поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
20 августа 2008  распечатать

Андрей Мартынов

Без покаяния

Церковь воздала Солженицыну пышностью похорон

Источник: НГ-религии

Шли и пели "Вечную память" и "Со святыми упокой...". Давно похороны писателя не вызывали такой общественный резонанс в России. Да и за рубежом. Письма и телеграммы соболезнования от ведущих политиков мира. Не остались в стороне и церковные круги. Папа Римский Бенедикт XVI выразил соболезнования по случаю кончины Солженицына. Прошли поминальные богослужения и в храмах Московского Патриархата. По контрасту вспоминается отпевание Анны Ахматовой в Никольском соборе в Ленинграде, когда священники, как рассказывают очевидцы, молились об упокоении души "болярыни Анны". Но тогда это был искренний порыв искренне верующих пастырей. А сейчас?

Торжественно-официально звучало обращение Патриарха Алексия II, зачитанное на траурной церемонии архиепископом Орехово-Зуевским: "Александр Исаевич возвышал свой голос в защиту свободы слова, за сохранение русского языка и культуры, духовное и нравственное возрождение, укрепление семьи и сбережение народа. Многое он сделал и для того, чтобы религиозная свобода стала не декларативным понятием, а реальным достоянием духовной жизни российского народа".

Будто и не было "Великопостного письма" 1972 года, обращенного к Патриарху Пимену, будто и не призывал Солженицын к покаянию и возрождению Русской Церкви: "Мы теряем последние черточки и признаки христианского народа – и неужели это может не быть главной заботой русского Патриарха?

По любому злу в дальней Азии или Африке Русская Церковь имеет свое взволнованное мнение, лишь по внутренним бедам – никогда никакого. Почему так традиционно безмятежны послания, нисходящие к нам с церковных вершин? Почему так благодушны все церковные документы, будто они издаются среди христианнейшего народа? От одного безмятежного послания к другому, в один ненастный год не отпадет ли нужда писать их вовсе: их будет не к кому обратить, не останется паствы, кроме патриаршей канцелярии"!

Справедливости ради стоит отметить, что Александр Солженицын не был первым, кто заговорил о болезнях современной РПЦ. Было до него два знаменитых письма священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана (1965 и 1966 годов), заявление архиепископа Ермогена (Голубева) 1967 года. Последний, в частности, прямо писал о ненормальных отношениях между Патриархией и советским правительством, противоречащих принципу отделения Церкви от государства. Но письмо Солженицына было письмом всемирно известного писателя. Оно имело больший резонанс. Да, известность в определенной степени гарантировала безопасность. Но и ответственность тоже была значительнее. И именно после него появляется Жалоба духовного Собора Почаевской лавры 1973 года, Письмо Леониду Брежневу епископа Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна) 1977 года. В нем епископ призывал прекратить антирелигиозную клевету, оскорбляющую чувства верующих, а также избавить Церковь от гнетущей опеки государства. Впрочем, в отличие от владыки Феодосия нынешний Патриарх Алексий к числу религиозных диссидентов не принадлежал. Вот что говорил тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) на заседании Синода РПЦ 30 июля 1968 года, где по настоянию властей был осужден архиепископ Ермоген (Голубев), обращаясь к опальному архиерею: "Вы нанесли большой вред Церкви как внутри страны, так и за рубежом. Этот вред, нанесенный Вами, надо исправить, стереть, изгладить". Да, до другого призыва Александра Исаевича "Жить не по лжи" 1974 года тут далеко... А ведь Солженицын не требовал от других (но не от себя!) обличать неправду режима или болезни Церкви. "Не участвовать во лжи, не поддерживать ложь" призывал писатель не только в одноименном памфлете, но и в статье того же года "Образованщина". Там же Солженицын призывал и к раскаянию ("раскаянию и самоограничению").

Что мешало святейшему Патриарху Алексию покаяться за своего предшественника Патриарха Пимена, так и не ответившего великому писателю? Напомним, что письмо было послано частным порядком по почте и лишь по прошествии определенного времени, достаточного для ответа, пущено в самиздат. Да и за сотрудничество Церкви с советской властью покаяться не мешало. Когда РПЦ, по сути, являлась филиалом МИДа (где отделение Церкви от государства?), а Патриарх Алексий I в новогоднем послании 1957 года осуждал противников Египта в Синайской (Суэцкой) войне или выступал в поддержку ввода советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года. Почему Церковь так и не поддержала призыв архиепископа Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина), заявившего на Архиерейском соборе 1992 года о необходимости Церкви очиститься от этой печальной страницы прошлого?

Вся церемония прощания не отменяет один простой факт. После президентского указа об увековечении памяти писателя Церкви не оставалось ничего иного, как воздать ему пышностью похорон. Всю ночь перед похоронами студенты Московской духовной семинарии читали над гробом Солженицына Псалтирь. В последний путь Александра Исаевича провожали 12 священников во главе с викарием Патриарха, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Вместе с семьей писателя у гроба стояли президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, только Алексия II на прощании с почившим не было... После прекрасного хорового пения в соборе Донской иконы Божьей Матери возле могилы прозвучал троекратный салют почетного караула солдат Московской военной комендатуры. Играл военный духовой оркестр. Ведь прежде чем стать писателем, Солженицын воевал, прошел боевой путь от Старой Руссы до Восточной Пруссии.

А что же Церковь? Ведь предстоятель РПЦ мог бы в своем лице совершить акт символического покаяния народа. Над гробом бывшего зэка Александра Солженицына подобное покаяние было бы уместно.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Солженицын

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты