поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
05 августа 2008  распечатать

Энн Эпплбаум

Сильнее ГУЛАГа

Источник: The Washington Post

Хотя прошло более трех десятков лет с зимы 1974 года, когда в тогдашнем Советском Союзе начали распространяться непереплетенные, машинописные самиздатовские экземпляры "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына, чувства, которые вызывали эти тексты, живы и сегодня. Обычно читателям давали всего одни сутки на то, чтобы одолеть толстенную рукопись – самую первую историческую работу о советской сети концлагерей – и немедленно передать ее следующему. Это означало, что читатель на весь день и всю ночь погружался с головой в повествование Солженицына, то по-ораторски лаконичное, то негодующее. Как правило, это был незабываемый опыт.

Люди из этого первого поколения читателей помнят, кто именно дал им книгу, кто еще о ней знал и кому они ее передали. Они помнят сюжеты, подействовавшие на них всего сильнее: истории о маленьких детях в лагерях, или о стукачах, или об охранниках. Они помнят, как выглядела книга: расплывчатый текст, размноженный на мимеографе, обтрепанные уголки страниц, тусклый свет лампы, горящей поздно ночью, – и с кем ее обсуждали.

Одной из причин столь мощной реакции советских читателей Солженицына было то обстоятельство, что писатель, скончавшийся в это воскресенье в возрасте 89 лет, был одновременно крупной знаменитостью и строго-табуированной фигурой. Двенадцатью годами ранее советский режим благодушно разрешил ему опубликовать в официальной прессе первое художественное произведение о сталинских концлагерях – "Один день Ивана Денисовича". Эта публикация стала и последней: повесть, которую тогдашние лидеры нашли слишком честной, стала сенсацией и вскоре была запрещена вместе со своим автором, а его последующие произведения "издавались" нелегально либо за границей.

Но это было уже не важно: даже высылка Солженицына из России в 1974 году лишь умножила его скандальную славу, а также влияние "Архипелага ГУЛАГ". Хотя книга, как сообщал сам автор, была основана на сообщениях, воспоминаниях и письмах 227 очевидцев, она не всецело являлась историческим исследованием – Солженицын, по очевидным причинам, не имел доступа к архивам, которые на тот момент были засекречены – так она представляла собой скорее интерпретацию исторических фактов. Отчасти полемическая, отчасти автобиографическая, сочетающая эмоциональность с категоричностью, книга стремилась доказать, что, вопреки распространенному мнению, массовые аресты и концлагеря были не преходящим явлением, а неотъемлемой частью советского строя – причем с самого начала его существования.

Не все из сообщенного Солженицыным было новостью: авторитетные свидетели говорили о росте ГУЛАГа и распространении волны террора еще со времен революции в России. Но созданное Солженицыным превосходило по дотошности, масштабности и детальности все предыдущие работы. От его повествования нельзя было отмахнуться, назвав его опытом одного-единственного человека. Его не мог игнорировать никто, кто имел связи с СССР на дипломатическом или культурном уровне. Для некоторых течений европейских левых эта книга выглядела столь угрожающе, что сам Жан-Поль Сартр назвал Солженицына "опасным элементом". Ее издание определенно внесло свой вклад в признание "прав человека" легитимным элементом международного диалога и внешней политики.

Позднее Солженицын несколько утратил свой вес, в том числе с помощью советской пропаганды, которая изображала его взбалмошным экстремистом, но и оттого, что не принял либеральную демократию. Запад ему никогда по-настоящему не нравился. Солженицын так и не проникся симпатией к свободному рынку и массовой культуре. Когда в 1991 году СССР наконец развалился, Солженицын вернулся в Россию, где его вначале шумно приветствовали, а потом забыли. В России, которая больше не заинтересована в пристальном изучении своей истории, он начал казаться старомодным – голосом ничего не значащего прошлого. Даже его националистические взгляды, вопреки нынешней популярности этого течения, содержали в себе нечто замшелое и старомодное: его концепция более одухотворенного общества, России как альтернативы западному вещизму, не особенно привлекает сегодняшнюю российскую элиту: суперцелеустремленную, сверхбогатую, опирающуюся на нефтяные прибыли. Тот факт, что он, по-видимому, поддерживал экс-президента Владимира Путина, казался скорее стариковской причудой, чем серьезным изменением позиции.

Однако в первые дни после его смерти становится заметным не то, каким человеком был Солженицын, а то, что он написал. В мире, где новости распространяются мгновенно, а фотографии перемещаются по всему миру так же быстро, как делаются, легко забыть, насколько до сих пор могущественно написанное слово. А Солженицын, в конечном итоге, был писатель: человек, который собирал факты, просеивал их, сверял с собственным опытом и выстраивал в абзацы и главы. Это не его личность, а его язык заставлял людей глубже задумываться об их собственных ценностях, аксиомах, обществе. На историю влияли не выступления Солженицына по телевизору, а его слова.

Его рукописи читались и обдумывались в молчании, и мысли, которые он вкладывал в свои тексты, заставляли читателей, в свою очередь, мыслить. В конечном итоге книги Солженицына сыграли важную роль не благодаря его известности или скандальной славе, но потому, что в его произведениях узнавали себя миллионы советских граждан: они читали его книги, так как заранее знали об их правдивости.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Солженицын

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты