поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
05 августа 2008  распечатать

Уильям Гаррисон

Другой Солженицын

Источник: The Guardian

Александр Солженицын был героическим и влиятельным антисоветчиком, но после развала СССР этот человек предстал с другой стороны.

После смерти литературного гиганта и диссидента, боровшегося с советским режимом, многие отдали должное принципиальности и смелости, с которыми он разоблачал ужасы советского строя. Его литературные достижения, тесно связанные с диссидентской деятельностью, также по праву привлекли значительное внимание.

Но у Солженицына была и другая сторона – и о ней в большинстве некрологов упоминалось лишь вскользь, если вообще упоминалось. Солженицын воспринимал советский коммунизм исходя из того, что большевики установили в России тоталитарную систему, не имевшую опоры ни в российской истории, ни в национальном характере. Вину за это он возлагал на Маркса и Энгельса, а также на большевиков.

По его словам, русская культура и, в частности, культура Русской православной церкви подавлялась атеистической советской культурой. С 1974 года Солженицын был в Советском Союзе персоной нон грата и жил в изгнании в США, однако западная культура ему также претила.

Его исторические труды пропитаны тоской по идеализированной эпохе царизма, когда все якобы было гармонично. Он искал успокоения в мечтах о прошлом, где, как верил писатель, единое славянское государство (Российская империя), державшееся на принципах православия, являло собой идеологическую альтернативу западному индивидуалистическому либерализму.

После развала СССР в 1991 году Солженицын, как он сам писал в одной из российских газет той поры, надеялся, что случившееся приведет к созданию единого славянского государства, куда войдут Россия, Украина и Белоруссия, и где расцветет упомянутая альтернативная культура.

Вернувшись в 1994 году в Россию, Солженицын стал выступать против крайностей, связанных с переходом России к капитализму в 1990-е годы. Кроме того, он выступал резко против независимости Украины. Но с приходом к власти Путина и возрождением национализма, а также возобновлением разговоров о том, что Россия "уникальна", а ее культура "отлична" от культуры западного либерализма, взгляды Солженицына нашли новую опору. Не так давно в статье для одной из прокремлевских газет, которую перепечатали многие западные издания, он написал, что называть украинский голодомор 1932-1933 годов геноцидом – это "обезумелые басни", выдуманные украинскими националистами и подхваченные противниками России на Западе. Одновременно с выходом статьи с аналогичным заявлением выступила Государственная Дума.

В статье Солженицына не содержалось серьезного исторического анализа. Голодомор действительно совпал с наступлением на украинскую культуру и украинский национализм, который советские лидеры в Москве воспринимали как угрозу. Их пугало национальное движение на Украине, повергало в ужас стремление многих жителей к независимости, и они действовали, чтобы вернуть республику в свою колею. "Если мы потеряем Украину, – говорил Ленин, – мы потеряем голову". Советские руководители, как и Солженицын, считали Украину частью своей империи.

Совпадение со взглядами современного российского руководства было поразительным, а панславизм Солженицына вкупе с глубоко уважительным отношением к его диссидентскому прошлому делали писателя идеальным союзником для людей, желавших ограничить независимость Украины. Ироничный, а на самом деле тревожный факт – что человек, который разоблачал сталинский террор, приносивший человеческие жизни в жертву будущим идеалам, сам игнорировал чаяния людей (подавляющее большинство украинцев в 1991 году проголосовало за отделение), противопоставляя им столь же фантастичные идеи.

Нельзя преуменьшать ту роль, которую сыграл Солженицын как писатель, обнаживший подлинную суть советского режима. Своими решительными разоблачениями его произведения вдохновляли граждан СССР и всего мира. Но вот его достижения как историка по меньшей мере сомнительны, а фанатичный и устаревший политический идеализм, из-за которого он поддержал Путина, – это опасный пережиток прошлого. Как и многие другие, кто разочаровался в западном либерализме, и в России, и на Западе, он решил, что "путь Путина" является его альтернативой. Но в действительности эта "альтернатива", которая, например, позволяет прокремлевским "бизнесменам" разворовывать ресурсы и затыкает рты журналистам с помощью цензуры и убийств, гораздо менее перспективна.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Солженицын

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты