поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
09 декабря 2008  распечатать

Павел Умнов

Патриарший крест

На смерть Патриарха

Источник: Русский журнал

Умер Патриарх. В такие дни очень сложно уйти от формата некролога с одной стороны и критической статьи "о проблемах и перспективах Русской Православной Церкви при преемнике", с другой. Тем не менее, смерть Патриарха Московского и всея Руси ставит вопрос не только о его достижениях, но и о тех проблемах, которые он оставил своему преемнику.

18 лет служения

За прошедшие 18 лет удалось сделать очень многое – восстановить храмы и монастыри, вернуть многие православные святыни, развернуть масштабные просветительские программы, а главное – сделать так, чтобы Церковь стала ближе к людям в прямом смысле этого слова. Можно сколь угодно долго говорить о том, что в церкви мало достойных священников, но нельзя не заметить, что храмов стало больше, а найти церковь рядом с домом теперь легче.

Конечно, не все удавалось, и сам Патриарх неоднократно говорил о том, что мало восстановить храмы, нужно воспитать настоящих священников, а не "требоисполнителей и кадиломахателей", но Святейший делал все возможное, чтобы улучшить ситуацию. Можно вспомнить решение о "младостарцах" (молодых священниках, авторитарно руководивших паствой), требования убрать ценники из храмов и не брать деньги за Таинства. Так что в процессах "очеловечивания" церкви была реальная заслуга Патриарха Алексия II, чей авторитет не вызывал ни у кого сомнений. Это все "мелочи", к которым мы привыкли, и ныне сложно себе представить, что 18 лет назад ситуация была совершенно другая.

Если говорить о вещах более масштабных, то Патриарху Алексию II удалось выстроить довольно четкую систему церковно-государственных отношений. Сейчас очень модно говорить о том, что России "угрожает клерикализация", что "церковь рвется во власть", но на самом деле ситуация совершенно иная. Если отойти от удобных мифов и посмотреть вокруг, то картина получается не столь однозначная: в 1990 году Церковь только перестала быть гонимой и начала делать первые шаги к собственной независимости. Святейший многое сделал на этом пути – в 1991 году Патриарх Алексий II фактически поддержал Бориса Ельцина; он выступил в роли миротворца в 1993 году, когда страна была на грани гражданской войны; а позднее предстоятель РПЦ МП поддерживал добрые отношения с представителями власти.

Его часто ругали за подобную близость к власти, полагая, что Церковь поддержит любые начинания власть предержащих, но Патриарху Алексию II в ключевые моменты удавалось показать, что православные не будут автоматически поддерживать любые решения властей. Когда был принят 122 закон о монетизации льгот Святейший довольно жестко сказал о том, что в результате этой акции не должны страдать люди, и власть несколько поумерила свой пыл. В во время конфликта с Грузией и Патриарх, и Синод говорили о том, что русские и грузины – два православных народа, которые нельзя разделять. Чуть позже Синод не пошел по стопам российских властей и не принял в юрисдикцию РПЦ МП епархии, находящиеся на территории Абхазии и Южной Осетии, сохранив тем самым единство Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, Патриарху Алексию II всегда удавалось уйти и от ненужных конфликтов с властями. Будучи опытным дипломатом и представляя себе церковно-государственные отношения на местах, Патриарх не делал резких заявлений, но добивался блага для Церкви дипломатичностью и личным авторитетом.

Предстоящие труды

Сложными были и внутрицерковные дела – помимо масштабного раскола на Украине и периодически возникавших проблем с Константинополем или Ватиканом, в Церкви то пытались "разобраться" с "обновленцами", то записывали в "обновленцы" самого святейшего, то призывали немедленно канонизировать Николая Романова, то обещали не поклониться его иконе даже под страхом смерти. Над всеми этими маленькими и большими спорами стоял Патриарх Алексий II. Ему писали письма с просьбой поддержать тех или других, немедленно канонизировать или, напротив, покарать, а он спокойно и твердо держался серединного пути – никого не карал без крайней нужды и примирял, договаривался, чего ему это стоило – знает один Бог.

Теперь он умер, и неизбежно встает вопрос, а что же дальше?

Кто бы ни стал преемником Алексия II, он вынужден будет решать вопросы, связанные с расколом на Украине, статусом церковного имущества, и другие острые внутрицерковные проблемы.

Ситуация на Украине очень сложная. Ющенко всеми силами стремится создать поместную православную церковь на Украине и требует, чтобы православные имели те же права на переговорах об объединении, что и раскольники. Позиция Константинополя в этом вопросе не очень понятна– летом план Ющенко сорвался, и Патриарх Варфоломей не стал создавать модели для объединения, но сейчас от позиции нового Предстоятеля РПЦ МП, которого изберут в ближайшие полгода, будет зависеть очень много, так что в этой ситуации невозможно делать прогнозы.

Вопросы имущества тоже достаточно болезненные. До сих пор возникают сложности вокруг просьб Церкви о передачи или даже временном использовании той или иной святыни. Последний пример – ситуация с иконой "Троица" Андрея Рублева, когда некоторые СМИ и искусствоведы фактически начали компанию против Церкви, прикрываясь "заботой о национальном достоянии". Разумеется, речь не идет о том, чтобы можно было все забрать или отдать, процесс передачи зданий и святынь и решения имущественных вопросов – долгий, и каждый Патриарх решает его индивидуально.

Внутрицерковные проблемы тоже никуда не ушли – недавняя история с бывшим епископом Диомидом прекрасное тому свидетельство, так что новому предстоятелю Русской Православной Церкви придется лавировать между крайними консерваторами и либералами, делая так, чтобы Церковь оставалась единой.

И наконец отношения с властями – они во многом остаются результатом устных договоренностей, и новому Патриарху придется вырабатывать какую-то свою модель церковно-государственных отношений. Патриарший местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, например, говорил о необходимости договоров (конкордатов) между светскими властями и представителями традиционных религий, но какой путь выберет новый предстоятель – покажет время.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Павел Умнов

сюжеты:

Кончина патриарха Алексия II

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

18.10.2019

А.В. Щипков избран заместителем главы Всемирного русского народного собора

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Патриарх Кирилл призвал народ быть с Русской Церковью в ситуации намеренного провоцирования раскола Православия

Патриарх: "закулисные силы" пытаются оторвать Россию от греческого мира

Патриарх: численность нации должна стать приоритетом наравне с обороной

Патриарх Кирилл сравнил практику абортов с языческими жертвоприношениями

РПЦ отказывает в пользе либерализма русскому народу

17.10.2019

Большой межконфессиональный форум впервые проходит в Биробиджане

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

20.09.2019

Русская народная линия:
Диакон Игорь Голиков
"Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс"

14.09.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Церковь ценит труд писателя

15.08.2019

Радонеж:
Андрей Рогозянский
Пришло время твёрдо сказать: "Я – с моим Патриархом!"

03.08.2019

Институт Наследия:
Новые законы поставят информационную безопасность детей под угрозу?

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты