Аркадий Малер считает, что любой человек имеет право высказывать свое мнение по поводу той или иной религии Аркадий Малер православный философ, председатель Византийского клуба считает, что любой человек может высказывать свое мнение относительно любого религиозного мировоззрения. Так он прокомментировал заявление в прокуратурой с просьбой обратить внимание на текст одного из православных святых.
Аркадий Малер в частности сказал:
"Заявление в прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении сайта Юрия Максимова не выдерживает никакой критики. Иметь свое мнение относительно любого религиозного мировоззрения и его основателей – частное право каждого человека. Подобные иски – это своего рода проверка православного общества на сознательность и сплоченность. Я считаю, что все православные лидеры и СМИ должны поддержать богослова!
Заявление с просьбой возбудить дело по статье 282 п. 1 УК РФ в отношении сайта Юрия Максимова "Православие и ислам", на мой взгляд, не выдерживает критики по меньшей мере потому, что претензии истцов относятся к переопубликованному на этом сайте тексту священномученика Александра (Миропольского) "Мнимое благочестие Мухаммеда" из его книги "Любовь – сущность христианства" (М., Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 2003), носящему чисто концептуальный характер.
Представим себе, что кто-то напишет статью о мнимом благочестии какого-то православного святого из далекого прошлого – понятно, что нам это будет неприятно и обидно, но это не повод для правовых разбирательств. Иметь свое мнение относительно любого религиозного, политического, научного и какого угодно мировоззрения и его основателей – это частное право каждого человека, этот тот абсолютный минимум гражданской свободы, которым наделен любой человек в правовом обществе. Неужели подавшие в прокуратуру считают по-другому? И если это так, то какое общество они нам предлагают – где за критику в адрес Мухаммеда люди будут проходить по уголовным статьям? Тогда нужно запретить любые конфессиональные дискуссии, любое миссионерство и катехизаторство, а также само изучение религий в светских школах и вузах, где никто не обязан считать ислам истинной религией.
Подобные иски – это в то же время проверка православного общества на сознательность и сплоченность. Православное христианство со стороны выглядит весьма мирной, созерцательной и беззащитной религией, православные не доставляют никаких проблем ни светской власти, ни другим конфессиям, и поэтому складывается ощущение, что рядового православного гражданина можно засудить за непочитание Мухаммеда, да и вообще сделать с ним все, что угодно – и православное сообщество никак на это не отреагирует.
Я надеюсь, что тенденции последних лет изменят это ложное ощущение. При этом у многих людей совершенно другие ощущения возникают от ислама – эти люди совершенно не обязаны читать Коран, вникать в мусульманскую теологию, вспоминать отличия суннизма и шиизма, эти люди просто знают, что большинство терактов в России делали люди от имени ислама, что именно мусульмане при помощи США создали свое государство на территории сербского Косово, что сами слова "верные" и "неверные", "джихад" и "газават", "шахид" и "женщина-смертница" ассоциируются с исламом. Я думаю, что это проблема только самих мусульман – почему их религия имеет такой имидж в восприятии многих людей. И когда именно мусульманские деятели требуют лишить российский герб христианской символики или хотят возбудить дело по факту неприятия пророка Мухаммеда – это только усугубляет соответствующие страхи". По материалам: Институт религии и политики
|