поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
01 октября 2008  распечатать

Заключение к.пс.н. С.Н. Толстиковой и к.пс.н. Г.Н. Травиновой от 03.09.2008 по одной из заключит. сцен м/ф "Мультипликационные войны, ч.II"

Заключение подготовлено по обращению Адвокатского бюро профессора М. Кузнецова Московской городской коллегии адвокатов, согласно ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" № 63-ФЗ от 31.05.2002.

Предметом исследования в рамках данного заключения является мультфильм "Мультипликационные войны, часть II" мультсериала "Южный парк".

Перед экспертами поставлен вопрос:

Может ли быть оценена сцена в выпуске № 4 "Мультипликационные войны, часть II" сезона показа № 10 мультсериала "Южный парк", идущая ближе к финалу указанного мультфильма и показывающая, как некто, именуемый в мультфильме и именующий себя как "Иисус", бросается фекалиями, как унижающая человеческое достоинство верующих христиан?

Краткое описание исследования, проведенного в рамках ответа на поставленный перед экспертами вопрос.

Указанная сцена содержит игровые действия мультипликационных персонажей, среди которых имеется мужчина, по своему внешнему виду представляющий мультипликационное изображение Иисуса Христа, либо создающий аллюзии к Иисусу Христу (в сцене он именуется просто как "Иисус"). Следует понимать, что в восприятии подавляющего большинства зрителей имя Иисус ассоциируется именно с Иисусом Христом. Тем более, эти ассоциации будут усиливаться видом облачений этого мультперсонажа, схематично отсылающим именно к той эпохе двухтысячелетней давности, когда, как гласит Новый Завет, в земном мире жил Иисус Христос, а также тем фактом, что сериал "Южный парк" и во многих других сериях обращается к образу Иисуса Христа, всячески издеваясь над этим образом и над религиозными чувствами верующих христиан.

Действующие лица этой сцены заявляют, что они "кладут друг на друга каки", что в видеоряде, который сопровождается этими высказываниями, означает бросаться друг в друга кусками человеческих испражнений. Вслед за этим появляется "Иисус", который включается в это абсурдное и оскорбительное действо (бросание друг в друга кусками испражнений), заявляя: "Ой, смотрите, я – Иисус. Я буду класть каки на мистера...".

Оскорбительный характер этой сцены еще более усиливается, когда вся эта странная компания, бросающаяся друг в друга кусками испражнений, в унисон говорит о тех испражнениях, которыми бросается: "Вкусные каки!". Мало того, что таким высказыванием персонажи сцены выражают свое одобрение (в его крайней степени – используются слово "вкусные" и соответствующая интонация), так эти персонажи также заявляют, что они ели, во всяком случае, попробовали на вкус эти куски испражнений.

Психологический анализ этой сцены с точки зрения известных стереотипов нормальных людей, не имеющих психических или психологических аномалий, девиаций своего сознания и восприятия, позволяет со стопроцентной точностью говорить о том, что, чисто теоретически, такой мультфильм, снятый о реально живущем, конкретном человеке, явился бы жесткой степенью оскорбления, клеветнического издевательства над этим человеком, причинившего особенно болезненные психологические раны, боль и страдания этому человеку. Это связано с тем, что оскорбления, прямо отсылающие или дающие аллюзии к экскрементам, содержащие в своем составе обсценную лексику "экскрементального" содержания (использующую те или иные ненормативные лексимы, имеющие отношение к экскрементам), в обыденном и устоявшемся сознании россиян воспринимаются и оцениваются как одни из нескольких обидных, наиболее сильно посягающих на честь и достоинство человека.

Поскольку в сцене речь идет об Иисусе Христе, почитаемом верующими христианами как Богочеловек, как одна из ипостасей Бога, то аналогичная психологическая реакция на непосредственный просмотр верующим христианином такой сцены или на то, что верующий христианин узнал о трансляции такой сцены из СМИ или сети Интернет, от знакомых и т.д., будет не просто ожидаемой, а будет обязательно, не может не быть. Но помимо вынужденной экстраполяции верующим такого увиденного или ставшему ему известным оскорбительного глумления над образом Иисуса Христа на себя, степень оскорбления чувств и унижения человеческого достоинства верующего христианина будет существенно усилена, поскольку указанная сцена посягает на самое святое для верующего христианина.

Анализ представленной для исследования сцены дает все необходимые основания сделать вывод о ее намеренной изначальной направленности на возбуждение, инициирование насколько возможно максимально мучительных нравственно-душевных страданий верующим христианам. Такие страдания могут быть охарактеризованы как непереносимые. По существу, весь смысл сцены в том, чтобы вызвать в сознании зрителя настолько болезненные ощущения шокового типа от просмотра данной сцены или от информирования его о факте публичного показа данной сцены, которые можно сравнить со своего рода эмоциональным ударом. Аналогичные психологические потрясения человек получает, для примера, от известия о гибели близкого родственника, от лицезрения с близкого расстояния страшной аварии с многочисленными человеческими жертвами. Именно на достижение такого результата направлены замысел и суть исследуемой сцены, совокупность и особенности использованных аниматорами средств художественно-образного изображения и смысл закадрового звукового ряда.

Следует также отметить, что поскольку Иисус Христос почитаем также и в исламе – почитаем как пророк, то данный вывод можно обоснованно распространить и на мусульман.

Вывод по исследованию – ответ на поставленный вопрос.

Нет никаких сомнений, что представленная на исследование сцена выпуска № 4 "Мультипликационные войны, часть II" сезона показа № 10 мультсериала "Южный парк", показывающая, как некто, именуемый в мультфильме и именующий себя как "Иисус", бросается фекалиями, действительно, целенаправленно жестоко унижает человеческое достоинство верующих христиан, изощренно и в высшей степени болезненно оскорбляет их религиозные чувства.

Кандидат психологических наук, декан факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института С.Н. Толстикова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского гуманитарного педагогического института Г.Н. Травинова

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Общественный совет РФ по телевидению

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты