019 года

18.05.2019

Федеральное агентство новостей:
Денис Тукмаков
Храм-на-Драме, Екатеринбург: сытые деньги, скверный протест, спящие власти

13.05.2019

Вести.ua:
Андрей Хрусталев, Артем Гавриленко
Вести: поместный православный Чернобыль – зачем Филарету возрождать Киевский патриархат

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты