поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 сентября 2008  распечатать

Андрей Гайосинкас

Христианская жизнь Литвы

Православный приход Михаила Архангела

Михаило-Архангеловский Храм

В северном районе Вильны под названием Снипишки православного храма не было, но в 1864 году была открыта церковно-приходская школа. Идея строительства нового храма принадлежала настоятелю Никольской церкви протоиерею Левицкому, в январе 1890 года предоставившему по этому поводу доклад в Училищный Совет. Идея была многими поддержана, и в августе 1891 года под строительство был выделен гектар земли, организован строительный комитет и начали поступать пожертвования. Жертвовали как организации и приходы, так и частные лица. Закладка храма произошла 8 мая 1892 года, а осенью 1893 строительство посетил Иоанн Кронштадский, пожертвовавший 600 рублей.

Всего же строительство комплекса обошлось в 30 тысяч рублей, причем строители обошлись без помощи государственной казны. Храм изначально планировался как церковь-школа с двумя флигелями (школа во флигелях начала действовать с 1894 года, кроме классов там же были и квартиры для учителей). Живописные работы в храме и оформление двухъярусного иконостаса были доверены местному художнику Молокину. Освящение Архангело-Михайловской церкви 5 сентября 1895 года совершил архиепископ Виленский и Литовский Иероним (Экземпляровский).

Интерьер Михаило-Архангеловского храма

Первый настоятель церкви о. Дмитрий Модестов по совместительству был еще и учителем в школе. Община прихода была достаточно крупной, прихожанами себя называли более восьмисот мирян, также церковь посещали и военнослужащие. Во время Первой Мировой войны настоятель о. Дмитрий был откомандирован на фронт (после окончания войны он вернулся в город и вновь возглавил приход), а большинство верующих эвакуировались. После войны вернулась относительно небольшая часть старых прихожан. Новые польские власти в лице городского магистрата отняли школьные флигеля – магистрат перевел их на свой баланс и разместил в них начальную школу с польским языком обучения, и вернуть их не помогли даже судебные тяжбы. В 1930 году вместо о.Дмитрия новым настоятелем был назначен о.Анатолий Керкович, служивший настоятелем до своей смерти 31 июля 1976 года.

С приходом в 1941 году советской власти флигели были национализированы и преобразованы в жилые квартиры. Во время Второй Мировой подвергся разрушению купол церкви, но с наступлением мира бедствия храма не закончились, т.к. разрешение на ремонт храма не выдавалось и он приходил в упадок. Местные городские власти даже выступили с инициативой ликвидировать храм, мешающий расположенному рядом рынку и вообще портящий районный пейзаж. Только самоотверженность прихожан, избравших новую двадцатку, очистивших своими руками храм и отмывших его, сделала возможным его сохранить. Женщины ходили по квартирам и собирали подписи в защиту церкви, мужчины установили круглосуточное дежурство, построили в куполе временный деревянный навес. Храм удалось отстоять.

Михаило-Архангеловский Храм. Во время богослужения

Тяжко проходят и хрущевские гонения, когда особенно строгим становится надзор за совершаемыми службами, который ослабевает только при Брежневе. 27 августа 1975 года свою первую службу в храме служит о. Вячеслав Сковородко, назначенный на приход вторым священником. И уже через год, после смерти о.Анатолия, он становится настоятелем. В этот период контроль становится достаточно формальным – тайные крещения совершаются только над детьми людей с определенным положением в обществе. Постоянными прихожанами были люди в основном пожилые, на которых было достаточно сложно оказать давление. Так, о.Вячеслав вспоминает, что ходил на службы даже некий сотрудник министерства сельского хозяйства, который впрочем достаточно сильно переживал, как бы это не получило огласки. Основной наплыв верующих был на большие праздники, да и количество совершаемых треб было немаленьким, так что по тем временам приход был весьма живым. о. Вячеслав настоятельствовал недолго – по 1 марта 1980, когда его сменил о. Николай Устинов.

С восстановлением независимости Литвы протоиерей Николай вновь поднял вопрос о возвращении церковной собственности. Процесс возвращения земельного надела еще не закончен, а процесс возвращении флигелей, из которых постепенно отселяли жителей, затянулся и поныне. Три квартиры в левом флигеле, которые жильцы успели незаконно приватизировать, и все еще в них проживают, хотя имеется надежда, что городское самоуправление еще в этом году их выкупит и процесс возвращения отторженой еще 90 лет назад собственности благополучно завершится.

Интерьер Михаило-Архангеловского храма

С 1990 года о.Николай начал опеку над детьми-сиротами из Дома опеки. С ростом общины, пришедшим с религиозной свободой, появилась необходимость и во втором священнике. 1 августа 1995 года для михайловского храма иереем был рукопложен Владимир Селявко, 1 сентября 2000 года он был переведен служить в храм Свято-Духова монастыря. После этого вторым священником для храма был рукоположен художник (расписывавший храмы) Виталий Серапинас, который продолжил традицию духовных бесед со взрослыми прихожанами, начатую о.Владимиром. Также о. Виталий начал посещать вильнюсскую тюрьму в Лукишкес, где заключенные сам оборудовали часовню, а благодаря ходатайству священника и пожеланию самих заключенных, православные верующие были помещены в одну камеру. После того, как о.Николаю по состоянию здоровья стало сложно выполнять функии настоятеля, 30 августа 2006 года о.Владимир Селявко был назначен новым настоятелем храма (о. Николай согласно прошению стал почетным настоятелем). В тот же день, буквально через пару часов, о.Виталий (возможно чаявший стать настоятелем) подал прошение о переводе за штат в связи с переходом на гражданскую работу. Первым деянием нового настоятеля было формирование церковного хора, длительное время отсутствовавшего в храме. А 22 января 2007 года к клиру храма прибавился молодой диакон Константин Лазукин, который уже 25 марта 2007 года был рукоположен во пресвитера. Также новый настоятель начал посещение тюрьмы на ул.Сниего.

Михаило-Архангеловский Храм. О. Владимир читает проповедь

На праздничное Рождественское Богослужение в храме к началу службы собралось порядка 150 человек, постепенно их число прибывало и к концу службы наверное уже перевалило за три сотни. За полчаса перед началом службы почетный настоятель о. Николай начал принимать исповеди, минут через двадцать, после совершения проскомидии (подготовка даров к причастию – из просфор вырезаются соответствующие частицы), увидев наплыв желающих облегчить душу, исповедовать начал и настоятель о.Владимир. В девять часов началась служба – с хора один мужской голос начал читать богослужебные Часы (третий и шестой). Далее возглас Благословенно Царство и мирная ектения, а затем пелись праздничные антифоны (110, 111 и 109 псалмы) между которыми были малые ектении. К этому времени о. Владимир уже закончил исповедовать и, перед возгласом "Благословенно Царство", прошел в алтарь. После ряда молитв открываются царские врата и настоятель обходит алтарь с массивным Евангелием в руках и выходит с ним к верующим. Затем звучат праздничные тропари и кондаки (формы напевных стихов). Поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа". Затем читается отрывок из "Деяний Апостолов", краткие молитвы и читается отрывок из Евангелия от Матфея с описанием обстоятельств рождения Иисуса. Вслед за отрывком из Евангелия настоятель зачитывает Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия. По окончании чтения совершаются краткие просительные моления (завершающиеся хоровым пением "Господи, помилуй", которому вторят многие прихожане). После этого начинается литургия верных, в начале которой также идут краткие просительные моления. Затем хор поет Херувимскую песнь, во время исполнения которой почетный настоятель протоиерей Николай совершает каждение, сперва в алтаре, а затем выходит к верующим и совершает каждение, обращенное уже к ним (в это время верующие склоняют свои головы). Вслед за каждением происходит "Великий вход" – о.Владимир кадит священные дары, берет дискос (блюдо с телом Господним) и потир (чаша с кровью Господа) и вместе с о.Николаем, несущим крест, выходит к верующим, (впереди них идет молодой прислужник, несущий свечу в высоком подсвечнике), верующие, воздавая честь Дарам, склоняют свои головы. После возвращения священнослужителей в алтарь закрываются царские врата однако за ними отчетливо слышны молитвы, хорошо поставленный голос и четкое произношение о.Владимира позволяют верующим быть в курсе происходящего, а не воспринимать только возглашения хора. Вновь поются краткие просительные молитвы, а затем всеми верующими поется Символ веры.

Михаило-Архангеловский Храм. О. Николай благословляет прихожан

Идет ряд молитв и песнопений (некоторые молитвы произносятся священником тайно), во время которых происходит освящение Святых Даров и происходит преосуществление. После новой серии просительных молитв все верующие поют "Отче наш" (весьма уверенно и внятно), затем поется рождественское песнопение, во время которого причащаются священнослужители. Настоятель выходит со святой чашей и начинает причащать верующих. На причастие выстраивается огромная, медленно движущаяся очередь. Некая бдительная бабушка спрашивает у нескольких человек (зашедших в храм в конце богослужения, но при этом пристроившимся в очередь ко причастию), были ли они на исповеди и после отрицательного ответа объясняет, что причастие предназначено только исповедовавшимся. Настоятель пытается ввести новую практику – причастия без исповеди, для тех кто регулярно ходит в храм – достаточно исповедоваться реже т.е. тогда когда есть нужда, чтоб изжить механическую исповедь; однако старые привычки прихожан не скоро отмирают. Приняв причастие, верующие со скрещенными руками направлялись к началу храма, где принимали теплоту и могли взять одну или две просфоры. После причащения последовало несколько кратких молитв и на благословление верующих с крестом вышел почетный настоятель о.Николай, к которому также выстроилась большая очередь (только на этот раз достаточно быстро движущаяся). После отпуста хор еще исполнил серию кант, посвященных светлому празднику Рождества (в том числе известную "Тихую ночь"). Храм начал пустеть, большая часть верующих разошлись, осталась только группа людей (человек 40-50), которые остались на поминальное богослужение (совершенное о. Владимиром с помощью пары хористов). Все это время к о.Николаю подходили люди со своими проблемами, желая получить духовный совет. После окончания всех богослужений, ядро прихода (примерно человек 40) собралось в боковом крыле храма, где был устроен праздничный стол, активные прихожане разговлялись самими же приготовленными блюдами и вином. В начале собрания пропев молитву, присутствующие начали трапезу и неформальное, легкое и веселое общение. В помещении витал дух праздника, дружелюбия и общности, приходской актив душевно отдыхал после поста.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

сюжеты:

Христианская жизнь Литвы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты